конспект к уроку Христианская символика на Северо-Западном Кавказе
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
конспект к уроку в 6 классе по разделу "Духовные истоки Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_hristianskie_simvoly.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Духовные истоки Кубани»
Класс 6
Дата (четверть)- 4
Учитель Фролков Виталий Дмитриевич
УМК: Кубановедение / Б.А. Трехбратов и др. . -Краснодар: Перспективы образования,2015.
Тема:Христианская символика на Северо-Западном Кавказе
Тип урока: открытие новых знаний
Результаты:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Называть и показывать на карте памятники христианской культуры на территории Кубани. Объяснять значение новых терминов и понятий. | Владеть умением работать с учебной информацией; решать творческие задачи; уметь формулировать и аргументировать своё мнение. | Осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, гордиться историческим прошлым многонационального народа Кубани. |
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
-проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные УУД: - умение договариваться о совместных действиях, принимать решения в группе - Умение изменять свои представления и поведение, стремление к саморазвитию | - организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; | - анализировать, делать обобщения, выводы; - аргументировать высказываемую точку зрения - владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. | развитие практико– ориентированных самостоятельных действий в процессе |
Оборудование: словарь, презентация к уроку
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | беседа | Создаёт условия для включения шестиклассников в учебную деятельность. - Почему Северный Кавказ называют «древнейшей колыбелью христианства»? | Организует учся к уроку через проблемную беседу Сформулируйте цель урока, исходя из того, что второ-степенные члены предло-жения нам уже знакомы. Используйте опорные сло-ва: - углубить - расширить - повторить - совершенствовать | Настраиваются на плодотворную работу Слушают учителя. Формулируют тему урока. . | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выве-дение следствий (П); са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); | |||
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Работа с терминами | Религия, христианство, православие, апостолы, Андрей Первозванный, Кирилл и Мефодий | Делит на группы, предлагает каждой группе дать толкование Назовите святых, которые подарили нам азбуку | Дают толкование терминов Дополняют и исправляют ответы одноклассников | - анализировать, делать обобщения, выводы; - аргументировать высказываемую точку зрения. | |||
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | беседа | Христианская символика на Северном Кавказе | Где зародилось христианство на территории современной России? | Отвечают, дополняют и исправляют ответы одноклассников | ||||
Работа по теме урока | Работа с ЭОР | Работа словарями:христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами. “Символ” – по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением. Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл. Слайд К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», а также изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы. Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются: • якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. 6:18-20); • голубь — символ Святого Духа; • феникс — символ воскресения; • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5)); • павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению); • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых); • агнец — символ Иисуса Христа; • лев — символ силы и могущества; • оливковая ветвь — символ вечного мира; • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии приБлаговещения цветка лилии); • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии. Слайд Но главным символом христианства является Крест. Возникновение в христианстве культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме. У христианского креста существует немало вариаций. Как разобраться во всём этом многообразии. Рассмотрим хотя бы малую толику. Реализация индивидуального исследовательского задания Слайд Крест Т-образный: В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста. Крест якореобразный: Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века. Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому "якорь", будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова - Царство Небесное. Крест «Посох пастыря» Крест латинский Сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою Такой крест является наиболее употребительным на Западе. Крест Андреевский Называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей.Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение" Крест Виноградная лоза Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос. Главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения. Крест «Распятие» В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли". Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя. А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество Крест Георгиевский Таким крестом награждались русские воины за отвагу в бою. Те, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, "георгиевскими кавалерами". Крест Голгофа Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображается на четырех стенах здания. Крест осмиконечный православный Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. На Руси крест этой формы употребляется чаще других. В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом" Каждый несёт свой жизненный крест. Слайд Впервые христианство было проповедано на Кавказе в век апостольский. В Первом тысячелетии эту проповедь продолжили и распространили византийские и грузинские миссионеры. С древнейших времён до наших дней на территории на территории Кавказа сохранились древние храмы, построенные в X веке Близ поселка Нижний Архыз, в горах Кавказа есть три самых известных аланских храма, которые входят в состав Зеленчукского монастыря. Это северный, средний и нижний храмы Архыза. Слайд Экскурсия в Нижнее-Архызское городище, которое расположено в живописном месте одного из уголков Карачаево-Черкесии в заповеднике Буково. В 7 веке нашей эры в этом месте проходил Великий Шёлковый путь. Здесь шли торговые караваны, и вместе с купцами и путешественниками по этому пути шли византийские миссионеры, неся свет христианства соседним с Византией племенам и народам. С 1888 и до 1930-х годов прошлого столетия на месте городища располагался мужской монастырь. На его территории расположены 3 храма: (слайд) действующий Южный храм, освящённый в честь Ильи Пророка. Он бал построен приблизительно в Х веке (слайд). Далее расположен Средний храм Иисуса Христа (слайд). Затем дорога ведёт в Северный храм Александра Невского. Сейчас эти два храма находится на реставрации. Обратим внимание на крестово-купольную архитектурную систему этих храмов (византийская традиция, так как первые мастера – «мастерыиз грек»). Принцип её заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкциях по типу креста с возведённым в центре куполом. В плане (покажем его) здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье которого приходится точно на центр храма, где верующие собираются во время богослужения. На территории городища есть святой источник, освящённый в честь Александра Невского. Это место приносит в душу всех, кто его посетил, мир и покой, придаёт новые силы, укрепляет веру. Продвигаясь к каменному кресту, расположенному на территории городища, расскажем и об одном из символов православия – кресте. Обратим внимание учащихся на шестиконечный православный крест (именно такой мы видим на фотографии) и расскажем о его символике Северный Зеленчукский храм — наиболее крупный и монументальный храм Северного Кавказа, являвшийся кафедральным собором Аланской епархии 2-ой четверти X века, охватывавшей территорию от верховий Урла до притоков верхней Кубани и находившейся в ведомстве Константинополя, и получившей в XX веке статус митрополии Он был построен византийскими мастерами, и богато украшен бесценными фресками. К сожалению, все фрески были утрачены, остались только некоторые зарисовки в архивах, сделанные художником Д. Струковым в XIX веке. Средний храм, по типу постройки, аналогичен северному храму. Этот храм находится на северной окраине города. Южный храм п. Архыз или Ильинский - самый маленький и является самым древнейшим в России действующим христианским храмом.В этих местах особо чтимыми святыми считались св. Георгий Победоносец и Илья Пророк. Когда в 1991 году было последнее освящение храма, переименовывать не стали, и за этим храмом так и сохранилось его давнее название – Ильинский. Сохранившиеся фундаменты храмов на территории Ильичевского городища (Отрадненский район) типичны для церковной архитектуры периода распространения христианства в раннесредневековом государстве алан XI-XII веков в верхнем Прикубанье. По утверждению археологов, проводящих здесь раскопки, под некоторыми из фундаментов сохранились остатки храмов более раннего периода, ориентировочно относящихся к VI веку. Слайд Первыми проповедниками учения Христа на Кавказе и были Си́монКанонит( Зилот) вместе с апостолом Андреем Первозванным. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи(окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа. Монахи потом часто использовали пещеры для ведения отшельнической жизни и уединённой молитвы. Недалеко от Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря расположена гора Физиабго высотой 992 метров, с вершины которой открывается удивительная панорама на белоснежные горы Главного Кавказского хребта: Чугуш, Джемарук, Фишт, Оштен, Пшехо-Су, Уруштен, Тыбга. Там, в склонах Физиабго, находятся знамениты подземные ходы и рукотворные пещеры, взорванные когда-то советской властью, поэтому входы во многие из них завалены. До сегодняшнего дня сохранился лишь один вход в подземелье и небольшая часть подземных пещерных ходов и сводчатых залов рукотворных пещер. Очень часто эту пещеру называют Монастырской или Монашеской. Протяженность всех подземельных ходов составляет около 200 метров. От входа в подземелье к большому и просторному залу ведет узкий и темный лаз. Влево и вправо от хода расходятся узкие ходы, по которым можно свободно перемещаться в полный рост. Вдоль ходов есть маленькие тупиковые ответвления, возможно, эти места предназначались для моления, так как здесь же выбиты углубления прямоугольной формы для икон. Но народная молва сохранила до наших дней фантастические рассказы о протяженности пещерных ходов, о том, что в пещерах у монахов размещалась большая библиотека и иконописная мастерская. Возможно, когда-нибудь подземные ходы будут расчищены и тайны монахов будут открыты. Слайд 16 Большое влияние на развитие архитектуры православных храмов Северо-Западного Кавказа и России оказала Византия, прилагавшая большие усилия для распространения христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже с первых дней своего существования, Византия начала украшаться величественными сооружениями и всяческими произведениями искусства. Возникшее здесь искусство вследствие религиозных, политических и бытовых условий приняло особый склад, в котором к греко-римским элементам примешивались в сильной степени восточные веяния. Достигнув полного своего расцвета в первой половине VI века, при Юстиниане, Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. Слайд Ещё одной из достопримечательностей этого заповедного места считается наскальный лик Христа, обнаруженный в 1999 году. Образ, датируемый IX веком, сразу стал почитаемой святыней и объектом паломничества христиан. Икона находится на крутом левом берегу Большого Зеленчука на высоте около 150 метров выше уровня реки на плоской поверхности песчаниковой скалы светло-охристого цвета. Размеры ее примерно 140 на 80 сантиметров, что позволяет считать икону образцом монументальной живописи. | Организует деятельность школьников по усвоению нового материала (виртуальная экскурсия) | Работают со словарем | Анализировать, обобщать полученную информацию | |||
IV. Физминутка | Разминка перед путешествием | Предлагает ведущему составить комплекс упражнений | Выполняют комплекс упражнений | Коммуникативные Познавательные Регулятивные (волеваясаморегуляция в ситуации затруднения) Регулятивные Познавательные | ||||
Закрепление знаний | беседа | христианские символы,храмы в Нижне – Архызском городище,первые проповедники учения Христа на Кавказе. | - Какие христианские символы вы знаете? - Какие храмы находятся в Нижне – Архызском городище? - Кто были первыми проповедниками учения Христа на Кавказе? Какие бывают христианские кресты? | Принимают участие в бе-седе, высказывают своё мнение, исправляют и дополняют ответы одно-классников. | Регулятивные УУД: развитие практико– ориентированных самостоятельных действий в процессе . Коммуникативные УУД: - организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; | |||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Работу в группах с карточками: подобрать к изображению креста описание | Личностные УУД: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные УУД: - умение договариваться о совместных действиях, принимать решения в группе. | |||||||
V. Подведение итогов, рефлексия | Предлагает учащимся устно закончить пред¬ложения: - На уроке я работал (а)... - Я не знал (а) о том, что... - Теперь я знаю, что.... | Заканчивают предложе-ния, оценивают своюра-боту на уроке. Отвечают на вопросы, анализируют свою учеб-ную деятельность. | Личностные УУД: - Умение изменять свои представления и поведение, стремление к саморазвитию. | |||||
VI. Домашнее задание | Подготовить «Путеводитель паломника» по предложенной схеме: название, местонахождение, дата основания, интересные факты. | Записывают задание в дневник. | Личностные УУД: стремление к саморазвитию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежейРусскойземли"
Представленная разработка урока по теме "Оборона северо-западных рубежей Русской земли"выполнена в рамках апробации УМК А.Ф. Кмиелёва и В.П. Попова по истории России с древнейших времён до конца...
"Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"
Разработка урока по кубановедению в 6 классе...
Презентация к уроку "Рапостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"
Мультимедийная презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"...
Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ
Презентация урока по кубановедению для 6 класса....
Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853-1856)
В данном материале представлена информация о действиях союзных англо-французских войск на территории Северного Кавказа в период Крымской войны 1853-1856гг. Разбираются причины назревания междуна...
Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"
Цели и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...
Технологическая карта урока на тему "Хозяйство Северо-Западного района".
Хозяйство Северо-Западного района...