Основные направления буддизма
статья по истории

Кара-Сал Айыран Алексеевна

Основные направления буддизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основные направление буддизма44.82 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Введение        3

1. Понятие и определение хинаяны и махаяны        4

2. Четыре неизмеримых состояния ума        8

3. Две истины        10

Заключение        12

Список использованной литературы        16


Введение

Большинство современных традиционных религий Востока относятся к типу политеистических религий.

Большинству восточных религий сегодня присущ национальный характер, их последователями являются определенные народы и вне этих народов миссионерская деятельность не ведется.

Буддизм зародился в VI в. до н. э. в Индии как оппозиционное по отношению к брахманизму течение. Его основателем считается легендарный принц Сиддхартха Гаутама из рода шакья, который пришел к Просветлению после семилетних поисков истины и познал путь избавления от страданий. Поэтому он стал именоваться Буддой, что означает «Просветленный». Некоторые буддийские представления взяты из Вед без изменений (например, идея о карме и вращающемся колесе Сансары), некоторые подверглись радикальному переосмыслению («дхарма»).

В начале своего развития буддизм был скорее этическим учением и лишь через длительное время приобрел черты религии с культом, особыми ритуалами и специальными служителями.

В начале нашей эры в буддизме выделились два направления: Хинаяна («Малая колесница»), предполагающая путь спасения только через монашество; махаяна («Большая колесница»), допускающая возможность спасения и для мирян. В процессе приспособления к местным культурным и религиозным традициям в рамках буддизма возникают новые течения и школы, расходящиеся с первоначальным учением: ламаизм, дзен, амидаизм, нитирэнизм и многие другие. Для всех общим остается отрицание высшего Бога-Творца (иногда буддизм называют «атеистической религией»), почитание Будды и стремление к достижению «нирваны», как цели освобождения от бега по кругу перевоплощений.

Цель работы – рассмотреть основные направления буддизма.

1. Понятие и определение хинаяны и махаяны

Термины Хинаяна (Малая колесница, Умеренная колесница) и Махаяна (Великий проводник, Обширная машина) впервые появились примерно во 2-м веке нашей эры, о Сутрах Праджняпарамита (Сутрах о далеко идущем различающем осознании, Сутрах о совершенстве мудрости).

Эти сутры относятся к ранним текстам махаяны, и там эти термины использовались, чтобы подчеркнуть превосходство их учения по объему и глубине над предыдущими буддийскими школами.

Хотя значения этих терминов связаны с точкой зрения махаяны и присутствуют исключительно в текстах махаяны, на самом деле они различны. Термин хинаяна стал собирательным термином для восемнадцати буддийских школ, из которых до сих пор сохранилась только одна - тхеравада. Махаяна также охватывает несколько школ. Индо-тибетская традиция рассматривает и обсуждает систему философских принципов хинаяны, ссылаясь на вайбхашику и саутрантику (раздельное мнение о буддийском совете, когда стороны разошлись), которые принадлежат к сарвастиваде, одной из восемнадцати школ. Но так как некоторые школы хинаяны появились позже, чем махаяна, невозможно назвать ранний хинаянский буддизм и махаянский буддизм поздним[1].

В настоящее время традиция Тхеравады распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. Еще одна из восемнадцати хинаянских школ - дхармагупта - широко распространена в Центральной Азии и Китае. Китайская монашеская традиция следует за монашескими правилами дисциплины (Виная в палийском каноне) школы Дхармагупты. Кроме того, махаяна распространилась в Индонезию, хотя сейчас ее там нет. Поэтому также неправильно называть хинаянский южный буддизм и махаянский северный буддизм.

Школы хинаяны и махаяны в общих чертах описывают как способ достижения очищенного состояния архата (освобожденного существа) для шраваков (слушателей учений Будды) и пратьекабудд (постигать) и путь достижения состояния будды для бодхисаттв. Таким образом, они, по сути, переплетаются в чем-то и чем отличаются[2].

Архат - Святой Монах своими усилиями достиг Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

Бодхисаттва (Будда) - это тот, кто породил в себе намерение стать Буддой, чтобы иметь возможность приносить пользу миру.

Существуют значительные различия во взглядах хинаяны и махаяны на архатов и будд. Обе школы согласны с тем, что архаты или освобожденные существа более ограничены, чем будды или просветленные существа. Последователи Махаяны определяют это различие с точки зрения двух групп арахни: эмоциональное предотвращение освобождения и затемнение познания, предотвращение всеведения. Они верят, что только архаты свободны от прошлого, а Будда свободен от двух омрачений. В хинаяне такого разделения нет, оно свойственно только махаяне.

Обе традиции утверждают, что для достижения освобождения и просветления необходимо приобрести знание об отсутствии невозможной души (души как отдельной энергии, несущей наше Я и после смерти), или «самоотверженности» (Я есть самостоятельно). На санскрите, на котором написано большинство библейских текстов сарвастивады и махаяны, отсутствие самоанатмы называется на пали языком библейских текстов тхеравады - анатта. Школы хинаяны утверждают, что отсутствие невозможной души (или Атмана), которая не затронута, неделима, отделена от тела и разума и может знать себя, присуща не всем явлениям, а только отдельным людям. Осознав отсутствие такой души только у отдельных людей, можно стать архатом или буддой. Это зависит от того, насколько велик накопленный положительный потенциал, или так называемая заслуга, карма, добро и т. д. Так как будды развивают просветляющую цель бодхичитты (пробужденное сознание, просветление посредством добрых дел), они обладают большей положительной силой, чем Архаты.

Согласно Махаяне, Будды знают об отсутствии невозможной души не только в отдельных людях, но и во всех явлениях. Они называют это не пустотой. Индийская школа махаяны не согласна с этим, вы понимаете пустотность явлений архатов. Последователи махаянской школы Мадхьямака-Прасангики отвечают на этот вопрос утвердительно. Однако четыре тибетские традиции по-разному интерпретируют точку зрения. Некоторые считают, что архаты и будды понимают пустоту явлений по-разному, а другие утверждают, что они одинаковы. Некоторые говорят, что архаты знают пустоту меньшего количества явлений, чем будды; другие считают, что это не так. Но здесь мы не будем вдаваться во все детали этих различий[3].

Обе традиции утверждают, что стадии продвижения к очищенному состоянию (бодхи) архата или будды включают прохождение пяти уровней развития ума, так называемые «пять путей»: путь творения (накопления); способ применения (подготовка); способ наблюдения (зрение); способ привыкания (медитации); и способ прекращения практики (путь без обучения). Как архаты, так и бодхисаттвы, достигшие пути видения, становятся арьями - существами высокого достижения и получают знания о шестнадцати аспектах Четырех благородных истин.

И хинаяна и махаяна согласны с тем, что, следуя по пути видения, что арья-архаты (слушатели голоса) и арья-бодхисаттва освобождаются от случайных беспокоящих эмоций, в то время как на пути зависимости они избавляются от автоматически возникающих беспокоящих эмоций. Первый тип беспокоящих эмоций основан на изучении взглядов любой из индийских небуддийских философских школ, второй естественно возникает у всех, даже у животных. Беспокойные эмоции, от которых избавляются, являются частью списка психических факторов. Каждая из школ хинаяны перечисляет различные умственные факторы, а махаяна перечисляет свои собственные, и определения многих факторов различны в разных традициях.

И Хинаяна, и Махаяна также соглашаются, что следование этим пяти путям влечет за собой практику тридцати семи факторов, ведущих к очищенному состоянию, Бодхи, то есть к состоянию Архата или Будды. Тридцать семь факторов просветления включают в себя четыре непосредственных места памяти, восемь ветвей пути Арья (восьмеричный благородный путь) и т. д.; они все очень важны. В ануттарайога-тантре они представлены тридцатью четырьмя руками Ямантаки, его телом, речью и умом, а также дакинами в мандале тела Ваджрайогини. Тридцать семь - это стандартный набор практик, но характеристики каждой практики в традициях хинаяны и махаяны часто отличаются.

В традиции хинаяны нет подробного толкования путей бодхисаттвы. Махаяна объясняет, что арии-ботисаттвы достигают просветления, проходя через десять уровней развития ума, или бхуми, которые отсутствуют на пути архатов[4].

И Хинаяна, и Махаяна согласны с тем, что путь бодхисаттвы к просветлению занимает больше времени, чем достижение архатства буддистом. Однако только махаяна говорит о формировании двух систем, на которых основано просветление - два накопления - в течение трех неизмеримо длинных эонов (жизней). Шраваки (люди, изучающие буддизм) могут достичь архатства за три жизни. В течение первой жизни шравака становится тем, кто входит в поток, в следующей он возвращается один раз, а в третьей жизни, в состоянии невозврата, он достигает освобождения и становится архатом. Для многих это довольно привлекательно. И много пугает).

В хинаяне и махаяне существуют различия в методах достижения просветления. Их называют десятью ментальными путями. Или состояния ума.

В Махаяне считается, что только Бодхисаттвы, а не шраваки, практикуют десять далеко идущих состояний ума или совершенств, потому что, с точки зрения этой традиции, основой этих состояний ума является цель пробуждения сознания. Или Бодхичитта.

Однако, согласно Тхераваде, десять состояний ума основаны на отречении - решимости быть свободным - поэтому бодхичитте нет необходимости практиковать их; они становятся причиной освобождения.

Таким образом, тхеравада утверждает, что как бодхисаттвы, так и шраваки практикуют десять состояний ума. Но шраваки и бодхисаттвы практикуют эти десять состояний ума не только с разными мотивирующими целями, но и с разной степенью глубины. Таким образом, каждое из десяти состояний ума делится на три уровня или стадии: простой, средний и высший. Пример высочайшего уровня практики щедрости: в своей прошлой жизни, когда Будда был бодхисаттвой, он питал свою плоть голодной тигрицей[5].

2. Четыре неизмеримых состояния ума

Список состояний ума тхеравады и махаяны немного отличается.

Список Махаяны:

- щедрость

- этическая самодисциплина

- терпение

- радостное усердие

- умственная стабильность

- различающее осознание

- умение в средствах

- устремленная молитва

- укрепление

- глубокое осознание.

Список Тхеравады не содержит умственной стабильности, мастерства в средствах, устремленной молитвы, укрепления и глубокого осознания. Вместо этого он добавляет:

- отречение

- верность твоему слову

- определение

- любовь

- равное обращение[6].

И хинаяна, и махаяна учат практике четырех неизмеримых состояний ума: любви, сострадания, радости и равного обращения. Обе традиции определяют любовь как желание других быть счастливыми и иметь причины для счастья, а сострадание - как желание других быть свободными от страданий и их причин. Однако Хинаяна не развивает эти неизмеримые состояния посредством рассуждений - например, что каждое существо когда-то было нашей матерью и так далее. Скорее, это учит нас постепенно распространять любовь от тех, кого мы уже любим, к другим - все больше и больше.

Школы хинаяны и махаяны по-разному определяют неизмеримую радость и равное обращение. Хинаяна бесконечной радости понимает радость счастья других без зависти и желания расти; Махаяны верят, что это желание других - радость бесконечного просветления.

3. Две истины

Хотя Хинаяна не требует полного отсутствия души или пустоты, как говорят махаянисты, это не означает, что эта школа вообще не учитывает природу явлений. Это происходит с точки зрения двух истин обо всех явлениях. Понимание этих двух истин предшествует пониманию пустоты явлений. С точки зрения махаяны, две истины - это два факта об одном и том же явлении, а в хинаяне - два набора явлений. Существуют поверхностные или из-за истинного явления и самого глубокого, или самого высокого истинного явления.

Хинаяна считает, что атомы, составляющие физические объекты и мельчайшие моменты познания, это относится к глубочайшим истинным явлениям. Важно понимать, что видимое - это поверхностное истинное явление, но на самом глубоком уровне вещи состоят из атомов. Таким образом, это приводит к пониманию того, что уровень поверхности подобен иллюзии.

Согласно Махаяне поверхностные истинные явления - это метафизическая сущность, наша проекция на объекты, в то время как глубочайшее истинное явление - это сами объекты. Мы начинаем понимать, что проекции подобны иллюзиям, и если мы избавимся от них, мы сможем смотреть на мир без предубеждений. Здесь наши прогнозы сравниваются с иллюзиями[7].

Согласно Тхераваде, поверхностные истинные явления - явное явление. Это касается как физических лиц, так и физических объектов; Последние делятся на внутренние и внешние по отношению к нашему телу. Самое глубокое истинное явление - это то, что обозначено. Тела и физические объекты относятся к элементам и областям восприятия. Что такое апельсин - образ, запах, вкус, физические ощущения? Апельсин - это то, что обозначается на основе всего этого. Точно так же личность может быть определена на основе комбинированных факторов тела и разума. Шесть первичных сознаний и психических факторов являются глубочайшими истинными явлениями, поскольку личность является обозначением на их основе.

Хотя ни одна из школ хинаяны не говорит о пустоте всех явлений, они утверждают, что для достижения освобождения важно иметь представление о самых глубоких истинных явлениях. Это очень похоже на взгляд Махаяны.

Тхеравада имеет своеобразное объяснение кармы, которого нет в махаяне.


Заключение

Уже в раннем буддизме не было единства в решении многих конкретных догматических и организационных вопросов.

 Буддийская традиция объясняет этот разнобой тем, что Будда в своих проповедях обращался к разным категориям слушателей и, следовательно, каждый раз по-разному излагал свое учение. В действительности здесь имел место естественный процесс формирования новой религии, при котором неизбежно соперничество школ и направлений.

Индийский буддизм и позднее не достиг догматического и организационного единства. Десятки различных религиозно-философских школ, проповедовавших буддизм, по-своему толковали его идеи. Наиболее крупные направления в буддизме-хинаяна и махаяна - отразили внутреннюю борьбу различных тенденций, которая не прекращалась все Долгие годы существования этой религии.

Хинаяна, т. е. «узкая колесница» или «узкий путь спасения», обычно рассматривалась как наиболее ранняя форма буддизма. Ее последователи считают, что они являются носителями «истинного» учения, провозглашенного основателем буддизма. Хинаяна теснее связана с исконными религиями Индии и получила в дальнейшем распространение (обычно под названием «тхеравада») главным образом в сопредельных с Индией странах (Цейлон, страны, расположенные на полуострове Индокитай), т. е. там, куда направлялись с течением времени большие массы переселенцев из Индии и где условия общественного развития были ближе к индийским.

Хинаяна - резко выраженный монашеский буддизм. Строго говоря, получить религиозное спасение, согласно учению хинаяны, может только тот, кто практически порвал все семейные, имущественные, вообще мирские связи, ушел от треволнений обычной земной жизни в уединение монашеского бытия. Только аскетическое уединение монаха, живущего подаяниями мирян, создает якобы необходимые условия для накопления высоких нравственных добродетелей, ведущих к полному отказу от всех жизненных интересов, подавлению всех чувств и желаний, к состоянию святого, архата - существа, преодолевшего закон бесконечных перевоплощений в мире страданий. Конечно, такова была лишь теория.

На практике же монашеские организации активно участвовали в общественной и политической жизни тех стран, где распространилась хинаяна. В ряде стран буддийское духовенство подчас даже осуществляло государственную власть (теократия). Монах рассматривается верующими мирянами в странах тхеравады как высшее существо, его авторитет непререкаем, его слово - закон. События последних десятилетий особенно активизировали монашество в этих странах, в большинстве своем освободившихся от колониальной зависимости, ставших на путь самостоятельного политического развития, Хинаяна в свою очередь подразделяется на целый ряд религиозно-философских школ, наиболее значительными из которых считаются вайбхашики (сарвастивадины) и саутрантики. Между этими направлениями, велись ожесточенные споры по вопросу о том, какие части канонической литературы выражают подлинное учение Будды.

Махаяна, т. е. «широкая колесница» или «широкий путь спасения», обычно считается более поздней формой буддизма, хотя многие характерные для нее черты можно найти в ряде положений, приписываемых Будде. В отличие от хинаяны важнейшим моментом в махаяне становится не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха, а активное религиозное влияние монахов на мирян, соответствующее интересам классовой верхушки феодального общества, идеологией которого для большинства буддийских стран Азии и стала махаяна.

Считается, что уже на четвертом буддийском соборе, предположительно созванном в 100 г. н. э. главой кушанского царства Канишкой в городе Кашмире, были сформулированы основные положения махаяны. Главная роль в установлении махаяны, по преданию, принадлежит известному схоласту «северного буддизма» Нагарджуне. Важнейшими теоретиками вслед за ним считаются его современник Асвагоша и более поздние «отцы церкви» Васубандху и Асанга.

В своих исходных положениях и выводах махаяна сходна с ранним буддизмом. Принципиально новым становится в ней столь значительное «расширение» пути спасения, что последнее становится доступным не только монахам, но и любому мирянину. Это позволило буддизму стать первой по времени возникновения мировой религией, значительно расширить этнические и географические рамки его распространения.

Наиболее важным новшеством в догматике махаяны было изменение представления о бодисатве. Если в раннем буддизме сами бодисатвы практически никакой роли в спасении людей не играли, то в махаяне они добровольно отказываются от погружения в нирвану из сострадания к людям. Они - сверхъестественные существа, небожители, но постоянно занимаются земными делами. Сам Будда, достигнув нирваны, не исчезает из сферы земного. Его особое мистическое «небесное тело» воплощается в бодисатвах, специализирующихся в различных областях добродетелей, совершавших подвиги любви и милосердия в своих прежних перерождениях, способных совершать их и теперь. Такое учение «сближало» людей с «миром богов», давало надежду на то, что, поняв земные страдания отдельных людей, бодисатвы окажут им индивидуальную помощь в спасении. Быстро вырастал и усложнялся пантеон. Служители культа превращались в посредников между простыми людьми и богами.

Естественно, что в махаяне быстро развиваются и усложняются культ, магические приемы воздействия на сверхъестественные силы - умилостивление добрых и обезвреживание злых.

Элементы субъективного идеализма, свойственные и религиозно-философским школам хинаяны, находят себе особенно благоприятную почву у представителей основных течений махаяны: у йогачаров и мадхьямиков. Первых индийская философская традиция считает «идеалистами», вторых - «нигилистами». Первые категорически отрицали существование материальных, воспринимаемых чувствами предметов и явлений. Все предметы - лишь порождение нашего сознания, комбинации наших ощущений. Окружающий мир - не более чем сновидение, вне мысли нет ничего. Только йога - сосредоточение мысли, позволяющее познать высшую истину, - ведет к состоянию бодисатвы.

Мадхьямики выдавали себя за наиболее верных толкователей учения Будды. Крупнейший представитель мадхьямиков Нагарджуна широко использовал логические приемы для доказательства того, что мира вообще нет. «С абсолютной точки зрения, - утверждал Нагарджуна, - нет совершенно никакого различия между истиной и заблуждением». Только мистическим прозрением, отказавшись от любой попытки познать или изменить мир (ведь он - пустота!), можно обрести блаженство нирваны. Другими словами, пусть слепая вера заменит стремление к познанию.


Список использованной литературы

 

  1. Клайв Э. Буддизм: основные направления. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. - 304 c.
  2. Конюхов А.Е. Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2015. - 624 c.
  3. Корниенко А.О. Буддизм. М.: Фолио, 2016. - 160 c.
  4. Кочетов А.Н. Буддизм. М.: Наука, 2015. - 176 c.
  5. Торчинов Е.Н. Введение в буддизм. М.: Амфора, 2015. - 432 c.
  6. Тубтен Ч. Буддизм для начинающих. М.: Дело, 2015. - 687 c.
  7. Яхонсон Т.И. Направления в буддизме. М.: Религия, 2014. – 451 с.


[1] Кочетов А.Н. Буддизм. М.: Наука, 2015. - 176 c.

[2] Яхонсон Т.И. Направления в буддизме. М.: Религия, 2014. – 451 с.

[3] Конюхов А.Е. Буддизм. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2015. - 624 c.

[4] Тубтен Ч. Буддизм для начинающих. М.: Дело, 2015. - 687 c.

[5] Клайв Э. Буддизм: основные направления. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. - 304 c.

[6] Торчинов Е.Н. Введение в буддизм. М.: Амфора, 2015. - 432 c.

[7] Корниенко А.О. Буддизм. М.: Фолио, 2016. - 160 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...

Основные направления в литературе (тест для учащихся 9 класса)

Тест для учащихся 9 классов для проверки знаний по оределению литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм)...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....