Конспект урока по географии "Северо-Западный экономический район", 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся – особенности ЭГП, природы, населения и хозяйства Северо-Западного экономического района.
Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку – доклады, компьютерные презентации, ментальные карты.
Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке - выводы.
Дидактическая цель: создать условия для актуализации имеющихся знаний, осмысления новой учебной информации, применения её в практической деятельности, проверки усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательная: создание условий для проблемного анализа, выявления причинно-следственных связей, закрепление знаний о структуре составления экономико-географической характеристики экономических районов, изучение-исследование Северо-Западного экономического района (в соответствии с планом ЭГХ районов).
Развивающая: Развитие и совершенствование навыков исследовательской деятельности и коллективного творчества учащихся, закрепление умений анализировать и презентовать полученную информацию, совершенствование навыков использования информационных технологий; закрепить умения и навыки работы со статистическими материалами.
Воспитательная: повышение географической культуры учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование урока и используемые материалы: учебник В.П Дронов, В.Я. Ром «География. Население и хозяйство», 9 класс, М., Дрофа, 2015 год., проектор, экран, карты «Политико-административная карта России», тематическая карта «Европейский Север и Северо-Запад России», атласы, презентации «Приём целеполагания для выдвижения гипотезы, определения проблемы», «Северо-Западный экономический район. Крупные предприятия».
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание и отвечает на вопросы.
Задания для групп (в соответствии с планом разбора экономического района):
1. Состав района (группа «Картографы»).
2. ЭГП района (группа «ЭГП-шники»).
3. Природные ресурсы (группа «Ресурсоведы»).
4. Население (группа «Демографы»).
5. Хозяйство (группа «Промышленники»).
6. Сельское хозяйство (группа «Агрономы»).
Каждый учащийся получает маршрутный лист «Северо-Западный экономический район и Калининградская область» и заполняет его по ходу урока, внимательно слушая ответы групп.
Группы разбирают вопросы в соответствии с планом разбора экономического района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по географии "Северо-Западный экономический район", 9 класс | 1021.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-исследования по географии «Северо-Западный экономический район» в 9 классе[1]
Автор разработки: Жаркова О.В., учитель географии МАОУ СОШ 3 УИОП г.Усинска.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся – особенности ЭГП, природы, населения и хозяйства Северо-Западного экономического района.
Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку – доклады, компьютерные презентации, ментальные карты.
Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке - выводы.
Дидактическая цель: создать условия для актуализации имеющихся знаний, осмысления новой учебной информации, применения её в практической деятельности, проверки усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательная: создание условий для проблемного анализа, выявления причинно-следственных связей, закрепление знаний о структуре составления экономико-географической характеристики экономических районов, изучение-исследование Северо-Западного экономического района (в соответствии с планом ЭГХ районов).
Развивающая: Развитие и совершенствование навыков исследовательской деятельности и коллективного творчества учащихся, закрепление умений анализировать и презентовать полученную информацию, совершенствование навыков использования информационных технологий; закрепить умения и навыки работы со статистическими материалами.
Воспитательная: повышение географической культуры учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование урока и используемые материалы: учебник В.П Дронов, В.Я. Ром «География. Население и хозяйство», 9 класс, М., Дрофа, 2015 год., проектор, экран, карты «Политико-административная карта России», тематическая карта «Европейский Север и Северо-Запад России», атласы, презентации «Приём целеполагания для выдвижения гипотезы, определения проблемы», «Северо-Западный экономический район. Крупные предприятия».
Ход урока:
- Выдвижение гипотезы, определение проблемы – 5 минут.
- Работа в группах – 15 минут.
- Отчет групп. Презентация результатов работы – 15 минут.
- Подведение итогов – 7 минут.
- Домашнее задание – 3 минуты.
Подготовительный этап урока.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание и отвечает на вопросы.
Задания для групп (в соответствии с планом разбора экономического района):
1. Состав района (группа «Картографы»).
2. ЭГП района (группа «ЭГП-шники»).
3. Природные ресурсы (группа «Ресурсоведы»).
4. Население (группа «Демографы»).
5. Хозяйство (группа «Промышленники»).
6. Сельское хозяйство (группа «Агрономы»).
Каждый учащийся получает маршрутный лист «Северо-Западный экономический район и Калининградская область» и заполняет его по ходу урока, внимательно слушая ответы групп.
Группы разбирают вопросы в соответствии с планом разбора экономического района.
Ход урока:
1) Выдвижение гипотезы, определение проблемы – 5 минут.
Учитель: Ребята! Мы завершили изучение одного из значимых регионов России. Как называется этот регион?
Учащийся: Центральная Россия.
Учитель предлагает учащимся совершить путешествие в необычайный уголок нашей Родины и показывает слайд «Северо-Западный экономический район и Калининградская область».
Учитель ставит проблемный вопрос: Как вы думаете, о каком экономическом районе пойдет речь? По каким признакам Вы определили?
Вопросы и ответы к уроку по теме «Северо-Западный экономический район и Калининградская область»:
Дворцовая площадь Главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 — первой половине 19 века. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. | |
Музей «Дорога жизни» у мыса Осиновец «Доро́га жи́зни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Музей располагается на берегу Ладожского озера, рядом с мысом Осиновец, откуда начиналась легендарная трасса, спасшая жизнь многим ленинградцам. Через Ладогу проходила единственная дорога, связывающая окруженный город с остальной страной. Только так сюда могло поступать еда и оружие. | |
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей Год внесения в список: 1992 | |
Михайловское (музей-заповедник) = «Пу́шкинский запове́дник» — музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Пушкиногорском районе Псковской области Российской Федерации. Объект культурного наследия народов Российской Федерации. | |
Куршская коса - узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Простирается от города Зеленоградск Калининградской области до города Клайпеда (Смильтине, Литва). Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. Длина косы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров. Куршская коса — уникальный природно-антропогенный ландшафт и территория исключительного эстетического значения Год внесения в список: 2003 | |
«В Европу прорубить окно» — крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга — первого морского порта Русского государства. Различные вариации крылатой фразы распространены в современной России, в качестве метафоры европейской интеграции с участием России, торгового или культурного обмена между Россией и остальной Европой |
Совместно с учащимися называется тема урока - «Северо-Западный экономический район и Калининградская область»; учащиеся ставят цель урока и определяют задачи урока.
Исходя из задач урока, учащиеся выдвигают гипотезы исследования.
Гипотеза исследования: является ли Северо-Западный экономический район и Калининградская область, и прежде всего Санкт-Петербург, одним из крупнейших центров, определяющих научно-технический прогресс в России?
2) Работа в группах – 20 минут.
Учитель предлагает учащимся вспомнить план составления ЭГХ экономического района, провести исследование различных источников: карт в атласе, таблиц, дополнительного материала и результаты исследования представить одноклассникам.
Учащиеся последовательно называют пункты плана экономико-географической характеристики экономического района.
Учитель определяет роли для каждой из 6 групп: «Картографы» - изучают состав района, «ЭГП-шники» - изучают экономико-географическое положение района, «Ресурсоведы» - исследуют особенности природных ресурсов района, «Демографы» - исследуют особенности населения района, «Промышленники» - исследуют особенности отраслей специализации хозяйства района, «Агрономы» - исследуют особенности сельского хозяйства района, «Картографы-аниматоры» - выполняют творческое задание, а именно составляют ментальную карту района, используя раздаточный материал.
В течение 15 минут каждая группа, используя различные источники географической информации, исследует отдельный изучаемый вопрос.
- Отчет групп. Презентация результатов работы – 15 минут.
Каждая группа представляет результат своего исследования в различной форме: делает доклад, представляет компьютерную презентацию.
Во время выступления каждый учащийся фиксирует в своём маршрутном листе результаты исследования каждой группы.
- Подведение итогов – 7 минут.
Учитель предлагает вернуться к гипотезе исследования, сделать вывод и провести рефлексию (см. Приложение).
Рефлексия (учащиеся и педагог).
• Сегодня на уроке я…
• Что получилось и что не получилось?
• Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
• Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
• Какие новые вопросы возникли в конце урока?
Выставление отметок.
5) Домашнее задание – 3 минуты.
Домашнее задание (групповое): составить ментальную карту «Северо-Западный экономический район и Калининградская область».
Задания для групп (в соответствии с планом разбора экономического района):
1. Состав района и особенности субъектов (группа «Картографы»).
1. Какие субъекты входят в состав Северо-Западного экономического района?
Ответ:
Состав:
1) Ленинградская область,
2) город ФЗ Санкт-Петербург,
3) Новгородская область,
4) Псковская область,
5! Калининградская область.
2. Назовите особенности (символы, уникальность) субъектов, входящих в Северо-Западный экономический район и в Калининградской области?
Ответ: учащиеся используют дополнительный материал.
Состав Северо-Западного экономического района + Калининградская область
(и особенности субъектов)
Ленинградская область включает в себя 1 городской округ (Сосновоборский), 17 муниципальных районов (крупнейший – Бокситогорский - 49 256 чел.) | |
Герб Ленинградской области | Герб Ленинградской области представляет собой изображение на геральдическом щите. Символизм: Синий цвет олицетворяет величие, красоту. Красный цвет символизирует силу, отвагу. Жёлтый (золотой) цвет является символом достатка, изобилия. Белый (серебряный) цвет символизирует чистоту. Стена олицетворяет неприступность. Якорь на гербе обозначает, что город является важным морским портом России. Ключ символизирует стратегическое положение города |
Ленинградская АЭС - крупнейшая в России по установленной мощности действующая атомная электростанция (4187,6 МВт), расположена в Ленинградской области, в городе Сосновый Бор, который имеет статус города с ограниченным посещением. | |
В 2016 году началось строительство газопровода «Северный поток - 2» из России (Усть-Лу́га - портовый посёлок в Кингисеппском районе Ленинградской области) в Германию через Балтийское море длиной свыше 1200 км. | |
Официальным гимном Ленинградской области является композиция «Семья ленинградская» (музыка Светланы Мироновой, стихи Михаила Лейкина). | |
город Санкт-Петербург самый северный из крупнейших городов мира, построен в устье Невы у Финского залива, второй по численности населения город России - 5, 4 млн. чел. (в агломерации - 6,2 млн. человек) (2020г.) | |
Герб города Санкт-Петербурга | Герб Санкт-Петербурга был утверждён в 1730 году и повторно восстановлен 23 апреля 2003 года. Герб представляет собой щит французской геральдической формы красного цвета, в центре которого расположены пересеченные морской и речной якоря. В центре герба расположен скипетр золотого цвета с двуглавым орлом на конце. Над щитом расположена корона в окружении Андреевской ленты. Символизм: Красный цвет олицетворяет мужество, честь, отвагу. Якоря символизируют большое значение Санкт-Петербурга как морского порта для страны. |
8 сентября 1941 - 27 января 1944 (900 дней осады) | 27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (в 1944 году); |
Санкт-Петербург традиционно считается образовательным центром России. В Петербурге насчитывается 88 ВУЗов. В рейтинге ВУЗов России за 2019 год Санкт-Петербургский государственный университет занимает 5 место | |
С 2005 года в ночь на 24 июня в городе на Дворцовой площади и стрелке Васильевского острова отмечается ежегодный праздник выпускников Алые паруса | |
Новгородская область включает административно-территориальные единицы: 3 города областного значения (Боровичи, Великий Новгород, Старая Русса) и 21 район | |
Герб Новгородской области | Гербом Новгородской области является исторический герб Новгородской губернии в виде щита, увенчанного Императорской короной и окруженного дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. На щите изображены два медведя, поддерживающие кресло на постаменте, украшенное скипетром, крестом и трехсвечником и поставленное над двумя рыбами". Символизм: Медведь является символом силы, мужества. Белый цвет олицетворяет чистоту и честь. Трон является обязательным элементом Новгорода с 1626 года, символизирующий значение Новгорода в истории становления России. |
| Дом-музей Ф. М. Достоевского находится в городе Старая Русса Новгородской области. Здесь были написаны «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», и другие произведения. |
Софийский собор - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России. | |
Юрьев монастырь - мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России. Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов | |
Музей-заповедник А. В. Суворова в селе Кончанское-Суворовское - музей-заповедник, посвящённый быту, хозяйственной деятельности и взаимоотношениям с крестьянами великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. | |
Псковская область включает 2 городских округа (Псков, Великие Луки) и 24 муниципальных района | |
Герб Псковской области | Символизм: Барс – символ храбрости, отваги, мужества. Благословляющая рука (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесных сил. И будто усиливает оборонительную функцию барса. Голубой (лазурный) цвет щита и лент – знак красоты, величия. Корона – символ власти. В основу положены исторические гербы Псковской земли за период с 17- 19вв, отражающая тот факт, что в прошлом на территории области располагалось Псковское княжество, и по настоящее время область является пограничной территорией. Девиз «ПОТЯГНЕМЪ ЗА ОТЕЧЕСТВО». Девиз основан на фразе святого благоверного князя Довмонта, сказанной им в 1266 году при сборе ополчения против литовского князя Герденя и записанной в Летописи: «…братия моя… потягнете за дом Святой Троицы и за святые церкви, за свое отечество». |
В 1964 году был создан Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» в деревне Изборск Печорского района Псковской области, | |
| С 1996 года в Великих Луках проводятся: ежегодный Международный чемпионат по воздухоплаванию, Ежегодный фестиваль интеллектуальных игр среди школьников «Встречи на Ловати». |
В деревне Полибино Великолукского района располагается Музей-усадьба Софьи Ковалевской - первой в Российской империи и Северной Европе женщины-профессора математики | |
Калининградская область является эксклавом[2] России, так как не имеет с её основной территорией общей сухопутной границы, но соединена с ней морем | |
Герб Калининградской области | Символизм: Вензель Екатерины символизирует период времени в Семилетней войне, в течение которого Российская Империя временно получила контроль над регионом. Повторно территория была закреплена за Россией уже окончательно – 1946 год. Замок на гербе имеет двойное значение. Замок символизирует западные рубежи России. Другая трактовка замка относится к истории Калиниграда (Кёнигсберга). Центом города является замок, который при его основании в 1255 году получил название «Королевская гора», что по-немецки звучит как: Königsberg. Корона на гербе символизирует принадлежность к России. Лента ордена им.Ленина говорит о трудовых подвигах жителей области, которую в 1966 году наградили орденом имени Ленина. Волны и синий цвет олицетворяют Балтийское море и географическое расположение области. Желтый цвет является символом больших месторождений янтаря. Красный цвет является цветом славян. |
Одним из туристических центров на море является Светлогорск, известный с 1913 года. | |
Музей янтаря в Калининграде. Здесь собраны разные изделия: мозаичные панно, изящные резные изделия. Особый интерес вызывает коллекция «застывшего времени»: увязнувшие миллионы лет назад в смоляных каплях насекомые и даже небольшие животные и отреставрированные элементы Янтарной комнаты. | |
В Балтийске находится Музей Балтийского флота, где представлена вся история балтийского мореходства. Фонды содержат порядка 20 тысяч экспонатов, в части залов воспроизведены корабельные помещения |
Экономико-географическое положение (ЭГП) Северо-Западного экономического района (группа «ЭГП-шники»).
1. С какими экономическими районами и странами граничат Северо-Западный экономический район?
Ответ: На юге район граничит с Центральным крупным экономическим районом, на севере и востоке – с Северным.
Со странами: Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусиь.
2. В чём особенность ЭГП Калининградской области? (с какими странами граничит)?
Ответ: Калининградская область является эксклавом России, так как не имеет с её основной территорией общей сухопутной границы, но соединена с ней морем
(Эксклав - суверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый другими государствами (одним или несколькими). Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для того государства, которому она не принадлежит, но окружена его территорией).
Граничит с Польшей, Литвой
3. Назовите выгодности и невыгодности ЭГП и сделайте вывод (используйте учебник § 42, стр. 192-193).
Ответ: ЭГП определяется наличием крупнейшего на Балтике Санкт-Петербургского и Калининградского порта.
Выгодности: | Невыгодности: |
|
|
ВЫВОД: ЭГП ВЫГОДНОЕ
Природные ресурсы Северо-Западного экономического района (группа «Ресурсоведы»).
1. Какими природными ресурсами богат Северо-Западный экономический район и Калининградская область?
Ответ:
1) Минеральные (фосфориты - Кингисепп, горючие сланцы – в Ленинградской области, г.Сланцы; алюминиевые руды=бокситы – Бокситогорск; торф повсеместно; янтарь – Калининградская область).
2) Водные – река Нева, Волхов, Псковское, Чудское, Ладожское озёра, Ильмень.
3) Лесные (тайга+ смешанные леса).
4) Агроклиматические.
5) Бальнеологические (во всех, в Калининградской области - на курортах области используются минеральные воды + местные лечебные грязи).
6) Рекреационные (лесные массивы + отдых на озёрах+ культурно-рекреационные ресурсы Санкт_Петербурга, Пскова, Великого Новгорода, Калининградской области).
7) Рыбные
2. Сделайте вывод по обеспеченности природными ресурсами (используйте учебник § 42, стр. 193)?
Ответ: Северо-Западный экономический район и Калининградская область богаты всеми видами природных ресурсов, но недостаточно минеральных.
Население Северо-Западного экономического района (группа «Демографы»).
При ответе используйте атлас на 8-9 странице и карты атласа на 6-9 страницах
1. Составьте характеристику населения районов по плану:
Северо-Западный экономический район | Калининградская область |
Население = 8,5 млн. чел. (2020г.)= ______% от всего Н России (население России 146780720 человек на 2019 год); Плотность населения = _________чел./км² (Площадь района = 195,2 тыс. км²); Уровень урбанизации: 87 % Города-миллионеры: _________________ _________________________ Национальный состав – преобладают _________________, также присутствуют такие этнические группы как: карелы, финны, вепсы, эльменцы, относящиеся к _____________________________________ группе. В Санкт-Петербурге имеются многочисленные диаспоры народов всего бывшего СССР: украинская, татарская, еврейская, эстон-ская и др. Религия: преобладает _________________ Санкт-Петербург считается образовательным центром России. Здесь насчитывается 88 ВУЗов, в которых работает 22 тысячи профессоров и преподавателей и это примерно 10 % от профессорско-преподавательского состава всей Росси. | Население = 1,01 млн. чел. (2020г.)= ______% от всего Н России (население России 146780720 человек на 2019 год); Плотность населения = _________чел./км² (Площадь района = 15,1 тыс. км²); Уровень урбанизации: 77 % Города-миллионеры: ________________ Национальный состав – преобладают _________________ (82 %), также присутствуют украинцы, белорусы, литовцы, армяне, немцы. Миграционная ситуация в Калининградской области характеризуется интенсивным миграционным притоком населения из соседних стран - Литвы и __________________. Во внутрироссийской миграции область наиболее привлекательна для жителей Сибири и Дальнего Востока. Религия: преобладает _______________. Имеются общины лютеранства (протестантство) в городах Черняховск, Гусев. |
Ответ:
1. Составьте характеристику района по плану:
Северо-Западный экономический район | Калининградская область |
Население = 8,5 млн. чел. (2020г.)= 5,8 % от всего Н России (население России 146780720 человек на 2019 год); Плотность населения = 44 чел./км² (Площадь района = 195,2 тыс. км²); Уровень урбанизации: 87 % Города-миллионеры: Санкт-Петербург Национальный состав – преобладают русские, также присутствуют такие этнические группы как: карелы, финны, вепсы, эльменцы, относящиеся к финно-угорской группе. В Санкт-Петербурге имеются многочисленные диаспоры народов всего бывшего СССР: украинская, татарская, еврейская, эстонская и др. Религия: преобладает православие. Санкт-Петербург считается образовательным центром России. Здесь насчитывается 88 ВУЗов, 120 музеев, среди которых Эрмитаж. | Население = 1,01 млн. чел. (2020г.) = 0,7 % от всего Н России (население России 146780720 человек на 2019 год); Плотность населения = 67 чел./км² (Площадь района = 15,1 тыс. км²); Уровень урбанизации: 77 % Города-миллионеры: нет Национальный состав – преобладают русские (82 %), также присутствуют украинцы, белорусы, литовцы, армяне, немцы. Миграционная ситуация в Калининградской области характеризуется интенсивным миграционным притоком населения из соседних стран - Литвы и Польши. Во внутрироссийской миграции область наиболее привлекательна для жителей Сибири и Дальнего Востока. Религия: преобладает православие. Имеются общины лютеранства (протестантство) в городах Черняховск, Гусев. |
2. Используя текст учебника (§ 42, стр. 194), ответьте, как застраивался город Санкт-Петербург (тип структуры при строительстве, главная доминанта города)?
Ответ: город Санкт-Петербург раскинулся на побережье Финского залива, на островах дельты Невы и её берегах. Набережные Невы застраивались в прошлом дворцами. Здесь сложился исторический центр города.
Санкт-Петербург создавался по единому плану. Отдельные районы имели решётчатую структуру, но основная часть формировалась по типу радиально-дуговой структуры.
Главная доминанта города – Адмиралтейство, от которого расходятся три магистрали, в том числе Невский проспект. Эти магистрали соединены дугами протоков Невы, каналами, улицами.
3. Какие города включены в состав Санкт-Петербургской агломерации (§ 42 - рис. 83 на стр. 195)?
Ответ: В состав Санкт-Петербургской агломерации включены города: Петродворец, Ломоносов, Кронштадт, Пушкин, Павловск, Колпино.
По S, с учётом акватории, СПБ превосходит Москву.
4. Проанализируйте таблицу «Естественный прирост (на декабрь 2018г.) Северо-Западного и Калининградского экономических районов и сделайте вывод об особенностях воспроизводства населения?
С чем связана данная демографическая ситуация?
Естественный прирост (на декабрь 2018г.)
Субъект района | Рождаемость (‰) | Смертность (‰) | ЕП (‰) |
Ленинградская область | 7,56 | 12,72 | -5,17 |
город Санкт-Петербург | 11,86 | 11,04 | 0,83 |
Новгородская область | 9,73 | 16,63 | -6,90 |
Псковская область | 9,32 | 16,96 | -7,64 |
Калининградская область | 10,29 | 12,08 | -1,79 |
Ответ: ЕП во всех субъектах отрицательный, кроме города Санкт-Петербурга, что объясняется низкой рождаемостью и миграционными потоками в другие регионы страны, в основном в г. Санкт-Петербург.
Высокая смертность в Новгородской и Псковской областях объясняется большой долей пенсионеров.
Хозяйство Северо-Западного экономического района (группа «Промышленники»).
1. Составьте характеристику хозяйства районов по плану, используя карты атласа и текст учебника (§ 42 - рис. 83 на стр. 195, 199):
Отрасли специализации | Что производят | Центры | Факторы размещения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. Пищевая промышленность (рыбная) | рыба в разном виде | Калининград |
Ответ:
Хозяйство:
Отрасли специализации | Что производят | Центры | Факторы размещения |
1.Химическая промышленность | минеральные удобрения; бензин, каучук, шины, резина, пластмассы, лаки, краски, бытовая химия; | Кингисепп, Волхов; Кириши; | Сырьевой; Транспортный; потребительский |
2. Машиностроение (неметаллоёмкое) | Суда, ледоколы, подводные лодки (завод «Балтийский», «Северная верфь»); автомобили (сборка BMW, Chevrolet, Hummer, Kia Калининград; Nissan - СПб); вагоны | Санкт-Петербург, Калининград, Тихвин | Транспортный; научный; потребительский |
3.Лёгкая промышленность | Льняные ткани, одежда, обувь, посуда, меховая, | Санкт-Петербург, Псков, Великие Луки, Черняховск | Сырьевой, Потребительский, трудовой |
4. Пищевая промышленность (рыбная) | рыба в разном виде | Калининград | Сырьевой |
Ответ: Санкт-Петербург – центр узлового района.
2. Сделайте вывод об особенностях хозяйства района, используя дополнительные материалы?
Ответ: Район концентрирует производство наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения (морское судостроение, энергетическое оборудование, оптико-механические изделия), выпуск продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.
Наличие развитого портового хозяйства усиливает экспортно-импортные функции района на Балтийском море.
Располагая большими историко-культурными ценностями, Северо-Запад занимает видное место в развитии туризма, а концентрация здесь науки и научного обслуживания превратила район, и прежде всего Санкт-Петербург, в один из крупнейших центров, определяющих НТП в России.
В районе сосредоточена 1/8 научных работников страны и осуществляется 1/7 расходов на НИОКР.
Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международного уровня.
Сельское хозяйство Северо-Западного экономического района (группа «Агрономы»).
1. Перечислите условия для развития сельского хозяйства.
Ответ: мягкий умеренно-континентальный климат, достаточно плодородные почвы.
2. Назовите специализацию С/Х районов данного экономических районов:
1) выращивают: | |
2) разводят: |
2. Назовите специализацию С/Х районов данного экономических районов:
Ответ:
Сельское хозяйство: АПК играет второстепенную роль!
1) выращивают: | Лён, картофель, ячмень, овёс, кормовые травы; в пригородах – овощи. |
2) разводят: | КРС молочного направления, свиноводство, птицеводство. |
3. Сделать вывод о сельскохозяйственном освоении района, используя дополнительные материалы.
Ответ:
Сельское хозяйство — традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства.
Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, оно дает более 70% сельскохозяйственной продукции района.
[1] Для составления плана-конспекта урока-исследования по географии «Северо-Западный экономический район» использовались рекомендации Г.К. Селевко. «Технология учебного исследования» Москва., НИИ школьных технологи, 2006 год Стр.225.
[2] Эксклав - суверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый другими государствами (одним или несколькими). Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для того государства, которому она не принадлежит, но окружена его территорией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»
Цель: Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....
Урок по теме "Уральский экономический район, ЭГП, природные условия и ресурсы, население"
Урок изученя нового материала с испоьзованием мультимедийного учебника...
Конспект урока Бузулуцкой Лидии Васильевны предмет алгебра класс 7 МОУ ООШ № 41 Дзержинского района г. Волгограда Тема урока: « Метод алгебраического сложения»
Данный материал это моя личная разработка открытого урока в 7 классе по теме "Алгебраическое сложение". Здесь я отразила свою методику по изучению данной темы. Как показала практика, она является очен...
Итоговый урок по теме Центральный экономический район.
Этот урок является итоговым по теме ЦЭР. Задания вхяты из контрольно измерительных материалов ГИА....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.
План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....