Разработка урока по истории 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)
Разработка урока по истории 8 класс
На тему:«Начало правления Петра I»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_istorii_8_klass.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Разработка урока по истории
«Начало правления Петра I»
8 класс
Подготовила:
Мамчуева З.Х.,
учитель истории и обществознания
Разработка урока: «Начало правления Петра I».
Цель урока: выявить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале
XVIII веков, рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления; исследовать качества и черты, приобретенные Петром I в детстве. Задачи урока: Обучающие: изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных); знание хронологии изучаемого периода; знание исторических фактов изучаемого периода; соотнесение исторических фактов и общих явлений. Развивающие: создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать вывод. Воспитательные: формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать
формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся. Планируемые результаты: предметные: определять исторические процессы событий во времени; осуществлять
поиск информации в источниках различного типа и вида; описывать детские годы Петра I; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности
исторических личностей) при составлении исторического портрета Петра I; Метапредметные УУД: коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; работать с разными
источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее
из одной формы в другую; Личностные УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению
истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к историческому наследию; формировать российскую гражданскую идентичность.
Техническое обеспечение урока: ИКТ ресурсы, учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Эпиграф к уроку
«Народ собрался в дорогу; ждали вождя; вождь появился».
С.М. Соловьев
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
1.Рассказ пункта «Усиление западного влияния на Россию». Слайд 1.
2. Фронтальный опрос:
- Что такое Немецкая слобода?
- Чем прославились Симеон Полоцкий, Ордин-Нащокин, Голицын?
- Вспомним, каким был государственный строй в России в конце XVII в?
- Что это значит? Кому принадлежала власть?
- Могли ли цари выступать инициаторами реформ?
Вывод: Бояре и дворяне принадлежали к высшему сословию России, но в то же время они являлись слугами государя, и без его участия ничего изменить не могли. России нужен был царь-реформатор.
III. Мотивационно-целевой этап. Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Отгадайте, про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «____________ как реформатор
созрел за границей».
Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить, о чем сегодня будет наш урок? Тема урока: Начало правления Петра I. С.М. Соловьев говорит о Петре I. Эту мысль историк развивает в цикле лекций, посвященных 200-летию Петра, которые он прочел в Благородном собрании в 1872 г. По мнению Соловьева великий человек есть сын своего времени и своего народа, а деятельность его есть результат предшествовавшей истории народа. Задумайтесь над словами историка и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Слайд 2. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со
словом Петр I? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру, какое бы прозвище дали вы? Что Вы знаете об этом правителе и его делах? Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в
начале правления. В течение многих уроков вам придется изучать эти многочисленные обстоятельства и ответить на вопрос, который красной нитью пройдет через всю изучаемую тему. Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России. Почему Петра I называют необычным царём? План урока
- Детство Петра I.
- Двоецарствие. Царевна Софья.
- Начало царствования Петра.
- Азовские походы.
- Великое посольство 1697 – 1698 гг.
Учитель: Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Слайд 3. Каким же он был, этот противоречивый русский царь? IV. Работа по теме урока. 1. Детство Петра I. Учитель: Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого. Высказывание на доске: «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…». С.М. Соловьев. Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка? Эпоха Петра связана с преобразованиями в России. Мы еще не изучали реформы Петра.
Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления. Слайд 4. Задание 1 ( с. 11 рабочая тетрадь): Привлекая содержание пунктов 1,2,5 § 3, составьте характеристику образования, полученного Петром I. Слайд 5-6 Задание 3 ( с. 12-14 рабочая тетрадь): Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Сравните содержание текста с фрагментом работы историка С.М. Соловьева (с.24 учебника). Чем тексты взаимно дополняют друг друга? Слайд 7-8 2.Двое царствие. Царевна Софья. Учитель: XVII век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре. Но это с одной стороны, а с другой…Век – «бунташный». Итоги этого века
были очень противоречивы. Да и в царских хоромах было неспокойно… Задание 2. ( с. 12 Рабочая тетрадь): Заполните схему, опираясь на содержание пунктов 1
и 2,§3. 3.Начало царствования Петра. Учитель: Юный царь пришел к власти. Но наследство Петру досталось незавидное. Беседа по вопросам: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления. К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря. Удобно ли было вести торговлю через эти моря? Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией. Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как
можно было получить выход в эти моря? Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря. Что нужно для осуществления завоеваний? Что представляла собой русская армия XVII века? Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю
вам найти, самостоятельно поработав с учебником. Слайд 9-10 Работа по группам.
1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы (с. 21-22 учебник). 1.Назовите даты Азовских походов? 2.С кем воевала Россия? 3.Какова цель этих походов? 4.Каков результат 1Азовского похода? 5. Каков результат 2 Азовского похода?
2 группа учеников получает карточку №3. «Великое посольство» (с. 22-23 учебник). 1.Когда состоялось «Великое посольство»? 2.Состав «Великого посольства». 3.Цели «Великого посольства». 4.Каким был маршрут «Великого посольства». 5.Итоги «Великого посольства».
Стрелецкий бунт. Расправа Петра I со стрельцами. Задание 12 (с.15 рабочая тетрадь). Рассмотрите репродукцию картины художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (с. 21 учебника) и устно ответьте на вопросы.
V. Закрепление. Заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой
будет продолжена на ряде следующих уроков.
Дата | Событие | Результат |
VI.Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы узнали о том, как юный царь пришел к власти, о первых шагах во внешней политике знаменитого российского императора – Петра Алексеевича. Слайд 11- -Ну что же, сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол? - развитие экономики («Великое посольство»); - создание флота; - завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море Петр I мечтал о превращении России в великую державу. Очень ярко и образно передал его мысли А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн. И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслась; бедный челн, По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам, Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам, В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен, Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам, Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
Проблемный вопрос: Роль Петра 1 в истории России. Почему Петра I называют
необычным царём? И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой. Выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия. Сегодня на уроке мне открылись: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства: Три самых важных качества:
- Домашнее задание.
1. Параграф 3. Ответить на вопросы.
2. Выполнить задание из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 25 учебника (на выбор)
3. Выполнить задание 13 на с. 16 в рабочей тетради на печатной основе к параграфу № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письме...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»
Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.
Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...