Тема урока: Первый властелин единого Китая.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Задачи урока: .    1.На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.

2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая.

3.В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_vlastelin_edinogo_kitaya_urok.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Первый властелин единого Китая.

Учебное оборудование:

  1. Авторская презентация «Первый властелин единого Китая»
  2. Учебник А.А.Вигасин История древнего мира.М..Просвещение,2007г.
  3. Раздаточный материал.

На доске тема урока, новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бойница, Южно-Китайское море.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: - достичь образовательных результатов:

-Личностный результат – сформировать представление об особенностях, характерных для Древнего Китая; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры.

-Метапредметный результат – формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения, умение использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Древнего Китая;

- Предметный результат – получить целостное представление об историческом развитии Древнего Китая; определять на карте местоположения Древнего Китая, природные и климатические условия, сравнивать данные  с ранее изученными государствами; познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями древних китайцев;

Задачи урока: 1.        На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.

2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая.

3.В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи.

Ход урока. 

1.        Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

 -Здравствуйте, ребята! Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

СТИХ

 мне хотелось, чтобы вы сегодня  сияли  своими знаниями, трудолюбием, усердием! /Настрой на успешную работу, включение в урок./

Закон хорошей учебы:

На уроке не верчусь,  я старательно учусь,

На вопросы отвечаю и пятерки получаю.

Итак, удачи!

У вас на партах – рабочие листы – путеводители  урока, с их помощью мы сегодня будем работать, и обращаться к ним на некоторых этапах урока.

Мы продолжаем путешествие по странам Древнего Востока,

!!!!!!! а за каждый правильный ответ будите получать жетончик, на котором изображен дракон. Символом чего в Китае является дракон (мир, добро и благополучие).

II.        Проверка домашнего задания.

Слайд 2.  Ой, посмотрите, проезжавшие торговцы обронили здесь свои товары и совсем запутались, из какой страны эти товары, где эти страны находятся, и кто в них живет.

Поможем им разобраться?  

а … выполнит это задание  на доске.

В рабочих листах напишите  цифры – указывающие на  слова с соответствующей страной,

Давайте посмотрим, что у нас получилось (взаимопроверка,  проверка по слайду 3)

        шахматы,

        сфинкс,

         сахар,

        алфавит,

         стекло,

         пирамиды,

        клинопись,

        пурпурная краска,

 Чтобы вспомнить, какую страну мы изучали

 разгадайте  Ребус   «Китай».

II.         Актуализация опорных знаний

 

-древний Китай.      

- Отлично! А что уже   мы знаем о Китае?

 Слайд

? – Какие причины вызывают  появление государства?

  1. Хозяйственная необходимость – потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями.
  2. Военные нужды – наступила пора жестоких войн, потому что возросло богатство

? – Какое преимущество дает то, что государство едино?

Единые законы

Единый правитель

Единые монеты

Вывод:

Только единое государство может вести успешно войны, защищать свое государство, развивать хозяйство и торговлю,

поддерживать порядок при помощи законов,

собирать налоги

2.Мотивация:

Китай – огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составляют китайцы или, как они себя называют, ханьцы – от слова «хань», древнего названия Китая.

Это четвертая по счету цивилизация Древнего Востока, которая возникла в долине великих рек.

Это удивительная страна, которая неоднократно была завоевана разными народами, но смогла сохранить и не утратить свой язык, религию, традиции, культуру,   и  существует до сих пор.

Давайте поближе познакомимся с этим государством.

.

 И тема нашего урока:

«Первый властелин единого Китая»

Какие задачи  стоят  перед нами? 

Чему  мы  можем и должны научиться?

  • Получать новые знания 
  • Делать выводы, выделять главное,
  • работать с текстом,  картой,  проектами.  

. 

III.        Изучение нового материала.

Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы  узнаем сегодня на уроке.

Задача для учащихся: (На доске- заполнение учителем «головы» и «хвоста» фишбоуна.)

 Внимательно следите, как будет обрастать наша «рыба» событиями  и  причинами  

         Как могло получиться, что такое хорошее начало- объединение Китая- могло привести к таким неприятным событиям, как  восстание народа?» (пробные высказывания…) Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

План

1.Объединение Китая и завоевательные войны.

2. Великая Китайская стена. 

3.Внутренняя политика  императора в Китае и        возмущение  народа.

     4. Достижения Древнего Китая.

  • 1.Объединение Китая и завоевательные  войны.

В 3 веке до н..э. Китай был разбит на 7 воюющих  между  собой государств. И вот  в 246 году до н.э. на трон одного из них  государство  Синь воссел император по имени Иджен. Он был  молодой и неопытный  правитель. Однако  он  сумел победить 6  оставшихся государств  и вот у нас имеется в 221 году до н.э. единый  властелин  объединённого Китая.

Запись в тетради:221 г до н.э. - Цинь Шихуан объединил Китай    

Император взял  себе имя Цинь Шихуанди, что означает Первый император  династии   Цинь. Столицей  стал город Сяньянь. Сразу же после  объединения  император обратил  свой  взор на юг , на  соседние  страны, у берегов Южно-Китайского моря. И вот ему уже  покорены огромные территории, вплоть до Вьетнама. Чем  его привлекали  земли на побережье Южно-Китайского моря?

  • Найдите в учебнике на стр. 104, первый абзац второго пункта ответ (рис, жемчуг, слоновая кость, рог носорога, диковинные птицы).
  •  Следующее направление – это  север. Дело в том, что на  севере у границ  Китая необыкновенно усилился племенной  союз гуннов , который изрядно  беспокоил  Китай.ю дело в том .что они  забирали пленников Император предпринимает поход в 300 тысяч воинов , здесь и  лучники,  копейщики и конницы,  и разгромил гуннов, выгоняет их за реку Хуанхэ, а сам приступает  к строительству Великой  китайской стены.

  • 2 Великая Китайская стена.

  • Проект Дехтеренко Лизы       Великая Китайская стена.
  • Понятие : Бойница
  • 3.Внутренняя политика  императора в Китае. Возмущение  народа.

Помимо политики внешней император озаботился внутренней политикой. Он отстранил от  власти старую аристократию и построил новую систему управления. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос Делал он это с особой жестокостью.  Перед ним все были равны, включая и родственников и братьев и детей .Никто не  мог быть спокоен за собственнную жизнью император, казнил всех несогласных, а за особо страшные преступления казнил и его родственников в три поколения, а т.к. семьи в Китае  большие казнили до 1000 человек. Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важ-нейшие преобразования или реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначил царь.

 Рост налогов                            Обнищание народа

  • .

Естественно, что подобные меры не могли не вызывать осуждения населения. Особенно не нравилась политика императора последователям  мудреца Конфуция.

Чему учил китайский мудрец?

  •  Император должен быть отцом  своим подданным и учит  своим примером. Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость Естественно, Цынь Шихуанди не  поступал так, как требовало учение Конфуция.  

Борьба с недовольными

Давайте сейчас познакомимся  с историческими источниками и ответим на вопросы к ним.

/Работа  в группах/

 Итак, выясняем новые знания из истории Древнего Китая.

1 источник   /о рабовладении в Китае/

 «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами… плетью.» 

Деи отвечают

2 источник.   На гадательных костях были найдены вопросы к богам: «Правильно ли принести в жертву военнопленных?» «Правильно ли закапывать рабов или нет?» «Принести в жертву 30 человек, 10 быков?» «Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?» Какие выводы можно сделать на основании этих источников о жизни древних китайцев?

 Ответ. Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами

Наказания за провинности

О чем говорит этот документ?

Работа с документом

  •  Что же написал  древний китайский историк Сыма Цань  
  • о причинах преследования последователей Конфуция
  • «Приверженцы частных школ поносят (ругают, критикуют) закон и наставления и каждый, услышав об издании закона, исходя из своего учения ,начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают все в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью, собирая низких людей, они сеют клевету.
  •  Самое лучшее – запретить всё это»                 Сыма Цань.
  •   И действительно, всё было запрещено. Император  стал преследовать мудрецов, закрывать философские школы, которые пытались  критиковать  монарха. Труды Конфуция в 214 году до н.э. были  запрещены и уничтожены, а мудрецов живьем закопали в землю живьём, повезло тем, кого отправили на  строительство китайской  стены.

  •  Император чувствовал  себя в своем праве, он защищал свое государство.

  • После смерти вспыхнули восстания, порожденные его жестоким правлением.

И империя распалась через пять лет после гибели своего основателя.

О могуществе  своего основателя в Китае свидетельствовало буквально всё, а после  его смерти говорила о нем его гробница. Дело в том, что она буквально потрясла ученых

Ральникова Алеся с проектом      «Раскопки императорского дворца»

Однако глиняная армия не смогла сохранить империю. Потомки императора были свергнуты, а империя  распалась.

Решение  проблемной ситуации. .

 Обобщение изученного материала. Беседа по вопросам.

(На доске- проверка заполнения  основы  фишбоуна, который заполнялся по ходу урока.)

  

Заполнение Фишбоуна.   Объединение Китая-> Восстание народа

Причины

События

Построена роскошная столица Сянъян

1.Победа над гуннами на севере

2.Завоевательные   войны

3.Рост налогов

4.Обнищание народа \Становились ещё беднее, так как большие налоги\

Строительство Великой Китайской стены.(Через каждые 100-120 м - сторожевые башни. Всего их 60 тыс.)

Единая граница

Единая система  мер  и весов

Единая  денежная  система

Построены хорошие дороги,  это плюс для торговли между областями Китая

5.Борьба с недовольными

6.Наказания  за провинности

Изобретения

Итак:        Как могло получиться, что такое хорошее начало- объединение Китая- могло привести к таким неприятным событиям, как  восстание народа?»

Вывод:   в  помощь  детям

Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью; множество чиновников полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копейщиков и конницы. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуанди (постройки и войны) требовали больших средств, и налоги росли.

Крестьян и ремесленников часто отрывали от родного дома и посылали на строительство стены или каналов в дальних краях, где многие из них умирали. Вскоре простые люди Китая поняли, что жить под властью Цинь еще тяжелее, чем раньше - в эпоху войн между княжествами

 Позднее крестьянскому воеводе Лю Бану  удалось победить  князя Сян Юя. И в Китае к власти пришла  новая  династия Хань.

  1. Достижения Древнего Китая.

Детский проект  Сергеева Аня.

Рассказ учителя: В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в это время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.

Китайская наука достигла в это время больших успехов.

 В Китае была развита астрономия и математика В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами.

В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, (илл. с .105 на полях), помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.

Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии. Постоянная торговля с Западом по Великому по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (II в. до н.э.).

  • В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу. Сообщение учащегося.

IV.        Закрепление изученного на уроке.         

«Крестики- нолики».

           1        о

2

о

3

о

4

х

5

х

6

о

7

х

8

о

9

о

1.         Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуанди?(да)
2. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?(да)

3. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?(да)

4. Бумагу изобрели в Индии?(нет)

5. Первые книги в Китае были из папируса? (нет)

6. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?(да)

7.Правда ли, что Компас изобретён в Индии? (нет)

8.Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки? (да)

9.Правда ли, что после объединения Китая его привлекали земли на побережье  Южно- Китайского моря? (да)

Взаимопроверка: поменяться работами, у доски ученик,  повторяем эти же вопросы.

Завоевательные войны.

 —        С какой целью Цинь Шихуанди организовывал военные походы?

(Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)

—        Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайского моря.)        s

—        С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

 Интерес- что было интересно на уроке?

 Творчество- какие творческие работы понравились?

 Обучение- чему научились? 

  • Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)
  • Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Отметить значок твоего настроения в конце урока.

 Отметки за урок. Оценить активность  Оцените свою деятельность на уроке в виде написания синквейна на

  цветных ладошках.

Это ваш подарок мне в память о

  сегодняшнем уроке.

воспользовавшись цветовой схемой и таблицей. Комментарий: в колонку Оценка работы класса ставим знак «+» ; в колонку Моя работа – вписываем свою фамилию. 


Цветовая схема 



Оценка работы класса

  



Моя работа 


 

Отлично! 


  


  


  


 

Хорошо! 


  


  


  


 

Можно и нужно лучше!

  


  


  

Спасибо всем за урок!.

Д/з.    1. Повторить к повторительно-обобщающему уроку «Древний Восток». 

Динамическая пауза.

  1. Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис. Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза.
  2. А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко. Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза.
  3. Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза.
  4. А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы  вдыхаете их дурманящий аромат. Упражнение: поднять руки вверх - вдох - выдох - руки опустить, 3-4 раза.


  1.  


 1         

2

  3

4

5

  6

7

8

 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к урока в 5 классе по УМК  Вигасин А.А и др....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.

Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС....

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к уроку истории Первый властелин Единого Китая. 5 класс...

Разработка урока. Первый властелин единого Китая.

Цель - формирование представления о создании нового государства в Китае, создать представление о Цинь Шихуане, как об основателе новой державы.  Тип урока - изучение нового материала....

План- конспект по истории на тему "Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая"

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.Задачи:образовательные:– создать представление о Цинь Шихуане-...