Конспект урока " Средневековая деревня и ее обитатели"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Харченко Людмила Николаевна

Конспект  урока в 6 классе "Среднековая деревня и ее обитатели" по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 класс                                                                                           по теме «Средневековая деревня и её обитатели»

    Автор учитель истории и обществознания

ХАРЧЕНКО Людмила Николаевна

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок, с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
  • продолжить формирование умения составлять схемы
  • работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

  • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
  • воспитывать уважение к крестьянскому труду

Оборудование:

  • Мультимедиа аппаратура.
  • Авторская презентация.
  • Раздаточный материал (Приложение 1).
  • Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005
  • Картина по истории средних веков «В жилище бедного крестьянина»

Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство),

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка  домашнего задания дифференцированный подход

 (для слабых учеников)

КАРТОЧКА № 1

Наибольший расцвет арабской культуры приходится на ___________ вв. Она имела огромное значение для современников. К примеру, сочинение ___________ по медицине вплоть до XVII в. было настольной книгой европейских врачей.

В этот период сложился известный всему миру сборник сказок __________________________. Значительных успехов достигло развитие архитектуры, в которой наибольшей популярностью пользуются культовые и дворцовые здания, например ____________ в Гранаде. Больших успехов достигла философия. От арабов европейцы получили не только _________ и новую систему счета, но и знания по астрономии, математике, медицине.

Слова для заполнения пропусков: VIII–IX вв., Авиценна, «Тысяча и одна ночь», дворец Альгамбра, цифры.

Проверка  домашнего задания дифференцированный подход

- фронтальный опрос в форме викторины. Вопросы викторины на доске, выходят, тянут, отвечают.

Викторина:

1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?

2. Где возникали города в Средневековье?

3. Что означает поговорка «Рыцарь в луже утонул»?

4. Что такое ратуша?

5. Почему крестьяне стремились в город?

Введение в тему.

 Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, определим с вами вместе.

Послушайте песню и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

Песня «Деревенька»

Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную. Какой период времени мы с вами проходим? Средневековье. Значит тема сегодня «Средневековая деревня и ее обитатели»

Слайд 1.

Запись в тетради: дата, тема.        

Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.

План урока:

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

II. Новая тема

1. Господская земля и крестьянские наделы

Слайд  2.

Учитель. К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Вспомните, что означает изученное нами ранее понятие «феодальная лестница»?

Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

Мы с вами знаем, что в средневековье в странах Европы царила феодальная раздробленность. Что же это значит. Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.ею феодала. Вспомним, кто такие феодалы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Работали.

Слайд 3. Есть такое выражение «нет земли без сеньора», как вы его понимаете, и как можете обьяснить?

Слайд  4. Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала.

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне

На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы.  Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел

Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

Слайд 5. Скажите, когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? Для того, чтобы узнать ответ выполните задание.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)

Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

Поземельная и личная зависимость

за долги                            бывшие рабы

под покровительство

захват крестьянской

 земли силой

Слайд 6. Крестьяне должны были нести повинность, в виде барщины и оброка.

Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца

Записать в тетрадь определения.

Задание 2: Соотнести примеры  к барщине или оброку

Ремонт моста

Строительство дома

Сало

Мед

Обработка земли

Пряжа

Зерно

Очистка прудов

Ловля рыбы

Десятая часть урожая и дохода

Проверка задания. Куда вы отнесли последний пример – десятая часть урожая и денег?

Слайд 7. Это церковный налог, каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется. Легко ли жилось крестьянам? Конечно нет. Ему приходилось работать с утра и до поздней ночи, без выходных, чтобы прокормить свою семью.

Слайд 8. Примерно так схематически выглядела повинность крестьян.

Слайд 9. Физкультминутка.

3. Слайд 10 . Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения – 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине. 

Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

Слайд 11. Причины объединения крестьян в общину:

Крестьянская община

землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями

-помогала беднякам выплачивать налоги

- опекала вдов и сирот

-хранила обычаи

- разыскивала преступников

- ведала хозяйственными делами: делила

- поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции

- помогала бедным выплачивать налоги

-оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

4. Труд крестьян.

Слайд 12, Слайд 13   Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.

В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

5. Слайд 14. Прочитав параграф, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. 

 Слайд 15.Записывают в тетрадь: натуральное хозяйство.

IV. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке? Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили. Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

- Хотели бы вы жить в средневековой  деревне?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите фразу, т.е. вы должны сказать, о том чего раньше не знали о средневековой деревне.

«Оказывается….»

 V Домашнее задание и выставление оценок в журнал

Домашнее задание на доске, запишите в дневник. Домашнее задание.

  1. Прочитать §11.
  2. Выучить новые слова.

Задание на выбор:

3.Групповой творческий проект «Средневековая деревня» (с. 101).

4. Коллективный информационный проект «Средневековая мода» (с. 101)

У  кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение 1.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

Поземельная и личная зависимость

Задание 2: Соотнести примеры  к барщине или оброку

Ремонт моста

Строительство дома

Сало

Мед

Обработка земли

Пряжа

Зерно

Очистка прудов

Ловля рыбы

Десятая часть урожая и дохода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"

Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....

План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"

Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Методическая разработка урок-исследование и игра "Средневековая деревня и её обитатели"

Данная методическая разработка урока истории для 6 классов описывает ход проведения занятия и педагогические приемы, позволяющие познакомить учеников с тремя сословиями средневекового общества и ...