Первый властелин единого Китая
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ахпашева Агния Михайловна

Об образовании единого Китая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._pervyy_vlastelin_edinogo_kitaya._ahpasheva_a.m.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Первый властелин единого Китая

Цели: дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

 Планируемые результаты: 

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмысливать деспотический режим китайских императоров, осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества.

Оборудование: карта «Древний Китай», проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Мотивационно-целевой этап

- Как должен, по мнению Конфуция, править мудрый государь?

(Ученики отвечают на вопрос.)

Последовали правители советам мудреца? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

Китайский крестьянин в своем огороде наткнулся на большое количество терракотовых фигурок воинов. Их было около 8 тыс. Ученые пришли к выводу, что знаменитого захоронения первого правителя Китая Цинь Шихуана. Но в руках этих воинов не было оружия. Данный факт озадачил историков. Попробуем и мы принять участие в разгадке этого феномена.

Тема урока: «Первый властелин единого Китая».

(Показывает презентацию.)

План урока

  1. Цинь Шихуан и объединение Китая.
  2. Завоевательные войны.
  3. Великая Китайская стена.
  4. Возмущение народа.

Проблемные вопросы. Почему объединение Китая завершилось восстанием народа? Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

  1. Работа по теме урока
  1. Цинь Шихуан и объединение Китая

— Что же нам известно о первом властелине Китая? Познакомьтесь с рабочим материалом и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

В 221 г, до н. э. правитель одного из китайских государств — царства Цинь — разбил поодиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив все шесть царств соперников и учинив там, повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэн-ван, стал называть себя Цинь Шихуан, что означало «Первый властелин Цинь». В своём указе объявил, что его сын будет именоваться «Второй властелин Цинь». Чтобы упрочить свою власть, он провел в стране ряд реформ.

  • Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, - на уезды.
  • Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами).
  • Введены единые письменные знаки.
  • Упорядочены меры веса и длины.
  • Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.
  • Утверждены обязательные для всех законы.
  • Утвержден единый образец для изготовления обрядовой утвлр и оружия.

Столицей Китая стал город Сяньян.

Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех жителей страны.

Вопросы к тексту

  • В каком году произошло объединение Китая.
  • Как стал называть себя первый властелин единого Китая?
  • Что это означало?
  • Какие реформы он провел? Оцените их.
  • Известны ли вам правители, ставившие такие же цели?
  1. Завоевательные войны

Однако, когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

  • Работая со слайдами и с картой «Древний Китай», составьте графическую схему завоевательных походов Цинь Шихуана.

Слайд 1. На юге правителя привлекали земли на побережье Южно-Китайского моря. Здесь выращивали много риса, отсюда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, павлинов и других диковинных птиц.

Слайд 2. Пятьсот тысяч человек отправились в поход.

Слайд 3. Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и угоняя скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения. С помощью таких поселений Китай, по словам древнего историка, «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья».

Слайд 4. На севере противниками Китая были племена гуннов. Гунны кочевали со своими стадами по степям. Они жили в легких войлочных шатрах и питались молоком и вареным мясом. Воевать с ними оказалось очень трудно. Ведь кочевники не имеют городов, которые должны были бы защищать. Если армия будет преследовать их налегке, то погибнет от голода. Если же возьмет с собой обозы с продовольствием, то никогда не догонит быструю гуннскую конницу.        

Слайд 5. Недаром один из мудрых советников царя говоцил: наступать на кочевников - все равно что гоняться за собственной тенью. Триста тысяч воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На четыреста километров к северу отогнали китайцы кочевников.

  1. Великая Китайская стена

_ Говорят, что это сооружение, возведенное очень давно, столь внушительно, что его видно из космоса. Что это за сооружение? Когда и для чего оно построено?

Предлагаю совершить виртуальную экскурсию по Великой Китайской стене. Не забывайте записывать свои впечатления, а потом поделитесь ими.

Слайд 6. Для защиты Китая от нашествий гуннов Цинь Шихуан решил построить стену. Легенда гласит: как-то раз душа спящего императора взлетела на луну и оттуда посмотрела на землю, и увидел Цинь Шихуан, что его государство — только маленькая точка на земном шаре. Тогда у императора родилась мысль построить мощную стену, чтобы защитить свой народ, спрятав его от жестоких варваров. Сейчас ученые-астрономы говорят, что Великая Китайская стена действительно видна из космоса.

Великая Китайская стена — оборонительное сооружение, построенное китайцами для защиты от нападений гуннов.

(Запись в словаре.)

Слайд 7. Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Высота ее была с двух-трехэтажный дом, а ширина позволяла разъехаться двум конным повозкам. По стене в ряд могли проехать пять всадников и пройти десять пеших. В стене были смотровые щели и бойницы — отверстия для стрельбы.

Слайд 8. Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. Увидев этот знак, туда срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них в свою очередь зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.        

Слайд 9. Строительство велось 10 лет. В нем было задействовано примерно 2 млн 300 тыс.человек.

Слайд 10. Возводили ее из каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. Огромные толпы осужденных за разные проступки таскали камни и землю. Но этого оказалось мало. Простых китайцев отрывали от их повседневных дел и заставляли строить Великую стену. От изнурительного труда гибли тысячи — их зарывали тут же, возле стены. Здесь было захоронено около 400 тыс. человек.

  • Какие чувства у вас вызвал рассказ о строительстве Великой Китайской стены? Почему?
  • Почему Великую стену называли еще и «длинным кладбищем»?
  1. Возмущение народа

К концу своего правления Цинь Шихуан становился все более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже самый могущественный император был бессилен перед течением времени. Кожа на его лице сморщилась, как печеное яблоко, а щелки глаз сделались еще более узкими. «Все, что рождается между небом и землей, смертно», — сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал ученых и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Ученые обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принес необыкновенный гриб — красный с белыми точками. Ученому приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.

  • Что это был за гриб? {Мухомор.)

Однажды кто-то рассказал императору о старцах, за всю жизнь не совершивших ни одного злого дела, прослывших за это праведниками и живших подвести и даже триста лет. Цинь Шихуан приказал привести одного такого старца. Когда тот открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Он был отрезан еще 30 лет назад за то, что старец осуждал правителя за жестокость. Также император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 ученых, закопать живьем в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при Цинь Шихуане. Тогда же был разорван колесницами сам Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Император совсем одряхлел. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец ученый по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из тридцати семи дворцов ты живешь, ни один слуга не зайдет в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шашо почувствовали удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жен, которые не родили ему детей. В гробнице поставили более 8 тыс. воинов в рост человека - охранять покой своего властелина.

  • Подумайте: правил ли Цинь Шихуан так, как учил Конфуций? Почему вы так думаете?
  • Как бы вы могли оценить правление Цинь Шихуана?
  • Понравился ли вам он как правитель и как человек?
  • Считаете ли вы закономерным такой конец правления императора? Свое мнение аргументируйте. Для того чтобы лучше понять причины народных волнений в Китае, познакомьтесь с историческими фактами и прокомментируйте их.

Рабочий материал

Факт 1. Цинь Шихуан не знал удержу в своих прихотях. Всякий раз, когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. А усыпальница Цинь Шихуана может соперничать с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720 тыс. человек строили ее на горе Ли. На полу гробницы поставили модели священных гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами.

Факт 2. Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Все больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Факт 3. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным, могли казнить, заживо сварить в котле.

 - Итак, вспомним основной проблемный вопрос нашего урока. Почему объединение Китая завершилось всеобщим восстанием народа?        

- Как могло получиться, что такое позитивное начало, как объединение страны, привело ко всеобщему возмущению народа? Используя прием «Фишбоун», ответьте на вопрос.

(На доске составляется схема.)

Итак, мы пришли к выводу, что массовое недовольство вызвали несправедливые методы правления первых китайских императоров, но не факт объединения страны.

  1. Закрепление изученного материала

Игра «Кубик Блума»

(На гранях кубика написаны начала вопросов:

  • Когда...
  • Что...
  • Почему...
  • Какой(ая, ое)...
  • Для чего...
  • Чем...

Инструкция. Учащийся кидает кубик, и, допустим, на верхней грани выпадает слово «Почему...». Учитель задает ученику вопрос по теме урока, начинающийся с этого слова.)

Простой вопрос. Когда произошло объединение Китая?

Уточняющий вопрос. Что вы можете сказать относительно положения народа в Китае?

Интерпретирующий вопрос. Почему Цинь Шихуан велел сжечь все старинные книги, а ученых — последователей Конфуция — закопать живыми в землю?

Оценочный вопрос. Какое изобретение, сделанное в Китае вы считаете наиболее важными? Свою позицию аргументируйте.

Творческий вопрос. Для чего строили Великую Китайскую стену? 

Практический вопрос. Чем был недоволен народ Китая? (Учитель организует игру и подводит итоги.)

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 23. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — выполнить творческое задание. Представьте, что вы сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо организовать тур в Китай, и вы очень хотите, чтобы путевки купили именно у вас, потому что заинтересованы в процветании компании и хорошей прибыли. Составьте рекламную статью о Древнем Китае для вашего сайта и презентуйте классу.

  1. Для средних учеников — составить синквейн по теме «Древний Китай».
  2. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый властелин единого Китая

Изучая историю в 5-м классе, предлагаю уделять внимание наглядному обучению. С помощью изображений у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. На уроке по теме «Пе...

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к урока в 5 классе по УМК  Вигасин А.А и др....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.

Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС....

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к уроку истории Первый властелин Единого Китая. 5 класс...

Тема урока: Первый властелин единого Китая.

Задачи урока: .    1.На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к...