Тема урока: Первый властелин единого Китая.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Задачи урока: . 1.На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.
2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая.
3.В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_vlastelin_edinogo_kitaya_urok.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Первый властелин единого Китая.
Учебное оборудование:
- Авторская презентация «Первый властелин единого Китая»
- Учебник А.А.Вигасин История древнего мира.М..Просвещение,2007г.
- Раздаточный материал.
На доске тема урока, новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бойница, Южно-Китайское море.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - достичь образовательных результатов:
-Личностный результат – сформировать представление об особенностях, характерных для Древнего Китая; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры.
-Метапредметный результат – формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения, умение использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Древнего Китая;
- Предметный результат – получить целостное представление об историческом развитии Древнего Китая; определять на карте местоположения Древнего Китая, природные и климатические условия, сравнивать данные с ранее изученными государствами; познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями древних китайцев;
Задачи урока: 1. На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.
2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая.
3.В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи.
Ход урока.
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
-Здравствуйте, ребята! Я готова продуктивно сотрудничать с вами.
СТИХ
мне хотелось, чтобы вы сегодня сияли своими знаниями, трудолюбием, усердием! /Настрой на успешную работу, включение в урок./
Закон хорошей учебы:
На уроке не верчусь, я старательно учусь,
На вопросы отвечаю и пятерки получаю.
Итак, удачи!
У вас на партах – рабочие листы – путеводители урока, с их помощью мы сегодня будем работать, и обращаться к ним на некоторых этапах урока.
Мы продолжаем путешествие по странам Древнего Востока,
!!!!!!! а за каждый правильный ответ будите получать жетончик, на котором изображен дракон. Символом чего в Китае является дракон (мир, добро и благополучие).
II. Проверка домашнего задания.
Слайд 2. Ой, посмотрите, проезжавшие торговцы обронили здесь свои товары и совсем запутались, из какой страны эти товары, где эти страны находятся, и кто в них живет.
Поможем им разобраться?
а … выполнит это задание на доске.
В рабочих листах напишите цифры – указывающие на слова с соответствующей страной,
Давайте посмотрим, что у нас получилось (взаимопроверка, проверка по слайду 3)
шахматы,
сфинкс,
сахар,
алфавит,
стекло,
пирамиды,
клинопись,
пурпурная краска,
Чтобы вспомнить, какую страну мы изучали
разгадайте Ребус «Китай».
II. Актуализация опорных знаний
-древний Китай.
- Отлично! А что уже мы знаем о Китае?
Слайд
? – Какие причины вызывают появление государства?
- Хозяйственная необходимость – потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями.
- Военные нужды – наступила пора жестоких войн, потому что возросло богатство
? – Какое преимущество дает то, что государство едино?
Единые законы
Единый правитель
Единые монеты
Вывод:
Только единое государство может вести успешно войны, защищать свое государство, развивать хозяйство и торговлю,
поддерживать порядок при помощи законов,
собирать налоги
2.Мотивация:
Китай – огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составляют китайцы или, как они себя называют, ханьцы – от слова «хань», древнего названия Китая.
Это четвертая по счету цивилизация Древнего Востока, которая возникла в долине великих рек.
Это удивительная страна, которая неоднократно была завоевана разными народами, но смогла сохранить и не утратить свой язык, религию, традиции, культуру, и существует до сих пор.
Давайте поближе познакомимся с этим государством.
.
И тема нашего урока:
«Первый властелин единого Китая»
Какие задачи стоят перед нами?
Чему мы можем и должны научиться?
- Получать новые знания
- Делать выводы, выделять главное,
- работать с текстом, картой, проектами.
.
III. Изучение нового материала.
Переход к изучению новой темы
Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Задача для учащихся: (На доске- заполнение учителем «головы» и «хвоста» фишбоуна.)
Внимательно следите, как будет обрастать наша «рыба» событиями и причинами
Как могло получиться, что такое хорошее начало- объединение Китая- могло привести к таким неприятным событиям, как восстание народа?» (пробные высказывания…) Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.
План
1.Объединение Китая и завоевательные войны.
2. Великая Китайская стена.
3.Внутренняя политика императора в Китае и возмущение народа.
4. Достижения Древнего Китая.
- 1.Объединение Китая и завоевательные войны.
В 3 веке до н..э. Китай был разбит на 7 воюющих между собой государств. И вот в 246 году до н.э. на трон одного из них государство Синь воссел император по имени Иджен. Он был молодой и неопытный правитель. Однако он сумел победить 6 оставшихся государств и вот у нас имеется в 221 году до н.э. единый властелин объединённого Китая.
Запись в тетради:221 г до н.э. - Цинь Шихуан объединил Китай
Император взял себе имя Цинь Шихуанди, что означает Первый император династии Цинь. Столицей стал город Сяньянь. Сразу же после объединения император обратил свой взор на юг , на соседние страны, у берегов Южно-Китайского моря. И вот ему уже покорены огромные территории, вплоть до Вьетнама. Чем его привлекали земли на побережье Южно-Китайского моря?
- Найдите в учебнике на стр. 104, первый абзац второго пункта ответ (рис, жемчуг, слоновая кость, рог носорога, диковинные птицы).
- Следующее направление – это север. Дело в том, что на севере у границ Китая необыкновенно усилился племенной союз гуннов , который изрядно беспокоил Китай.ю дело в том .что они забирали пленников Император предпринимает поход в 300 тысяч воинов , здесь и лучники, копейщики и конницы, и разгромил гуннов, выгоняет их за реку Хуанхэ, а сам приступает к строительству Великой китайской стены.
- 2 Великая Китайская стена.
- Проект Дехтеренко Лизы Великая Китайская стена.
- Понятие : Бойница
- 3.Внутренняя политика императора в Китае. Возмущение народа.
Помимо политики внешней император озаботился внутренней политикой. Он отстранил от власти старую аристократию и построил новую систему управления. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос Делал он это с особой жестокостью. Перед ним все были равны, включая и родственников и братьев и детей .Никто не мог быть спокоен за собственнную жизнью император, казнил всех несогласных, а за особо страшные преступления казнил и его родственников в три поколения, а т.к. семьи в Китае большие казнили до 1000 человек. Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важ-нейшие преобразования или реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначил царь.
Рост налогов Обнищание народа
- .
Естественно, что подобные меры не могли не вызывать осуждения населения. Особенно не нравилась политика императора последователям мудреца Конфуция.
Чему учил китайский мудрец?
- Император должен быть отцом своим подданным и учит своим примером. Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость Естественно, Цынь Шихуанди не поступал так, как требовало учение Конфуция.
Борьба с недовольными
Давайте сейчас познакомимся с историческими источниками и ответим на вопросы к ним.
/Работа в группах/
Итак, выясняем новые знания из истории Древнего Китая.
1 источник /о рабовладении в Китае/
«Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами… плетью.»
Деи отвечают
2 источник. На гадательных костях были найдены вопросы к богам: «Правильно ли принести в жертву военнопленных?» «Правильно ли закапывать рабов или нет?» «Принести в жертву 30 человек, 10 быков?» «Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?» Какие выводы можно сделать на основании этих источников о жизни древних китайцев?
Ответ. Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами
Наказания за провинности
О чем говорит этот документ?
Работа с документом
- Что же написал древний китайский историк Сыма Цань
- о причинах преследования последователей Конфуция
- «Приверженцы частных школ поносят (ругают, критикуют) закон и наставления и каждый, услышав об издании закона, исходя из своего учения ,начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают все в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью, собирая низких людей, они сеют клевету.
- Самое лучшее – запретить всё это» Сыма Цань.
- И действительно, всё было запрещено. Император стал преследовать мудрецов, закрывать философские школы, которые пытались критиковать монарха. Труды Конфуция в 214 году до н.э. были запрещены и уничтожены, а мудрецов живьем закопали в землю живьём, повезло тем, кого отправили на строительство китайской стены.
- Император чувствовал себя в своем праве, он защищал свое государство.
- После смерти вспыхнули восстания, порожденные его жестоким правлением.
И империя распалась через пять лет после гибели своего основателя.
О могуществе своего основателя в Китае свидетельствовало буквально всё, а после его смерти говорила о нем его гробница. Дело в том, что она буквально потрясла ученых
Ральникова Алеся с проектом «Раскопки императорского дворца»
Однако глиняная армия не смогла сохранить империю. Потомки императора были свергнуты, а империя распалась.
Решение проблемной ситуации. .
Обобщение изученного материала. Беседа по вопросам.
(На доске- проверка заполнения основы фишбоуна, который заполнялся по ходу урока.)
Заполнение Фишбоуна. Объединение Китая-> Восстание народа | ||
Причины | События | |
Построена роскошная столица Сянъян | ||
1.Победа над гуннами на севере 2.Завоевательные войны 3.Рост налогов 4.Обнищание народа \Становились ещё беднее, так как большие налоги\ | Строительство Великой Китайской стены.(Через каждые 100-120 м - сторожевые башни. Всего их 60 тыс.) Единая граница Единая система мер и весов Единая денежная система Построены хорошие дороги, это плюс для торговли между областями Китая | |
5.Борьба с недовольными 6.Наказания за провинности | Изобретения |
Итак: Как могло получиться, что такое хорошее начало- объединение Китая- могло привести к таким неприятным событиям, как восстание народа?»
Вывод: в помощь детям
Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью; множество чиновников полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копейщиков и конницы. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуанди (постройки и войны) требовали больших средств, и налоги росли.
Крестьян и ремесленников часто отрывали от родного дома и посылали на строительство стены или каналов в дальних краях, где многие из них умирали. Вскоре простые люди Китая поняли, что жить под властью Цинь еще тяжелее, чем раньше - в эпоху войн между княжествами
Позднее крестьянскому воеводе Лю Бану удалось победить князя Сян Юя. И в Китае к власти пришла новая династия Хань.
- Достижения Древнего Китая.
Детский проект Сергеева Аня.
Рассказ учителя: В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в это время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.
Китайская наука достигла в это время больших успехов.
В Китае была развита астрономия и математика В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами.
В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, (илл. с .105 на полях), помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.
Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии. Постоянная торговля с Западом по Великому по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (II в. до н.э.).
- В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу. Сообщение учащегося.
IV. Закрепление изученного на уроке.
«Крестики- нолики». | ||
1 о | 2 о | 3 о |
4 х | 5 х | 6 о |
7 х | 8 о | 9 о |
1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуанди?(да)
2. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?(да)
3. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?(да)
4. Бумагу изобрели в Индии?(нет)
5. Первые книги в Китае были из папируса? (нет)
6. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?(да)
7.Правда ли, что Компас изобретён в Индии? (нет)
8.Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки? (да)
9.Правда ли, что после объединения Китая его привлекали земли на побережье Южно- Китайского моря? (да)
Взаимопроверка: поменяться работами, у доски ученик, повторяем эти же вопросы.
Завоевательные войны.
— С какой целью Цинь Шихуанди организовывал военные походы?
(Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)
— Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайского моря.) s
— С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)
VI. Итог урока. Рефлексия.
Интерес- что было интересно на уроке?
Творчество- какие творческие работы понравились?
Обучение- чему научились?
- Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)
- Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?
Отметить значок твоего настроения в конце урока.
Отметки за урок. Оценить активность Оцените свою деятельность на уроке в виде написания синквейна на
цветных ладошках.
Это ваш подарок мне в память о
сегодняшнем уроке.
воспользовавшись цветовой схемой и таблицей. Комментарий: в колонку Оценка работы класса ставим знак «+» ; в колонку Моя работа – вписываем свою фамилию.
|
|
| ||
Отлично!
|
|
| ||
Хорошо!
|
|
| ||
Можно и нужно лучше!
|
|
|
Спасибо всем за урок!.
Д/з. 1. Повторить к повторительно-обобщающему уроку «Древний Восток».
Динамическая пауза.
- Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис. Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза.
- А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко. Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза.
- Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза.
- А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы вдыхаете их дурманящий аромат. Упражнение: поднять руки вверх - вдох - выдох - руки опустить, 3-4 раза.
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | ||||
7 | 8 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"
Презентация к урока в 5 классе по УМК Вигасин А.А и др....
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"
Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....
Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
конспект урока...
Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.
Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС....
Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"
Презентация к уроку истории Первый властелин Единого Китая. 5 класс...
Разработка урока. Первый властелин единого Китая.
Цель - формирование представления о создании нового государства в Китае, создать представление о Цинь Шихуане, как об основателе новой державы. Тип урока - изучение нового материала....
План- конспект по истории на тему "Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая"
Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.Задачи:образовательные:– создать представление о Цинь Шихуане-...