Викторина Эпоха Петра
материал по истории (8 класс)
викторина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_epoha_petra_i.docx | 30.79 КБ |
viktorina_epoha_petra.pdf | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ивановская СОШ
Внеклассная работа по предмету
Интеллектуальная викторина по истории России "Эпоха Петра Великого"
8-10 класс
учитель истории, обществознания - Шагунова Наталья Викторовна
Задачи мероприятия:
- повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”;
- способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
- пробудить и развить интерес обучающихся к изучению предмета;
- воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый вечер, дорогие ребята, учителя и гости нашего мероприятия. Среди великих исторических деятелей России, принесших славу нашему государству, имя Петра всегда стоит в первых рядах. Трудно переоценить заслуги этого человека. В военном деле и в просвещении, в создании Академии наук и в создании флота, в реформах социальной и политической жизни страны – везде благодарные потомки помнят, что начало славных этих дел положил Петр Великий.
По свидетельствам современников, Пётр был высокого роста, стройный, лицо смуглое, с правильными, но резкими чертами. У Петра были маленькие усики, волосы на голове от природы вьющиеся, всегда коротко подстриженные. Голос, чуть сипловатый, «был не тонок и не громогласен». Он всегда носил простую одежду, нередко появляясь в стоптанных и латаных башмаках. Современники утверждали, что «если кто его не знал, то никак не мог принять за столь великого государя».
И сегодня, в ходе нашей викторины еще ближе познакомимся с этой исторической фигурой.
Две команды, 8 и 10 класса сойдутся в интеллектуальном батле и выяснят, кто же из них больше знаком с жизнью и деятельностью императора.
А также разобраться в этом вопросе нам поможет наше компетентное жюри
1. ___________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________
Итак, участники готовы? Жюри, наш высокий ареопаг, готов? Мы начинаем.
Накануне мероприятия участникам было дано задание подготовить домашнее задание – название команды и визитную карточку. Давайте посмотрим и оценим их старания.
1 конкурс – «Визитная карточка»
Спасибо ребята, ну, а теперь переходим к заданиям викторины.
При проведении первого тура определяется команда, набравшая наибольшее количество баллов, т.е. ответившая правильно на наибольшее количество вопросов.
ПЕРВЫЙ ТУР. “КТО БОЛЬШЕ”
1. Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
2. Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
3. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)
4. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
5. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
6. Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
7. Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
8.Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
9. В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
10. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
11. Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)
12. Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)
13. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
14. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
15. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
16. Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
17. На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)
18. Древнее название Невской земли? (Ижора)
19. Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)
20. При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)
21. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
22. Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
23. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
24. С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)
25. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
26. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)
27. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
28. Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)
29. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
30. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)
31. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)
32. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
33. Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)
34. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
35. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
36. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)
Задания второго тура предполагают не только определить понятие, выпадающее из общего ряда, но объяснение выбора.
Второй тур. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ
1. Помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, экономические крестьяне, монастырские крестьяне. (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)
2. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)
3. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало.)
4. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)
5. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь “Великого посольства”. Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть.)
Задачи третьего и четвертого тура рассчитаны на вашу логику и смекалку. Количество баллов за каждый правильный ответ, зависит от полноты этого ответа.
ТРЕТИЙ ТУР. “ЭРУДИЦИОН”
1. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)
2. В XVIII веке широкое распространение получила так называемая “служба без жалования”. Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Д.Меншиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность? (Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток.)
3. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
4. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое “окно” было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – “окно в Европу” – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)
5. Этот монолит был найден на берегу залива. Понадобилось 400 работников, чтобы в течение нескольких месяцев вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на огромную площадку и откатили к воде на медных шарах. После этого построили специальный плот, т.к. ни одно судно не могло взять такой груз на борт, и отбуксировать камень к месту назначения. Куда был привезен камень? (Огромный монолит был отбуксирован в Санкт – Петербург, чтобы стать постаментом для памятника Петру I работы скульптора Фальконе.)
6. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
7. Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)
8. В период строительства корабля “Предестинация” к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты? (Посол, как утверждает молва, вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлеченный оснасткой корабля.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. “КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ”
1. “Награда по заслугам”. Именно для него накануне Полтавской битвы по приказу Петра I была приготовлена серебряная медаль весом в 10 фунтов на цепи весом в 2 фунта. (Мазепа)
2. “Новый Ахиллес”. Об этой армии саксонский генерал Шуленберг писал: “Пехота поражала порядком, дисциплиной и набожностью. Хотя состояла она из разных наций, дезертиры были в ней неизвестны”. Предводитель ее “одевался как простой драгун и так же просто обедал”. До этой всем известной битвы в Европе его сравнивали с Александром Македонским, а после нее – с Ахиллесом, т.к. он (еще до ее начала) был ранен в пятку. (Карл XII и его армия в Полтавской битве)
3. “Дорогие подарки Петра”. Именно эти, очень “дорогостоящие” подарки любил дарить Петр I проворовавшимся вельможам. (Корабли; вельможи должны были содержать “подаренный” корабль)
4. “Всегда первый”. Должность генерал-губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он же стал первым русским генералом от кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д.Меншиков)
Пятый тур. ПОЭТИЧЕСКИЙ.
Образ Петра Первого был воспет и в художественной литературе. Ваша здание заключается в следующем. Дается стихотворение с пропущенными словами. Ваша задача вставить слова и прочитать выразитель но, данный отрывок.
Пир Петра Первого (Александр Сергеевич Пушкин)
Над Невою резво вьются
Флаги пестрые судов;
Звучно с лодок раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
Что пирует царь великий
В Питербурге-городке?
Отчего пальба и крики
И эскадра на реке?
Озарен ли честью новой
Русской штык иль русской флаг?
Побежден ли швед суровый?
Мира ль просит грозный враг?
Иль в отъятый край у шведа
Прибыл Брантов утлый бот,
И пошел навстречу деда
Всей семьей наш юный флот,
И воинственные внуки
Стали в строй пред стариком,
И раздался в честь Науки
Песен хор и пушек гром?
Годовщину ли Полтавы
Торжествует государь,
День, как жизнь своей державы
Спас от Карла русский царь?
Родила ль Екатерина?
Именинница ль она,
Чудотворца-исполина
Чернобровая жена?
Шестой тур. Эпоха Петра в иллюстрациях.
Перед вами на экране будут представлены различные иллюстрации, картины, фотографии и т.д. Ваша задача ответить на вопрос касающийся данной иллюстрации.
1. Софья Алексеевна
2. Евдокия Лопухина
3. Монета – пошлина за бороду
4. Ассамблеи
5. Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
6. Екатерина Первая (Марта Скавронская)
7. Академия наук
8. Па́мятник Петру́ I — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота») работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году Общая высота памятника 98 метров, высота фигуры Петра 18 м.
9. Восстание Кондратия Булавина
10. Строительство Санкт-Петербурга
11. Царский трон (на двух правителей)
12. Андреевский флаг
13. Кунсткамера
14. Потешные полки
15. Для усиления кроме Архангельской, была основана Новгородская, Олонецкая и Выборгская верфь. Уже к началу XVIII века появился он - Балтийский флот
Седьмой тур. Чёрный ящик.
1. Заботливые мамы всегда проверяют у ребят, не забыли ли они положить в карман этот предмет. И при этом даже не задумываются, откуда взялся этот привычный предмет. А у него длинная история. Еще в Древнем Риме во II веке до н.э. появился в руках граждан данный предмет. Позже такие предметы раздавали народу.
2. Пала античная цивилизация – надолго исчезли и эти предметы. Появились вновь в XV веке в эпоху Возрождения в Италии. Правда, и тогда им пользовались редко. Позже стали употреблять по назначению. Этот предмет тогда делали из шелковых и парчовых тканей, вышивали, дарили друг другу.
3. В России этот предмет стал модным в эпоху Петра Первого. Кроме прямого назначения он всегда был – да и остаётся – подарком близкому человеку. А форму квадрата для них узаконил французский король Людовик XIV, указ об этом он подписал 2 января 1685 года. Мир до сих пор живет по этому королевскому предписанию.
Что за предмет стал модным в эпоху Петра Ι? Что находится в чёрном ящике? (Носовой платок)
Ну, что ж, дорогие друзья, на этом наша интеллектуальная викторина подошла к концу. Пока жюри подводит итоги. Подсчитывает баллы и назовет нам чемпиона. Обратите внимание на экран.
Просмотр видеоролика.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)
Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...
"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»
Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...
Игра-викторина на тему «Эпоха Петра Первого»
Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого» была создана для урока в ГБОУ СОШ № 88 в 7-х классах. Область применения данной работы заключается в проверке и корректировкеимеющихся знаний у уча...
Игра-викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Эпоха Петра Первого»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24901028","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24901043","attributes":{"alt":"","class"...
Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I
Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...
Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством работы с информацией ( раздаточный материал...