Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 5 классе по ФГОС. | 113 КБ |
Презентация к уроку Первый властелин единого Китая. | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая.
Учитель – Рогова М.А. МОБУ «СОШ №1» пгт Пойковский.
Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.
Задачи:
образовательные:
– создать представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике;
– научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;
- уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи ;
развивающие:
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;
- осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;
- обобщать материал, подводить итоги;
- оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;
воспитательные:
- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;
- воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметныеразвитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Обязательный минимум содержания: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.
Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2013; презентация.
Ход урока
Тот, кто повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником».
Конфуций.
I. Организационный момент.
Звучит музыка древнего Китая. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя, гостей.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.
- Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.
- У меня на столе лежат предметы. Как вы думаете, из какой страны они были привезены? - Что же объединяет эти предметы? ( все они были изобретены в Китае ).
-И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае.
- Покажите на карте местоположение Древнего Китая, опишите его географическое положение. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает вопросы:
- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (В Восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)
- Когда возникла древнекитайская цивилизация? (Во 3-2 тыс. до н.э.)
- А теперь назовите столицу появившейся китайской цивилизации.
(Мы не можем назвать).
Почему? (Потому что существовало несколько китайских государств, которые они вели войны друг с другом.)
- В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.
Я предлагаю просмотреть фрагмент фильма, предположите, что было обнаружено при раскопках???
Смотрят фильм.
- Что было обнаружено в процессе раскопок? (Гробница ,фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)
- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.
- Что такое терракот? Сравним наш ответ.
Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.
Где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов).
-Действительно, это армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти.
- Запишите тему урока в тетрадь, «Первый властелин единого Китая».
3. Постановка целей и проблемного задания к уроку.
- Исходя из имеющихся знаний и темы урока давайте выясним, о чем мы будем сегодня говорить?. (Учащиеся называют: выясним, как Цинь Шихуан стал правителем Китая, как создал единое государство, как управлял страной, как долго существовало государство, чьи интересы защищал, каковы его личные качества, как к нему относилось население страны и т.д.)
На слайде или на листах вывешиваются все вопросы урока.
- В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».
Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте). Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание. Почему это произошло? Как вы думаете?
Проблема: Давайте выясним, почему объединение Китая завершилось восстанием народа?
4. Изучение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Китае.
Работа по дополнительному материалу. Работа учащихся по умению выделять нужную информацию.
- Я предлагаю вам пополнить наш багаж знаний, исследовав текст о правлении Цинь Шихуана.
- Поработаем с дополнительными источниками информации. На ваших партах лежат листочки с текстом. Работать будем в парах. Прочитайте текст. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление, с правой стороны то, что просто озадачило или вызвало в душе резкий протест.
В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:
- Столицей Китая стал город Сяньян.
- Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.
- Цинь Шихуанди ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.
- Были унифицированы меры веса, длины и емкости.
- Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.
- Император приказал упростить иероглифическую письменность.
- Была создана система дорог.
Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.
Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. (слайд № 8) Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.
Цинь Шихуанди имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство, все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.
Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни.
5. Первичное применение нового знания.
Приём «Двойной дневник». Ответы учащихся на поставленные задания, записи в тетради.
- Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?
- Что озадачило вас, какие отрицательные аспекты были вами найдены. Почему?
6. Динамическая пауза (физминутка). В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.
Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".
Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.
7. Самостоятельная работа. Прием «Придумай вопрос».
Великая Китайская стена.
Немного отдохнули. Продолжаем пополнять свои знания.
- Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.
В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.
Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены.
Откройте учебники на с. 110. Познакомьтесь с текстом и придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.
- Итак, какие вопросы были вами придуманы, задайте их. Можем ли мы на них ответить?
(Задают вопросы и отвечают на них).
1. С какой целью была построена Великая Китайская стена? |
2. Какова высота стены? Какова протяженность укрепления из кирпича и каменных глыб? |
3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью? |
Ответы. |
1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены. 2. Протяженность – 5000 км , Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки. 3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу. Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь. |
Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов. |
8. Коллективная работа. Выделение ключевых причин при работе с фактами.
Восстание народа.
Император Цинь держал народ в страхе. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.
–Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция? (Правителю вовсе не к лицу жестокость, Конфуций считал, что правитель должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать- прежде всего своим примером).
Вернемся к проблеме:
Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?
- На основании фактов, определите причины недовольства народа (на слайде).
Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.
Причина 1: огромные налоги и поборы.
Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью
Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.
Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.
Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.
Причина 3: неограниченная власть правителя.
- Попробуем сделать вывод.
Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.
9. Закрепление.
1. Прием «Использование таблицы»
Подведем итоги правления Цинь Шихуана..
События | Причины |
Строительство Великой китайской страны | Защита от нападений гуннов-кочевников |
Захват побережья Южно-Китайского моря | Расширение территории |
Увеличению налогов | Содержание огромной армии |
Ухудшение положения народа | Сбор налогов |
Жестокие наказания китайцев | Недовольство правления династии Цинь |
Сравним ответы с таблицей.
Приведите из истории примеры жестокой власти. (Гитлер, Сталин и т.д.)
- Как бы вы могли оценить правление Цинь-Шихуана. Понравился ли вам он как правитель и как человек?
2. Составление синквейна, заключающийся в составлении стихотворения, по следующей схеме:
- заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);
- два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
- три глагола - по тому же принципу;
- фраза, несущая смысловую нагрузку (законченная фраза, выражающая отношение автора синквейна к явлению, предмету, поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи);
5. вывод
Тема: «Империя Цинь»
Цинь
Могущественный, сильный
Изобретает, строит, воюет.
Китай - страна великих изобретений.
Единое государство
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Задание на дом.
Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись таблицей.
Самооценка
Знания и умения | ДА |
1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая; | |
2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая; | |
4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи; | |
5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя; | |
6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия; | |
7. Могу рассказать о Великой Китайской стене; | |
8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана; |
Если ты поставил 7-8 галочек – карточка красного цвета
Если ты поставил 5-6 галочек – карточка синего цвета
Если ты поставил 3-4 галочеки – карточка зелёного цвета
Слайд 17:
Домашнее задание: п. 23, устно ответить на вопросы на странице 110, подготовить сообщения.
Комментирование отметок за урок.
Творческое задание.
Что дал Китай миру.
Рассказывают, что однажды китайская императрица Си Линг Чи пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева в чай упал кокон бабочки. Длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивается кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду.
С тех пор прошло уже пять тысяч лет.
Вопросы классу:
|
|
|
|
Великий шёлковый путь
В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шёлковые ткани. Слава о них облетела весь мир. Знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром за шёлковые одежды. Караваны верблюдов с грузом драгоценного товара шли из Китая на Запад. Они должны были преодолевать пустыни, переправляться через бурные реки и пробираться через горные ущелья. Долгие месяцы и даже годы добирались купцы по Великому шёлковому пути до самого Средиземного моря.
Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой деревянной или медной подставке. На эту подставку наносили деления, обозначавшие север, юг, восток, запад.
Китайцы изобрели бумагу и фарфор, порох и металлические монеты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1974 г. китайский крестьянин Янь джи ван решил выкопать на своем участке колодец. На глубине 5 метров Янь Дживан наткнулся на статую древнего воина в полный рост.
Терракот- желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в течении нескольких дней. Терракотовый цвет — коричневый оттенок красного цвета, естественный цвет земли. История Древнего мира
« Первый властелин единого Китая» История Древнего мира
Объединение Китая. Правление Цинь Шихуана. Великая Китайская стена. Возмущение народа. Работаем по плану:
Цинь Шихуан Объединение Китая: Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан ( Первый властелин Цинь)
В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться « Второй властелин Цинь», потом третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Саньян Наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание. Объединение Китая:
Проблема Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?
Прочитайте текс. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление. С правой стороны запишите то, что озадачило вас или вызвало в душе резкий протест . Правление Цинь Шихуана Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Правление Цишь Шихуана Положительные аспекты Отрицательные аспекты Проведена денежная реформа. Были уничтожены все книги исторического и философского характера. Упрощена иероглифическая письменность. Запрещено конфуцианство. Создана система дорог Закрыты частные школы, обучение велось под пристальным наблюдением специального человека. Введены единые законы. Увеличились налоги. Проведена реформа армии. Жестокие наказания за малейшие проступки.
Динамическая пауза. В древнем Китае появилось искусство Цигун (Ци — энергия, Гунн — умение) — это искусство применения энергии Ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье.
Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк. В городах строились красивые здания и крепостные стены. Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Великая Китайская стена :
Протяженность – 5000 км Высота – 7 м Ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки. Великая Китайская стена :
Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу. Великая Китайская стена :
Великая Китайская стена была построена для того чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов. Великая Китайская стена :
На основании фактов, определите недовольства народа. Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь. Причина??? Возмущение народа
На основании фактов, определите недовольства народа. Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью. Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Причина??? Возмущение народа
На основании фактов, определите недовольства народа. Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли. Причина??? Возмущение народа
Возмущение народа: Причины восстания. 1. Огромные налоги и поборы. 2. Недовольство населения своим тяжелым положением. 3. Неограниченная власть правителя.
Возмущение народа: Массовое недовольство вызывали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей. Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить положение людей.
Китай, Цинь, государство. Заголовок- тема урока, ключевое слово. Два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом. Три глагола - по тому же принципу. Фраза- состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. Вывод. Синквейн
Цинь Могущественный, сильный Изобретает, строит, воюет. Китай - страна великих изобретений. Единое государство Синквейн
Оцените свою работу Знания и умения Да 1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая. 2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая. . 3. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи. 4.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя. 5.Могу рассказать о Великой Китайской стене. 6. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана. Если ты поставил 5-6 галочек – карточка красного цвета. Если ты поставил 3-4 галочки – карточка синего цвета. Если ты поставил 1-2 галочки – карточка зелёного цвета.
Что дал Китай миру? Древние китайцы были очень талантливы. Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе : бумага, книгопечатание, шелк, порох, компас, огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор. Домашнее задание: Параграф 23, ответить устно на вопросы на странице 114, подготовить сообщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый властелин единого Китая
Изучая историю в 5-м классе, предлагаю уделять внимание наглядному обучению. С помощью изображений у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. На уроке по теме «Пе...
Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"
Презентация к урока в 5 классе по УМК Вигасин А.А и др....
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"
Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....
Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
конспект урока...
Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"
Презентация к уроку истории Первый властелин Единого Китая. 5 класс...
Тема урока: Первый властелин единого Китая.
Задачи урока: . 1.На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к...
Разработка урока. Первый властелин единого Китая.
Цель - формирование представления о создании нового государства в Китае, создать представление о Цинь Шихуане, как об основателе новой державы. Тип урока - изучение нового материала....