Первый властелин единого Китая
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Изучая историю в 5-м классе, предлагаю уделять внимание наглядному обучению. С помощью изображений у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. На уроке по теме «Первый властелин единого Китая» фотографии и картины по истории древнего Китая помогут ученикам полностью представить жизнь Восточного государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc540 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Первый властелин единого Китая

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения единого Китая.
  2. Познакомить учеников с деятельностью первого императора Китая Цинь Шихуана.
  3. Познакомить школьников с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

Оборудование:

  • карта «Древние государства мира»;
  • компьютер, мультимедийный аппарат, экран, программа презентации PowerPoint;
  • учебные электронные издания:
  • «Всеобщая история. 5–6 классы». ООО «Кордис & медиа», 2004; «История. 5 класс». Просвещение, 2002;
  • «Дракоша и занимательная история древнего мира». ООО «СиДи-Арт» 2000.

Основные понятия: гунны, бойница.

Ход урока

I. Организационный момент (2–3 минуты).

II. Проверка знаний и умений учащихся (10–15 минут).

Вопросы учителя:

  • О чем шла речь на предыдущем уроке? (О китайском мыслите Конфуции.)
  • Что в содержании материала было самым главным? (Воспитательные учения Конфуция.)

Затем учитель переходит к опросу пройденного материала.

План опроса:

  1. Местожительство древних китайцев (рассказ ученика перед настенной картой).
  2. Уважение взрослых – самое большое воспитание.
  3. Знание древних книг.
  4. Поведение воспитанного китайца.

Рассказ ученика подтверждается иллюстрациями из книги. В младшем возрасте надо учеников сначала научить ответить на вопросы, передающие содержание учебника. Если ученик не может рассказать пройденный материал так, как требуется, то учитель может задать следующие вопросы: О чем будешь рассказывать? С чего начнешь рассказ? О каком факте расскажешь далее? Чем завершается рассказ?

После опроса ученики с помощью учителя делают вывод по домашнему заданию.

После этого учитель плавно переходит к изучению нового материала. На этом этапе учитель сообщает новую тему, подчеркивает связь с предшествующим уроком. Потом намечает план изучения нового материала.

III. Изучение нового материала (15–20 минут).

На этом этапе учитель использует мультимедийный аппарат. Объясняет материал, показывая слайды.

Тема: «Первый властелин единого Китая».

План:

  1. Объединение Китая.
  2. Завоевательные походы.
  3. Великая Китайская стена.
  4. Восстание народа.

Перед изучением нового материала один из учеников еще раз должен на настенной карте показать территорию древнего Китая. Остальные ученики по карте с. 101 учебника показывают границы этого государства.

Вопросы учителя:

  • Когда возникло древнейшее государство в Китае? Сколько лет назад?
  • Что было раньше создание Египта или Китая?

Провокационный вопрос:

  • Какое государство возникло первым Россия или Китай? Из опыта знаю – ученики обязательно найдут ответ на этот вопрос. (Первым возникло государство в Китае, если бы Россия, то мы бы изучили бы уже историю нашей Родины.)
  • И еще один интересный вопрос: что вы себе представляете при напоминании государства Китай? (Рис, товары. многомиллиардный народ и т.д.)

И, конечно же, задание, связанное с родным краем. Ученики должны на карте найти точку, где примерно находиться его родной город, край, республика и т.д. И после этого можно примерно представить расстояние между ним и государством Китай.

Перед тем как перейти к изучению первого пункта плана учитель должен показать ученикам древние рисунки китайских императоров.

Рисунок 1

Эти фотографии останутся в памяти учеников на всю жизнь. Они сейчас уже знают, какие они: во-первых, китайские лица; во-вторых, китайские императоры.

1. Объединение Китая.

По карте учитель показывает границы китайского государства при Цинь Шихуане.

Рисунок 2

И ученики записывают в тетради: Объединение Китая под властью Цинь Шихуана произошло в 221 году до нашей эры. Ученики должны подсчитать: сколько лет назад появилось единое государство. (2027 лет назад.)

Учитель: В 221 году до н.э. после нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила возникшим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул «хуанди» – император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». В своем первом указе правитель Поднебесной объявил, что его сын будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править его внук – «Третий властелин Цинь», и так десятки тысяч его наследников.

Портрет Цинь Шихуана

Рисунок 3

2. Завоевательные походы.

Учитель рассказывает показывая на карте какие территории были захвачены императором Цинь Шихуаном . Направления завоевательных походов и территорию расселения гуннов учащиеся устанавливают с помощью карты на с. 101 учебника. Учитель также объясняет, что для борьбы с гуннами император провел реформу армии, создал конницу. Почему именно конницу – это устанавливают сами ученики с помощью преподавателя. (Потому что гунны славились лучшими наездниками, и их армия в большем составляла конница. Вот поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам, Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.)

Учитель: Во время правления Цинь Шихуана Китай вел длительные завоевательные войны. Были покорены соседние племена, жившие на территории современной Монголии, части Кореи. Военнопленных в Поднебесной убивали или превращали в рабов. На невольничьих рынках рабов помещали в загоны вместе со скотом.

Гробница Цинь Шихуана

Рисунок 4

Учитель: В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном вооружении и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Рисунок 5

3. Великан Китайская стена.

Учитель: Для защиты Китая от нашествий гуннов Цинь Шихуан решил построить стену. Легенда гласит: как-то раз душа спящего императора взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю и увидел Цинь Шихуан то, что его государство только маленькая точка в земном шаре. Вот тогда у императора родилась мысль построить могущую стену, чтобы защитить свой народ, спрятав его от жестоких варваров. И действительно, сейчас ученые-астрономы говорят, что Великая Китайская стена видна даже из космоса.

Здесь учитель показывает фотографии Китайской стены, построенной императором Цинь Шихуаном.

Рисунок 6

Потом учитель рассказывает об истории постройки Великой Китайской стены.

Учитель: Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала высоты двух-трехэтажного дома. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. В стене были смотровые щели и бойницы – отверстия для стрельбы.

Через определенные промежутки на ней возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали в башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.

Основной материал ученики сморят через экран и записывают:

  1. Строительство велось 10 лет и завершилось к 213 г.
  2. В строительстве были вовлечены примерно 2 млн 300 тыс. человек.
  3. Здесь захоронено 400 000 человек.
  4. Длина стены с ответвлениями более 4000 км.

4. Восстание народа.

Перед рассказом учитель показывает дома-лачуги простых китайцев, также фотографию богатой девушки.

Рисунок 7

По этому пункту плана преподаватель раскрывает причины восстания народа.

Это:

  1. Бремя налогов.
  2. Жестокое обращение чиновников по отношению к крестьянам.
  3. Смерть множества безвинных людей, в том числе окружения императора.

Учитель: Сын Цинь Шихуана начал свое правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Но терпение народа истощилось – начались восстания. Новым правителям пришлось пойти на уступки народу и облегчить его положение.

При объяснении этого пункта плана можно использовать фон китайской народной музыки. Обычно ученики с любопытством слушают музыку китайского народа.

IV. Закрепление (3–5 минут).

На этом этапе урока можно использовать записанные учениками данные при объяснении нового материала. Если останется много времени урока заняться чтением отдельных пунктов параграфа.

V. Объяснение домашнего задания (2–3 минуты).

Параграф 23, подготовиться рассказать по плану объяснения нового материала, научиться ориентироваться по исторической карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к урока в 5 классе по УМК  Вигасин А.А и др....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.

Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС....

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к уроку истории Первый властелин Единого Китая. 5 класс...

Тема урока: Первый властелин единого Китая.

Задачи урока: .    1.На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к...

Первый властелин единого Китая

Презентация по теме...