«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».
материал по математике (7 класс)
«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-vyyavlenie-i-razvitie-sposobnostej-obuchayuschihsya.docx | 55.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дроздовская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Программа
«Выявление и развитие способностей обучающихся»
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
- Концепции развития дополнительного образования детей № 1725-р;
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
- ранняя диагностика способностей;
- психолого - педагогическая поддержка одарённых (мотивированных) детей;
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
- создание системы симулирования творческой деятельности обучающихся;
- вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
- усиление методического сопровождения по данному направлению; (исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему).
- расширение возможностей для участия в творческих выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
Основные направления реализации программы
- выявление творческих способностей обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
- наблюдение;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практико ориентированной направленности;
- проектная, исследовательская деятельность;
- ролевые игры;
- конкурсы, выставки;
- конференции творческого и исследовательского характеров.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
- привлечение обучающихся к проведению конкурсов и выставок.
- использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в группах;
- назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
- приобщение (в различных формах) к работе педагога;
- повышение степени сложности заданий;
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конференциях, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
Педагогические методики: Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Диагностика:
- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
- Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
- Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).
- Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на занятии.
- Оценка уровня мотивации (по Лускановой Н.Г.).
- Анкета одаренности (А.И. Савенков) (предлагаю заполнить родителям).
- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»).
- Методика «Оценка общей одаренности»
- Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя».
- Методика «Карта одарённости».
- Проектная технология Джона Дьюи.
- Метод проблемного изложения материала.
- Исследовательский метод С.Т. Шацкого.
- Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора».
- «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.).
- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
- «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая.
- «Диагностика направленности мотивации» (Т.Д. Дубовицкая).
- «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова.
- Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся».
- Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой).
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, склонностей, интересов, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности Центра детского творчества. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством творческие способности, восприимчивость к учению, возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Приложение.
МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УДО
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1.Интеллектуальные способности | 1. На занятиях все легко и быстро схватывает. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, анкетирование |
2.Художественные способности | 1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
3.Музыкальные способности | 1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. 2. Хорошо поет, танцует, играет на инструменте. 3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
4.Способности к занятию научной работой | 1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. 4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 5. Интересуется актерской игрой. 6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
5.Литературное дарование | 1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
6.Артистический талант | 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
7.Технические способности | 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
8.Способности к спорту | 1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тест
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П. Ильин)
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да; б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового; б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да; б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да; б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от
метки:
а) да; б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да; б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да; б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о
чем в них идет речь:
а) да; б) нет.
10. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться; б) болеть.
11. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.
Для определения художественно – творческого развития в процессе оценивания творческой работы обучающегося начального общего образования используется адаптированная методика Н.В.Шайдуровой
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Разработанность содержания образа | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. | Ученик детализирует художественный образ лишь по просьбе учителя | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ученик изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Основываясь на критериях, выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ученик испытывает трудности в создании образов; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ученик с помощью учителя затрудняется в создании образов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Литература:
1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми /
В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2014. - No 6. С. 22 - 28. - Библиогр.: с. 28.
2.Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей
/ А. К. Сатынская // Одар. ребенок. 2015. - No 6. - С. 29 - 33. - Библиогр.: с. 33.
3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж.
П. Карамбаев // Одар. ребенок. – 2014 . - No 6. - С. 50 - 55. - Библиогр.: с. 55.
4. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии
одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2015. - No 6. - С. 122 -
127.
5. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними
/ И. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности"
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной активности"...
Форма № 2. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях...
Программа «Выявление у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
программа...
Программа выявления и развития у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...
Активность участия обучающихся, подготовленных педагогом, в мероприятиях, направленных на выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности (конкурсы, фестивали муниципального, регионального, всероссийского уровней)
Участие обучающихся в мероприятиях по предмету и внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, фестивали и др.)....
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...