Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной Руси
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земель, особенностях их социально-экономического и политического развития в составе Удельной Руси.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства; выяснить, в чем состояли особенности развития Новгородской земли.
2.Продолжить формирование умения определять связь между географическим положением княжества (земли), его социально-экономическим и политическим развитием.
3.Развивать навыки работы с картой и другими источниками исторической информации.
4.Расширить представление учащихся о республиканской форме правления и ее видах, обеспечить усвоение понятия «боярская (аристократическая) республика».
5.Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся.
6.Формировать умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
7.Развивать умение представлять информацию в монологической речи, используя опорные схемы.
8.Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению общественных явлений.
Оборудование урока: Андреев И.Л., Федоров И.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса , презентация «Общественный строй Древней Руси».
Методы обучения:
- Словесный ;
- Наглядный
Формы деятельности обучающихся:
- Фронтальная;
- Индивидуальная.
Основные понятия: посадник, тысяцкий, боярская аристократическая республика.
Планируемые результаты:
1.Учащиеся научатся оперировать понятиями лучшие люди, меньшие люди, житьи люди, черные люди, посадник, тысяцкий, архиепископ, кончанские и уличанские старосты, вече, боярская республика;
2. рассказывать о социальном и этническом составе жителей Новгородской земли, об их основных занятиях, об особенностях политического устройства Великого Новгорода;
3.правильно показывать объекты на исторической карте и отмечать их на контурной карте; объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность;
4.осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания;
5.работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyazhestva_severo-zapadnoy_rusi.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной Руси
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земель, особенностях их социально-экономического и политического развития в составе Удельной Руси.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства; выяснить, в чем состояли особенности развития Новгородской земли.
2.Продолжить формирование умения определять связь между географическим положением княжества (земли), его социально-экономическим и политическим развитием.
3.Развивать навыки работы с картой и другими источниками исторической информации.
4.Расширить представление учащихся о республиканской форме правления и ее видах, обеспечить усвоение понятия «боярская (аристократическая) республика».
5.Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся.
6.Формировать умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
7.Развивать умение представлять информацию в монологической речи, используя опорные схемы.
8.Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению общественных явлений.
Оборудование урока: Андреев И.Л., Федоров И.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса , презентация «Общественный строй Древней Руси».
Методы обучения:
- Словесный ;
- Наглядный
Формы деятельности обучающихся:
- Фронтальная;
- Индивидуальная.
Основные понятия: посадник, тысяцкий, боярская аристократическая республика.
Планируемые результаты:
1.Учащиеся научатся оперировать понятиями лучшие люди, меньшие люди, житьи люди, черные люди, посадник, тысяцкий, архиепископ, кончанские и уличанские старосты, вече, боярская республика;
2. рассказывать о социальном и этническом составе жителей Новгородской земли, об их основных занятиях, об особенностях политического устройства Великого Новгорода;
3.правильно показывать объекты на исторической карте и отмечать их на контурной карте; объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность;
4.осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания;
5.работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Так, скажите мне , пожалуйста, кто у нас отсутствует на уроке?....
-Начнем с проверки домашнего задания.
- Анализ теста
-Итак, приступаем к изучению новой темы « Боярские республики Северо-Западной Руси». Открываем свои тетради и Записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.
- Мотивация к изучению новой темы. Изучение нового материала
План нашего сегодняшнего занятия:
- Возвышение Новгородского княжества
- Государственное устройство
Этак, начнем с вами как обычно с первого пункта нашего плана Возвышение Новгородского княжества.
-Скажите мне, пожалуйста, какие княжества относились к северо-восточной Руси?( Входили: Новгородское княжество , Полоцкое.)
Хорошо. Весь север европейской части России охватило Новгородское гос-во. (Обратили внимание на карту, изображенную у меня на слайде.) Оно простиралось от Балтики до предгорий Урала, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана. На этих землях жили славянские и фино-угорские племена. Основным племенем были словене ильменские, селившиеся по берегам озера Ильмень и реки Волхов.
Природные условия Новгородской земли не способствовали развитию земледелия. Холодное и дождливое лето, суровая зима, скудная почва – всё это не могло обеспечить полноценной хозяйственной жизни землепашца. Поэтому здесь получили развитие животноводство, огородничество, охота, рыболовство. Крупным центром был город Новгород. Город стоял у истоков торговых путей по Волге, связывал страны Северной Европы и Балтики с Византией, арабским Востоком, Кавказом. Именно торговля сделала Новгородскую землю самой сильной в экономическом отношении среди других земель.
Рекой Волхвом Новгород делился на 2 части – Софийскую и Торговую. Город имел десятичное территориально-административное деление. Состоял из 5 концов, концы состояли из сотен, а сотни из улиц. Каждая административная единица имела свою управляющую общину и выборных должностных лиц.
Обратили внимание на слайд, на котором изображена таблица. Перечертите себе ее в тетрадь. По ходу урока мы с вами будем ее заполнять.
Обязанности должностных лиц Новгородской республики.
Должность | Обязанности |
Посадник | Контролировал власть князя, ведал посадским войском, охраной правопорядка, судом. |
Князь | Функции князя ограничивались военными вопросами. |
Тысяцкий | Занимался торговым управлением и судом. |
Архиепископ | Являлся главой новгородской епархии. Его выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Заведовал церковными делами. |
Мы с вами перешли автоматически ко второму пункту нашего плана. Давайте с вами поговорим о государственном устройстве Новгородского княжества.
Как и во всех остальных русских землях, главой Новгородского гос-ва был князь. Его власть не была наследственной. Она была ограниченной и определялась договором. Новгородцы за долго до княжения приглашала князя в свои земли и вели традицию его воспитания. Это стало причиной конфликта в 1103 году между новгородцами и киевским князем Святополком Изяславичем. Князю не удалось посадить на новгородский престол своего сына вместо сына Владимира Мономаха Мстислава (1125-1132г.г.) Записываем в таблицу что? (Функции князя ограничивались военными вопросами)
Дело в том, что до середины 11 века все новгородские князья были посадниками, т.е. наместниками киевского князя. Читаем на странице 109 со слов «Во второй половине 11 века ситуация изменилась» Записываем в таблицу: посадник контролировал власть князя, еще он ведал посадским войском, охраной правопорядка, судом.
В Новгороде закрепилось двоевластие : посадники и князь. Это было оформлено договором. С одной стороны договор ограничивал вмешательство киевского князя в дела Новгорода, а с другой – посадничество утвердилось в качестве представительного органа, обладающего властью на равнее с князем.
Как мы с вами выяснили, Новгородцы за долго до княжения приглашала князя в свои земли. Князей приглашало вече – главный орган гос. власти Новгорода. Открываем страницу нашего учебника 110 и читаем пункт 3 и 4 параграфа (Новгородское вечевое собрание).
1.Назовите мне основные функции ВЕЧЕ? (На вече решались важнейшие вопросы жизни республики: выборы должностных лиц(посадников, тысяцких, епископов, князя). Вече могло изгнать неугодного князя.
2. Кто такой тысяцкий? (страница 112. Занимался торговым управлением и судом)
3.Кто-нибудь знает, кто такой архиепископ ? (Являлся главой новгородской епархии. Его выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Заведовал церковными делами.)
4.А архимандрит кто такой? (настоятель крупнейшего монастыря)
5.Скажите мне пожалуйста, а если в ВЕЧЕ вопросы вызывали разногласие, то как они решали эту проблему? (он переносился на следующее собрание или с помощью кулачного боя на мосту через реку Волхов)
6.Как оформлялось согласованное решение? («вечной грамотой» и скреплялось печатью Господина Великого Новгорода.)
3.Общие выводы
Итак, мы сегодня с Вами познакомились с еще одной частью Древней Руси в период раздробленности – это какая часть? (Северо-Западная Русь) и с какой ее основной составляющей (Новгородская республика).
Домашнее задание: параграф 15, стр. 106-114, записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Борьба северо-западной Руси
Конспект открытого урока по истрии для 6 класса....
конспект к уроку Христианская символика на Северо-Западном Кавказе
конспект к уроку в 6 классе по разделу "Духовные истоки Кубани"...
Презентация "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"
Данный урок разработан на основании ФГОС и не ограничивается какой-либо определенной программой. При разработке урока использовался учебник: Андреев И. Л. История России с древнейших времен до XVI век...
"Боярские республики Северо-Западной Руси" 6 класс.
Урок истории для 6 класса....
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....
Конспект урока по географии "Северо-Западный экономический район", 9 класс
Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-исследование.Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования развития ключевых компетентностей.Предмет исследо...