Конспект урока " Средневековая деревня и ее обитатели"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока в 6 классе "Среднековая деревня и ее обитатели" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konchspekt_uroka_srednevekovaya_derevnya_i_eyo_obitateli_vosstanovlen.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 класс по теме «Средневековая деревня и её обитатели»
Автор учитель истории и обществознания
ХАРЧЕНКО Людмила Николаевна
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок, с использованием ИКТ
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян
Задачи урока:
образовательная:
- сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.
развивающая:
- продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
- продолжить формирование умения составлять схемы
- работа с новыми понятиями и терминами.
воспитательная:
- формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
- воспитывать уважение к крестьянскому труду
Оборудование:
- Мультимедиа аппаратура.
- Авторская презентация.
- Раздаточный материал (Приложение 1).
- Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005
- Картина по истории средних веков «В жилище бедного крестьянина»
Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство),
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.
Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Проверка домашнего задания дифференцированный подход
(для слабых учеников)
КАРТОЧКА № 1
Наибольший расцвет арабской культуры приходится на ___________ вв. Она имела огромное значение для современников. К примеру, сочинение ___________ по медицине вплоть до XVII в. было настольной книгой европейских врачей.
В этот период сложился известный всему миру сборник сказок __________________________. Значительных успехов достигло развитие архитектуры, в которой наибольшей популярностью пользуются культовые и дворцовые здания, например ____________ в Гранаде. Больших успехов достигла философия. От арабов европейцы получили не только _________ и новую систему счета, но и знания по астрономии, математике, медицине.
Слова для заполнения пропусков: VIII–IX вв., Авиценна, «Тысяча и одна ночь», дворец Альгамбра, цифры.
Проверка домашнего задания дифференцированный подход
- фронтальный опрос в форме викторины. Вопросы викторины на доске, выходят, тянут, отвечают.
Викторина:
1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?
2. Где возникали города в Средневековье?
3. Что означает поговорка «Рыцарь в луже утонул»?
4. Что такое ратуша?
5. Почему крестьяне стремились в город?
Введение в тему.
Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.
Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:
Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, определим с вами вместе.
Послушайте песню и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.
Песня «Деревенька»
Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную. Какой период времени мы с вами проходим? Средневековье. Значит тема сегодня «Средневековая деревня и ее обитатели»
Слайд 1.
Запись в тетради: дата, тема.
Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?
Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.
План урока:
1.Господская земля и крестьянские наделы.
2.Феодал и зависимые крестьяне.
3.Крестьянская община.
4.Как жили и трудились крестьяне.
5. Натуральное хозяйство.
II. Новая тема
1. Господская земля и крестьянские наделы
Слайд 2.
Учитель. К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Вспомните, что означает изученное нами ранее понятие «феодальная лестница»?
Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?
Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.
Мы с вами знаем, что в средневековье в странах Европы царила феодальная раздробленность. Что же это значит. Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.ею феодала. Вспомним, кто такие феодалы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Работали.
Слайд 3. Есть такое выражение «нет земли без сеньора», как вы его понимаете, и как можете обьяснить?
Слайд 4. Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала.
Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.
Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел
Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.
Слайд 5. Скажите, когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? Для того, чтобы узнать ответ выполните задание.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)
Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.
Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему
Поземельная и личная зависимость
за долги бывшие рабы
под покровительство
захват крестьянской
земли силой
Слайд 6. Крестьяне должны были нести повинность, в виде барщины и оброка.
Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца
Записать в тетрадь определения.
Задание 2: Соотнести примеры к барщине или оброку
Ремонт моста
Строительство дома
Сало
Мед
Обработка земли
Пряжа
Зерно
Очистка прудов
Ловля рыбы
Десятая часть урожая и дохода
Проверка задания. Куда вы отнесли последний пример – десятая часть урожая и денег?
Слайд 7. Это церковный налог, каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется. Легко ли жилось крестьянам? Конечно нет. Ему приходилось работать с утра и до поздней ночи, без выходных, чтобы прокормить свою семью.
Слайд 8. Примерно так схематически выглядела повинность крестьян.
Слайд 9. Физкультминутка.
3. Слайд 10 . Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения – 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.
Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.
Слайд 11. Причины объединения крестьян в общину:
Крестьянская община
землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
-помогала беднякам выплачивать налоги
- опекала вдов и сирот
-хранила обычаи
- разыскивала преступников
- ведала хозяйственными делами: делила
- поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
- помогала бедным выплачивать налоги
-оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ
4. Труд крестьян.
Слайд 12, Слайд 13 Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.
В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.
5. Слайд 14. Прочитав параграф, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным.
Слайд 15.Записывают в тетрадь: натуральное хозяйство.
IV. Подведение итогов урока, рефлексия.
Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке? Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили. Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.
- Хотели бы вы жить в средневековой деревне?
- Какие новые термины вы сегодня узнали?
Закончите фразу, т.е. вы должны сказать, о том чего раньше не знали о средневековой деревне.
«Оказывается….»
V Домашнее задание и выставление оценок в журнал
Домашнее задание на доске, запишите в дневник. Домашнее задание.
- Прочитать §11.
- Выучить новые слова.
Задание на выбор:
3.Групповой творческий проект «Средневековая деревня» (с. 101).
4. Коллективный информационный проект «Средневековая мода» (с. 101)
У кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …
Спасибо за урок. До свидания.
Приложение 1.
Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему
Поземельная и личная зависимость
Задание 2: Соотнести примеры к барщине или оброку
Ремонт моста
Строительство дома
Сало
Мед
Обработка земли
Пряжа
Зерно
Очистка прудов
Ловля рыбы
Десятая часть урожая и дохода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)
Разработка урока по истории Средних веков по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....
Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"
Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"
План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....
План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"
Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...
План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.
План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....
Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.
Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....
Методическая разработка урок-исследование и игра "Средневековая деревня и её обитатели"
Данная методическая разработка урока истории для 6 классов описывает ход проведения занятия и педагогические приемы, позволяющие познакомить учеников с тремя сословиями средневекового общества и ...