Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
план-конспект урока по истории (6 класс)
технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudby_severo-zapadnoy_i_severo-vostochnyh_zemel.docx | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
§26. СУДЬБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЗЕМЕЛЬ
ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ (1 час)
«Почему было Москве царством быти и кто знал,
что Москве государством слыти?»
из «Повести о начале Москвы»
Задачи:
- Предметные:
- организовать индивидуальную работу учащихся с представлением текстового материала для понимания учащимися проблемы важности объединения русских земель;
- Показать значение и роль личности в истории;
- освоить понятия: предпосылки, причины, вотчинное землевладение, политическая система, централизованное государство, удельные княжества
Метапредметные:
- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий
- Личностные:
- учиться анализировать свои поступки с точки зрения выбора темы урока;
- содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма.
- организовать обсуждение понятия предпосылки и причины создания единого государства;
- Формирование осознания обучающимися связи политической деятельности князя и его нравственного выбора;
- Воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе через понимание и уважение к истории России.
Оборудование урока: материал учебника, тетради учеников, документы к уроку.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в тетрадях, работа с документами в группах.
Компетенции: формируемые у учащихся:
- Коммуникативная
- Социальная
Тема урока | Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Дата урока | ||
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности |
| |
План урока |
А) Правление Ивана Калиты; Б) Причины возвышения Москвы. | |
Цель урока |
| |
Формы и методы обучения | Методы: проблемное изложение. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах | |
Основные понятия и термины | Предпосылки, причины, вотчинное землевладение, черносошные крестьяне, политическая система, централизованное государство, удельные княжества | |
Основные личности | Даниил Александрович, Юрий Данилович, Иван Калита, Михаил Тверской, митрополит Петр. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | |
Научатся: показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Получат возможность научиться: высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты, деятелей Русской Православной церкви; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой; работать в группах; выполнять творческие задания | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Время(мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: общеучебные - формулирование ответов на вопросы учителя; логические - поиск существенной информации | Устный опрос |
И. Актуализация знаний | 5 |
| 1. Проводит беседу по вопросам: - Что представляла собой Русь к началу XIV в.? - Были ли причины для объединения земель? - Были ли предпосылки для объединения? | 1. Отвечают на вопросы и работают с картой | 1. Фронтальная. | 1. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: общеучебные - формулирование ответов на вопросы учителя; логические - поиск существенной информации (из материалов учебника и записей в тетрадях). | 1. Работа с книгой. |
Столица России – Москва – почему именно этот город | 2. Организует работу по вопросам | 2. Отвечают на вопросы и работают с картой | 2. Фронтальная | 2. Познавательные: общеучебные - осознанное речевое высказывание в устной форме о проблемах Руси; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - анализирование объектов; выделение главного; проведение сравнений с европейскими странами | 2. Устные ответы | ||
III. Изучение нового материала | 21 | 1. работа с классной тетрадью по вопросу политического устройства Новгородской земли 2. работа с учебником по вопросу о предпосылках и причинах объединения русских земель | 1. организует работу учащихся с учебником | 1. работают с учебником и делают краткие записи в тетрадях. | 1. Индивидуальная. | 1. Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания; логические - поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) о предпосылках и причинах объединения русских земель. 2. Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование цели; логические - поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). 3. Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | 1. Записи в тетради. |
3. Выполнить задания на доске (работа со схемой) | 2. Поясняет и комментирует задания, выполняемые учащимися на доске. (приложение1= презентация) | 2. Выполняют задания. | 2. Индивидуальная. | 2. Задания в рабочей тетради. | |||
4. сравнительная характеристика деятельности московских князей (Ивана 1 Калиты) и тверских (Михаила Тверского) – работа с документом (приложение 2) | 3. дает сравнительную характеристику деятельности князей (обществознание, тема «Личность», «Конфликт в межличностных отношениях») | 3а) слушают учителя 3б) работают с документом по деятельности Ивана Калиты (по группам) 3в) Представляют результаты заполнение таблицы «Москва и Тверь» | 3. индивидуальная, в парах | 3. Устные ответы. | |||
задача | 4. организует обсуждение темы на основе полученных учащимися знаний во время урока и анализа исторической карты и документа. ДИСКУССИЯ: «Москва своим величием обязана ханам», «В Москву, как в центральный водоем, со всех краев Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы благодаря ее географическому положению» (Ключевский) | 4. обсуждают данную проблему | 4. фронтальная | 4. Коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество | 4. Задания учебному материалу | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление | 5 | Возвращение к проблеме урока: «Почему именно Москва становится центром объединения русских земель» | Поясняет задание, выполняемое учащимися в рабочей тетради Слайд презентации = запись в тетрадь через устные ответы учащихся | Выполняют задание в рабочих тетрадях | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирования цели; логические - поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) | Задание в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит фронтальный опрос по анализу представленных утверждений (приложение3) |
| Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала | Задание в рабочей тетради |
VI. Домашнее задание | 2 | § 26 вопр. 7 - письменно (исторический портрет Калиты) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение 2. Из сочинения историка В.О.Ключевского.
«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести…; на стороне московских были деньги и умение пользоваться обстоятельствами…, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале 14 века все еще считали возможной борьбу с татарами.
Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками… Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».
- Как оценивает историк деятельность тверских князей? Не менее трех положений.
- Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чем преимущества московских князей?
- Какие черты политики московского князя Ивана отмечает историк?
Задача
После длительной борьбы Москва становится столицей новой Руси – России. При этом одни считают, что центром государства она стала благодаря своему географическому положению: она-де находилась на перекрестке дорог, в центре Русской земли. Но разве Тверь, Углич, Кострома имели менее выгодное географическое положение? Другие полагают, что Москве стать центрам помогла церковь: в 1326 г. митрополит всея Руси перебрался туда из Владимира. Тогда почему Владимир не стал центром, когда там пребывал митрополит? Третьи утверждают, что право быть столичным городом Москва доказала своим богатством и культурой. Но, согласно оценкам историков, в начале XIVв. Самым культурным княжеством было Ростово-Суздальское, а самым богатым – Новгородская республика. Четвертые отдают предпочтение Москве как наиболее сильному княжеству. Однако известно, что таковым правильнее будет назвать Тверское, а самым воинственным - Рязанское. И все же при всем этом центром объединения становится именно Московское княжество. Почему?
Приложение 3. Игра «Крестики – нолики».
- Главным в северо – восточной Руси считался великий князь московский.
- В каждом великом княжестве существовали удельные княжества, которые выделялись сыновьям великого князя.
- Тверскими князъями поочередно являлись Даниил Александрович, Юрий и Иван Даниловичи.
- После подавления восстания в Твери в 1327г. Иван Калита получил право сбора дани для орды со всех русских земель.
- Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Москвы во Владимир.
- Крупное наследственное владение называется поместьем.
- Единое государство – государство, которое включает всю территорию страны, но еще не располагает сильным аппаратом управления, который бы позволил быстро и решительно проводить в жизнь решение центральной власти.
- Юрий Данилович провозгласил себя князем московским и всея Руси.
- Московское княжество стало при Иване Калите стало сильным политическим и духовным центром русских земель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Борьба северо-западной Руси
Конспект открытого урока по истрии для 6 класса....
Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ
Презентация урока по кубановедению для 6 класса....
Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"
Цели и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...
Презентация "Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада"
Данный урок разработан на основании ФГОС и не ограничивается какой-либо определенной программой. При разработке урока использовался учебник: Андреев И. Л. История России с древнейших времен до XVI век...
"Боярские республики Северо-Западной Руси" 6 класс.
Урок истории для 6 класса....
Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....