Игра-викторина на тему «Эпоха Петра Первого»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого» была создана для урока в ГБОУ СОШ № 88 в 7-х классах. Область применения данной работы заключается в проверке и корректировке
имеющихся знаний у учащихся, формировании целостности коллектива в классах.
Информационный проект создавался при помощи таких программ как: Impress и Writer.
При просмотре проекта следует сначала ознакомиться с текстовым документом, а затем уже просмотреть презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-viktorina.zip | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка по учебной программе
«Основы работы со школьными дистрибутивами Linux.
Кроссплатформенное прикладное программное обеспечение»
на тему:
Урок: Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого»
Выполнила: Шатыренок Ирина Эдуардовна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга . |
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Аннотация 3
Введение 4
Ход урока 5
Обоснование темы 5
I ГЕЙМ "Географические названия". 9
II ГЕЙМ "Чьи это строки?" 9
III ГЕЙМ "Птенцы гнезда Петрова". 10
IV ГЕЙМ "Реформы Петра Первого". 11
V ГЕЙМ "Гость из прошлого". 12
VI ГЕЙМ " Блиц-турнир". 13
Список использованной литературы 15
Аннотация
Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого» была создана учителем истории и обществознания Шатыренок Ириной Эдуардовной для урока в ГБОУ СОШ № 88 в 7-х классах. Область применения данной работы заключается в проверке и корректировке имеющихся знаний у учащихся, формировании целостности коллектива в классах.
Информационный проект создавался при помощи таких программ как: Impress и Writer.
При просмотре проекта следует сначала ознакомиться с текстовым документом, а затем уже просмотреть презентацию.
Введение
Цели:
Обучающие:
вспомнить основные реформы Петра Первого;
обобщить знания учащихся по теме: «Эпоха Петра Первого».
Развивающие:
способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом, отбирать нужную информацию;
устанавливать причинно — следственные связи в процессе решения учебных задач.
Воспитательные:
средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма.
Задачи:
Формирование целостности и сплоченности коллектива класса;
Проверка и корректировка имеющихся знаний по теме: «Эпоха Петра Первого».
Аудитория: 2 команды от параллели 7 классов
Место проведения: актовый зал
Длительность: 45 минут
Оборудование:
компьютер;
проектор мультимедиа;
ватман, карандаши, краски.
Ход урока
Обоснование темы
Петр Первый – яркая популярная личность не только в истории России, но и в мировой. Так считает Н.И. Павленко, наш современник-исследователь эпохи Петра.
Если бы среди исторических деятелей проводился конкурс , то в номинации «Самая популярная историческая личность», Петр Первый без сомнения был бы среди лидеров.
В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.
Споры о Петре ведутся сейчас. Велись раньше, и будут вестись всегда-всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Кто он?
Архитектор
Дипломат
Герой
Император
Победитель
Писатель
Полководец
Символ
Князь
Реформатор
Учёный
Изобретатель
Защитник
И это всё о нём.
Пётр – имя греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Это будто о Петре Великом. Человек необыкновенной силы, он владел многими ремёслами: плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста.
Людей ценил не по знатности и богатству, а по таланту и заслугам.
Основатель города.
В 1703 году на берегах реки Невы основан город Санкт- Петербург.
Военные победы Петра.
Полтавская битва. 27 июня 1709 год
Гангутское сражение. 27 июля 1714 год
Россия при Петре.
При Петре Россия стала империей. Была создана регулярная армия и флот. Россия укрепилась на берегах Балтийского моря. Выросла мануфактурная промышленность, внутренняя и внешняя торговля.
Личность Петра Великого.
30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.
После смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем. И теперь школой Петра стала московская окраина.
Петр рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения.
Дипломатом Петр I был выдающимся. Внешне искренний и доброжелательный. Петр никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого. Никогда не преувеличивал своих полководческих способностей, после Нарвы предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам. Он, в совершенстве зная основы кораблевождения, не брался командовать всей эскадрой, поручая это Апраксину, Голицыну и даже Меншикову. Страха в бою он никогда не показывал.
Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Эти свойства его личности в значительной мере объясняется условиями среды и характером эпохи. Завоевания его были необходимы для создания в России предпосылок для развития европейской цивилизации. Петр Великий представляет совершенно своеобразную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно разрешил запросы времени.
Участники:
7 А класс
1 команда «Потешный полк» Капитан команды: Данилов Сергей | 2 команда «Фрегат» Капитан команды: Катриди Алексей |
Алферук Ирина | Ахмедова Гульмира |
Баева Ксения | Бахтина Дарья |
Бирулев Даниил | Глебкин Сергей |
Быкова Мария | Григорьев Андрей |
Введенский Андрей | Дроздов Илья |
Голубева Ольга | Жаббаров Павел |
Ёлкин Кирилл | Касьянова Александра |
Иванов Александр | Киракосян Георгий |
Исламлы Илаха | Кудин Андрей |
Мехтиханов Михаил | Люстров Лев |
Рождественский Евгений | Самофалов Эдуард |
Хоботов Алексей | Сатаров Алексей |
Целищев Валентин | Смирнова Виктория |
Чембулатов Ринат | Чередниченко Светлана |
Немного о правилах.
За каждый верный ответ – 1балл.
За домашнее задание – 5 баллов.
I ГЕЙМ "Географические названия".
1 команде:
Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?
Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово "бург" (крепость) немецкого происхождения. После смерти В.И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.
2 команде:
В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.
Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове отсюда и его русское название - Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно "ключ-замок, ключ-крепость"). Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города - Петрокрепость с 1944 года. Название русское.
II ГЕЙМ "Чьи это строки?"
1 команде:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.»
(А.С.Пушкин)
2 команде:
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.»
(А.С.Пушкин)
А автора следующих строк вы узнаете без труда. Когда и при каких обстоятельствах появились эти указы?
1 команде:
"Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши".
Ответ: "Юности честное зерцало" - наставление Петра Первого для юношества о правилах поведения в обществе.
2 команде:
"В знак доброго начинания по большим улицам перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а как начнется пальба, по всем дворам стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты".
Ответ: Указ Петра Первого от 15 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января.
III ГЕЙМ "Птенцы гнезда Петрова".
Все мы знаем, что в окружении Петра I было немало интересных личностей, о которых написано много книг и статей. Давайте познакомимся с некоторыми из них прямо сейчас.
1 команде:
Расскажите об Александре Даниловиче Меншикове.
2 команде:
Расскажите о Франце Яковлевиче Лефорте.
IV ГЕЙМ "Реформы Петра Первого".
А теперь посмотрим, чего успел достичь Петр, находясь на российском престоле. Перечислите основные его реформы и начинания. За каждое названное мероприятие команда получает по одному очку.
Создал регулярную армию.
Установил обязательное обучение дворянских детей.
Ввел массовое обучение дворян за границей.
Создал новый вид вооруженных сил — флот.
Введен гражданский шрифт.
Добился выхода в Балтийское море.
С 1703 года стала выходить первая печатная газета "Ведомости".
Создан первый общедоступный театр.
Основан город Таганрог.
Созданы математические школы.
Введено новое летосчисление от Рождества Христова.
Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.
Созданы органы городского самоуправления.
Провел налоговую реформу.
Открыл Морскую Академию.
Осуществил денежную реформу.
1703 год - основание Санкт-Петербурга.
1711 год - основание Сената.
Создал "Табель о рангах".
Проведена губернская реформа.
Изучение новых земель.
Организовал поиск руд и полезных ископаемых.
Вместо приказов организованы коллегии.
Основал офицерские военные школы.
Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).
Основал первый русский орден святого Андрея Первозванного.
Учредил первый музей — кунсткамеру.
Основал первую публичную библиотеку.
Учредил Академию наук (1724).
Были введены ассамблеи.
Введена европейская одежда.
V ГЕЙМ "Гость из прошлого".
Входит переодетый Петр I.
К нам пожаловал сам государь Петр I. Что привело Вас сюда?
Петр Первый: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор обо мне вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.
А давайте устроим сим любознательным отрокам экзамен.
1 команде:
Петр I: "Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр, отнестись к этому указу?
2 команде:
Петр I: " Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?"
1 команде:
Петр I: "Иностранцев поражало, что я занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, я снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого моего поведения , ведь царь имел неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?"
2 команде:
Петр I: "Во мне совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?"
Петр Первый: Довольно, зело познаниями сих отроков остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Теперь мне пора идти...
VI ГЕЙМ " Блиц-турнир".
Блиц-турнир, во время которого участники команд должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется одно очко.
1 команде:
Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)
Как фамилия Петра I? (Романов)
Против какой страны был создан "Северный союз"? (Швеция)
Как назывался первый естественно - научный музей? (Кунсткамера)
Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)
Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)
Что такое галеры? (Гребные легкие суда)
Что такое Синод? (Духовная коллегия)
Сколько было Азовских походов? (Два)
С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)
2 команде:
Какого роста был Петр Первый? (2 метра 4 сантиметра)
В каком году была Полтавская битва? (В 1709 году)
Что такое "верфь"? (Мануфактура по строительству кораблей)
С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)
Что такое политика меркантилизма? (Покровительство отечественной промышленности и торговли)
Что такое ассамблеи? (Общественные собрания)
Как переводится слово "парадиз"? (Рай)
Назовите одно из восстаний во время правления Петра? (Астраханское, стрельцов, под руководством Кондратия Булавина)
Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве? (Навигацкая)
Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза? (Азов)
Список использованной литературы
Н.И. Павленко «Петр Первый и его время». 1989 г.
А.А. Преображенский «История раскрывает тайны». 1991 г.
В.И.Буганов, П.И.Зырянов. История России. 2005 г.
С.Князьков "Очерки из истории Петра Великого и его времени". 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"
Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"...
Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»
В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....
Эпоха Петра Первого
Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоят...
Разработка урока по истории России "Эпоха Петра Первого"
Урок-игра "Эпоха Петра Первого"...
Игра-викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Эпоха Петра Первого»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24901028","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24901043","attributes":{"alt":"","class"...