Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
статья по истории
В данной статье описываются различные формы использования инновационных технологий на уроках истории и обществознания.В настоящее время роль применения инновационных технологий на уроках имеет большое значение для качественного усвоения материала.Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уруджова Н.Р., учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 104 им. Героя Советского Союза М .С .Харченко
Выборгского района Санкт-Петербурга
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания
Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровье сберегающие технологии и другие.
В современном преподавании выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.
Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать, творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это специальная форма организации познавательной, практической и творческой деятельности. Из интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений» и т.д.
Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения интерактивных методов обучения является:
создание комфортных условий обучения,
формирование чувства успешности у ученика,
продуктивность самого процесса обучения,
что необыкновенно важно для решения стратегического развития школы.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Мои учащиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании - составляют презентации, в настоящее время активно осваивают теорию и практику создания школьной электронной газеты. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, позволило проводить виртуальные
При организации проектной деятельности учащихся широко применяю технологию работы в группах.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала,
Использование инновационных технологий позволило мне повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках. Современные приемы и методы работы на уроках истории и обществознания способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы - это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Я использую интерактивные методы на уроках истории в виде
1. Уроков с применением кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций ( от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации.
Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ.
2. Уроки – коллективный способ обучения
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:
В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.
3. Уроков с применением ИКТ. Поле деятельности с применением данной технологии обширно, поэтому ее можно применять буквально на всех уроках. Пожалуй, наиболее распространённая форма уроков с использованием ИКТ- урок-презентация.
Я предлагаю различные варианты организации деятельности с презентациями:
Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного.
Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
Таким образом, приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...
Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...
Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"
В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...
Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания
Из опыта работы. Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....
Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"
Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключе...
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых к...