"Боярские республики Северо-Западной Руси" 6 класс.
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Боярские республики Северо – Западной Руси.
Класс: 6 «А»
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы:
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый, интерактивный,
Технология: проблемно-диалогическая
Приёмы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией, мозговой штурм.
Цель: выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств.
Задачи:
- образовательные –определить географическое положение Новгородского княжества; определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием; показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика; дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;
- развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; развитие навыков работы с картой, документами; развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;
- воспитательные -развитие культуры командной работы; воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям; выработка нравственных ценностей во время урока
Планируемые результаты:
Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:
- Личностные -развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений; самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»;формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;
- Познавательные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
- Коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Материалы и оборудование:
- Проектор, компьютер
- Презентация «Новгородская республика»
- «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016
- Карта «Феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII вв.»
- Контурная карта «Феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII вв.»
- Схема «План города Новгорода»
Эпиграф: Город древний, город славный,
Страж границы православной,
Здесь исток души славян
И свободы россиян.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1 – Господин Великий Новгород. Как вы думаете, почему город называли именно так? Каким же он был? Есть ли сходство между Новгородом и прочими русскими землями? Слайд 2 – Прочитайте документы, которые вы видите на слайде Спор князя Святослава Мстиславича с новгородцами в 1218 году (в изложении русского историка XIX века В.О. Ключевского) «Князь потребовал смены выборного новгородского посадника Твердислава. "А за что, – спросили новгородцы, – какая его вина?" "Так, без вины", – отвечал князь. Тогда Твердислав сказал, обращаясь к вечу: "Рад я, что нету на мне вины, а вы, братья, и в посадниках, и в князьях вольны". Тогда вече сказало князю: "Вот ты лишаешь мужа должности, а ведь ты нам крест целовал (давал клятву) без вины мужа должности не лишать"». По данным первого документа, какие отношения складываются между князем и горожанами, кто командует в городе? – Прочитайте второй документ, как мы можем ответить на тот же вопрос? Из договоров Господина Великого Новгорода и князей «Без посадника (выбранного горожанами на вече) тебе, княже, суда не судити, волостей не раздавати, грамот не давати». «Не замышлять князю войны без новгородского слова (без обсуждения на вече)». | Высказываются разные предположения. Может быть указано на то, что город большой и богатый. Ученики могут указать на договорной характер отношений и ответить на вопрос слайда, что здесь нет признаков монархии. В приведённых документах нет признаков монархии, но упоминается князь. И до сих пор мы говорили о государствах, во главе которых стоит монарх. |
II. Версии. | Слайд 3 – Какую проблему урока нам предстоит решить? Чем же, по вашему мнению, может отличаться Новгородская земля от остальных русских княжеств? | Новгородское государство – монархия или республика? Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). |
III. Актуализация знаний. | Слайд 4 – Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. Слайд 5 – И два самых важных понятия на сегодняшнем уроке – монархия и республика. Вспомните их признаки. | Ученики выполняют задание слайда. Пропущены понятия «государство» и «дружина».
Ученики должны распределить признаки монархии и республики. |
IV. Планирование деятельности. | Слайд 6 – Итак, мы изучаем Новгородскую землю. Но как мы должны это делать? Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была достаточно полной. (Учащиеся отвечают, а учитель записывает вопросы на доске) -Географическое положение -Климатические условия -Природа -Основные занятия -Правители -Система управления | Ученики должны указать, что необходимо ознакомиться с особенностями территории и правителями этого государства и его устройством. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом учебника и картой. (Приложение №1) 1 ряд Изучите текст учебника на стр. 107 и опишите географическое положение Новгорода. 2 ряд Природные условия 3 ряд Изучите текст учебника на странице 107-108 и назовите основные занятия новгородцев. После заполнения таблицы отмечают на контурной карте Новгородскую землю. Давайте попробуем дать характеристику территории Новгородской земли, сравните с другими русскими землями и сделайте вывод. Первичное закрепление материала. Игра «Торговля» Игра «Торговля». У каждого на столе лежит название одного из товаров. Ученики в паре решают их товар относится к экспорту или импорту, Поочереди один из учеников выходит к доске и крепит под нужной табличкой. пушнина, мед, воск, хлеб, ткани, вино, предметы роскоши, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес. 2. Вечевая вольница Слайд 8 – Посмотрите на название слайда. Объясните, что означают данные слова? Власть князя в Новгороде была сильно ограничена и определялась договором. Все новгородские князья были посадниками. - Вспомните, кто такой посадник? Однако в Новгороде с XI в. Обязанности князя и посадника разделились. Князь не имел права вмешиваться в дела управления, решал только военные вопросы. - Изучив текст учебника ст. 109 – 112 выпишите в тетрадь какие функции выполняли: Посадник, тысяцкий, архиепископ, вечевое собрание. Совместно делается вывод. 4. Работа с иллюстрацией в учебнике. Стр. 111 Рассмотрите иллюстрацию. «Озвучьте» картину – о чем говорят главные и второстепенные персонажи. | Учащиеся результаты фиксируют в таблицу.(заполнение таблицы это продолжение с предыдущего урока) Ученики должны указать следующее: – Территория Новгородской земли значительно больше других русских земель. – Они торговали со Швецией и немецкими городами. Через них поступали на Русь европейские товары. – Короткое и холодное лето. Суровые зимы. (Закупали зерно.) – Заливные луга. Скотоводство. – Полноводные реки. Рыболовство. – Леса. Пушной зверь. Охота. – Торговые пути. Богатые купцы. Вывод: климат в Новгородской земле неблагоприятный. Но здесь хорошо развивались ремесло и торговля. Новгород был очень богат. Работает один у доски, остальные по карточкам: Набор слов крепится на доске на доске Вывоз (экспорт): пушнина, мед, воск, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес. Ввоз (импорт): хлеб, ткани, вино, предметы роскоши. Ученики должны вспомнить понятие вече и второе слово связать с понятием «воля». Ученики должны указать, что власть в Новгороде принадлежала не князю, а боярам и вечу, и Новгород княжеством не являлся. Используя иллюстрации учебника и слайда, ученики должны «оживить» картину. |
VI. Выражение решения проблемы. | Слайд 12 – Давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: Новгородское государство – монархия или республика? | Господин Великий Новгород отличался от других русских земель особенностями хозяйства, культуры, вечевыми порядками. |
VII. Применение нового знания. | Слайд 13 – Одной из интересных особенностей Новгорода была высокая грамотность населения. Сообщение ученицы о развитии письменности в Новгороде Представьте, что перед началом урока вместо учебника мы получили бы только тексты берестяных грамот. Какие выводы мы смогли бы сделать на их основе? | Представляется презентация Любая точка зрения должна быть аргументирована. |
VIII. Рефлексия | Приём «Что, если…?» Продолжите предложение «Что, если я оказался на новгородском вече …?» | |
IX. Домашнее задание. | Пр. 15 задание № 4 стр. 113 |
Приложение 1
Сравнительная таблица
Вопросы для сравнения | Владимиро-Суздальское княжество | Новгородская вечевая республика | Результаты сравнения |
1 Географическое положение | Северо-Восточная Русь. Земли расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги От побережья Белого моря на севере до половецких степей на юге, от верховьев Волги на Востоке до новгородских земель на западе | Северо –Западная Русь. От Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги Озеро Ильмень, река Волхов | Княжества занимают обширные территории на севере, что позволяет им быть защищенными от набегов кочевников |
2.Природные условия | Пригодные для хлебопашества земли (ополье), наличие рек и лесов | Неблагоприятный климат, заболоченные земли, множество лесов | Климат и почвы Новгорода мало пригодны для земледелия, поэтому Новгород его привозил из Владимиро –Суздальской земли |
3.Население | Земледельцы, ремесленники, промысловики | Ремесленники(самая многочисленная категория населени) Купечество (весьма влиятельные, состоятельные) Бояре (имели самый большой вес) Духовенство | Географическое положение определяет состав и занятия населения |
4. Занятия | Земледелие, скотоводство, рыболовство, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремесла, торговля | Ремесла Торговля | |
5.Политический строй А) роль князя в управлении Б) особенности управления | Сильная княжеская власть | Слабая княжеская власть (Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления) Республиканская форма правления. Верховная власть – вече. Символ народовластия – вечевой колокол. Высшее должностное лицо – посадник. Помощник посадника – тысяцкий. Глава церкви – владыка (архиепископ, архимандрит) Князя с дружиной приглашало вече | Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство. |
6Культура | Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Икона Владимирской Божьей Mатери. Многочисленные монастыри — центры образования и составления летописей | Особенность: простота и доступность. Каменное зодчество Летописание |
Приложение 2
Игра «Торговля»
ВЫВОЗ | товары | ВВОЗ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Приложение 3
Новгородская земля
Природные условия. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги. Географическое положение, суровые природные условия, смешанный этнический состав населения наряду с рядом исторических особенностей определяли специфику хозяйственной жизни, социальной структуры и политической организации Северо-Западной земли.
Так, бедные почвы и холодный климат были причиной того, что новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба.
ВЫВОЗ
(экспорт)
ВВОЗ
(импорт)
Пушнина
Мед
Воск
Хлеб
Ткани
Вино
предметы роскоши
выделанные кожи
гончарные изделия
кузнечные изделия
строевой лес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Тема "Северо-Западная Россия" 9 класс
Самостоятельная работа по учебнику и картам атласа....
сценарий урока географии "Северо-Западный район". 9 класс
В материале помещен сценарий урока с приложениями. В приложениях даны сравнительные таблицы, инструкции для групповой работы, план характеристики географического положения. Домашнее задание - с возмож...
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...
Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс
Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...
Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"
Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....