ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по русскому языку (7 класс)

Сергеева Светлана Николаевна

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpfmxpo4_rabota-s-odaryoyni-detni.docx398.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

Протокол №1

от «30» августа   2021 г.

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора по УР

________________________

Нахаева М.И.

Протокол №1

от «30» августа   2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

директором школы

________________________

Кириллова Т.И.

Приказ №109-0

от «30» августа   2021 г.

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе)

2022-2023 учебный год

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/2808397/pub_603ab7e26cd9133fa66b4819_603ab83c732f3c7f623e7f62/scale_1200

Составитель: Сергеева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2022

Проблема работы с одарёнными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования»  с тем,  чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие  признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. 

Цель работы с одарёнными детьми.

Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности  

Задачи:

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;
  • творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
  • увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Основные направления работы:

  1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
  5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/230/61763/2/img15.jpg

 

Организация работы с одарёнными обучающимися  


п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

1

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе.

 Сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Сентябрь

3

Создание банка данных одарённых детей.

Сентябрь

4

Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

В течение года

5

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В течение года

6

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. 

В течение года

7

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

В течение года

8

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих.

В течение года

9

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

10

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Сентябрь-октябрь

11

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Октябрь

12

Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время.

Октябрь-ноябрь

13

Неделя русского языка  и литературы.   Участие в предметных мероприятиях. 

По плану работы МО

14

Консультационная работа на уроке и  во внеурочное время.    

В течение года

15

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

В течение года

16

Работа в Интернете по поиску и использованию информации при  выполнении домашних заданий.    

В течение года

17

Подбор заданий повышенного уровня сложности.

В течение года

18

Вовлечение в активную внеклассную творческую работу.

19

Создание портфолио учащихся  «Творческие и исследовательские работы по русскому языку и литературе».

В течение года

20

Выставка творческих работ учащихся.

Апрель

21

Участие в различных  дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В течение года

22

Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

В течение года

23

Занятия по составленному плану 3 раза в месяц

В течение года

24

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

В течение года

Банк одарённых обучающихся

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

Способности

1

Григорьева Дарья

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные,

исполнительские.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Щука Елизавета

Лашкевич Егор

Щегловская Полина

Андреева Мария

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Календарно-тематическое планирование занятий

п/п

Темы занятий

Форма организации учебных  занятий

Творческие работы

Ф.И ученика

Сроки проведения занятий

1

Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

Создание презентации

Григорьева Дарья

Сентябрь

2-3

Подготовка  к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе.

Выполнение олимпиадных заданий

Щука Елизавета

Лашкевич Егор

Щегловская Полина

Андреева Мария

Сентябрь

4

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

Практические занятия

Составление оригинального словарика

. Щегловская Полина

Андреева Мария

Сентябрь

5-6

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Участие в олимпиаде

Щука Елизавета

Лашкевич Егор

Щегловская Полина

Андреева Мария

Октябрь

7-8

Основы русского стихосложения.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Составление вопросов викторины по теме

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Октябрь

9-10

Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные.

Практическое занятие Тестовые задания

Составление кроссворда

Григорьева Дарья

Ноябрь

11-13

Ученые - лингвисты

Лекция с элементами беседы

Книжка-раскладушка «Ученые -лингвисты»

. Щука Елизавета

Щегловская Полина

Ноябрь-декабрь

14-15

Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.

Практическое занятие

Составление оригинального словарика

Щегловская Полина

Андреева Мария

Декабрь

16-17

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Практические занятия

Щука Елизавета

Лашкевич Егор

Щегловская Полина

Андреева Мария

Декабрь-январь

18-19

Творчество писателя- классика А.С. Пушкина.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Создание презентации,

чтение наизусть

Щегловская Полина

Андреева Мария

Январь

20

Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова.

Устный журнал

Подготовка реферата

Андреева Мария

Январь

21

Береза-символ  России в поэзии.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Создание презентации,

чтение наизусть

Григорьева Дарья

Щука Елизавета

Февраль

22-23

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов.

Учебная лекция. Тестовые задания

Ролевые игры.

Создание альбома «Фразеологизмы в рисунках»

Щегловская Полина

Андреева Мария

Февраль

24

Морфемный анализ слова.

Презентация + практические занятия

Защита творческого проекта, презентация

Лашкевич Егор

Февраль

25-26

Великий и могучий школьный сленг.

Исследовательская деятельность

Совместный проект

 Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Март

27

Словообразовательные цепочки и гнёзда.

Практическое занятие.

Представление результатов работы

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Март

28-29

Лингвистические сказки

Исследовательская деятельность

Ролевые игры.

Сочинение сказок. Иллюстрирование

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Март-апрель

30

Имя существительные конкретные,  абстрактные, вещественные, собирательные.

Практическое занятие

Защита научно-исследовательской работы

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Лашкевич Егор

Апрель

31

Историческая морфология.

Устный журнал

Подготовка реферата

. Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Лашкевич Егор

Апрель

32

Сложные синтаксические конструкции.

Практическое занятие

Сочинение

Григорьева Дарья

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Лашкевич Егор

Май

33

Говорящие фамилии в произведениях писателей

Исследовательская деятельность

Создание презентации

Григорьева Дарья

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Лашкевич Егор

Май

34

Литературные места нашего города.

Исследовательская деятельность

Григорьева Дарья

Щука Елизавета

Щегловская Полина

Андреева Мария

Лашкевич Егор

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности"

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...

Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"

Программа "Выявление и развитие  у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"...

«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».

laquo;Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности»....

Программа выявления и развития у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...