Движение декабристов
план-конспект урока по истории (9 класс)
Вам представлен конспект Проблемно -диалогического урока в ОС по теме "Движение декабристов". основная задача - обосновать то что выступление декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проблемно диалогический урок | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА ИСТОРИИ в ОС «Школа 2100»
Тема: Движение декабристов
_9 класс.
Цели урока по линиям развития личности средствами предмета | ЦЕЛИ ВАШЕГО УРОКА | МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДАННОГО УРОКА (новые факты, понятия обязательные для усвоения) | |
1-2-я Картина мира | Развитие России в общеевропейском контексте истории | Схема выступления на Сенатской площади, портреты декабристов. - Словарь урока: тайное общество, гражданские свободы, “Зеленая книга”, “Конституция”, “Русская правда”, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Важные события: 1816 – возникновение “Союза спасения” 1818 – возникновение “Союза благоденствия” 1820 – волнения в Семеновском полку 1821 - 1822 – возникновение Северного и Южного обществ 1821 - 1823 14 декабря 1825 - выступление на Сенатской площади - Выдающиеся личности: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Пущин, Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин. | |
3-я Историческое мышление; | Обосновать что выступление декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; | ||
4. Нравственное самоопределение | Воспитать чувства ответственности, долга человеческого достоинства, патриотизма. | ||
5. Гражданско-патриотическое самоопределение | воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственности позиции каждого из граждан нашей страны; |
Любое восстание является следствием каких-либо социально-экономических, политических и других причин. Конфликт, который назревал в обществе в начале ХlХ века скоро должен был «взорваться». Восстание декабристов — силовая попытка молодых представителей высшей аристократии Российской империи, в основном действующими и отставными офицерами гвардии и флота, изменить политический строй.
№ | Этапы урока (примерное время) | Учитель (фразы диалога, задания ) | Ученики
| Доска и оборудование | |
Создание проблемной ситуации = 5-7 минут | Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – декабристы – сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали декабристы? В чем значении декабристского движения? | - групповая работа, дискуссия, беседа | Проэктор с презентацией | ||
Формулирова-ние проблемы | Считаете ли вы восстание декабристов актом гражданского неповиновения? | ||||
Версии + 2-3 минуты | 1) попытка государственного переворота; 2) акт гражданского неповиновения 3) вооруженное восстание | ||||
Актуализация знаний Планирование деятельности + 5-10 минут | |||||
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) По пунктам содержания урока: 1…2…и т.д. + 20-25 минут | Работа в группах ( см. задания ниже) | ||||
Выражение решения, применение нового знания +5 | После ознакомления с материалом темы проводится дискуссия «Кто же такие декабристы? Патриоты? Злодеи? Авантюристы?» Обучающиеся должны аргументированно ответить на проблемное задание о форме и сути движения декабристов Итог дискуссии подводится словами М.И. Муравьева-Апостола: «Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих соотечественников» | ||||
Домашнее задание + 2 минуты | Параграф 8-9 Провести исследовательскую работу по теме «Как происходили поиски захоронения пяти казненных декабристов и определите в каком из районов Петербурга расположено наиболее вероятное место этого захоронения» |
Задание 1.(группа 1) Прочитайте свидетельства современников – очевидцев событий и ответьте на вопросы.
А. Из воспоминаний современника: « Приближалось грозное 14 декабря… Наша прислуга слышала 13 декабря, что завтра назначена войскам присяга, но, что многие не хотят присягать новому императору – Николаю Павловичу».
Б. Из дневника императрицы Александры Федоровны, супруги вел. Николая
Павловича (Николая I):
«12 декабря из Таганрога прибыл «офицер» с важными бумагами … которыми устанавливалось, что против императора (Николая I) и всей семьи существовал целый заговор. Николай сообщил мне об этом».
1) Какие сведения получил Николай Павлович накануне присяги?
2) Объясните, с какой целью вел.кн. Николай Павлович (Николай I) распорядился привезти сенаторов в Сенат для присяги рано утром, затемно.
Задание 2 Прочитайте отрывки из воспоминаний современников, из сочинения историка, ответьте на вопросы.
А. Отрывок из сочинения историка:
«Назначенный диктатором (руководителем) восстания Трубецкой… не явился на Сенатскую площадь, и восставшие остались без руководителя. Декабристы расценили такое поведение Трубецкого как измену… Трубецкой не был трусом. Он бесстрашно стоял под неприятельскими
ядрами и пулями во многих сражениях. Но декабристы не могли отличить «храбрость политическую от храбрости военной».
Уже накануне выступления у Трубецкого возникли колебания и сомнения в успехе предпринимаемого дела. Эти колебания усилились в день 14 декабря. Когда Трубецкой увидел, сколь незначительны силы декабристов, вышедших на Сенатскую площадь, «гораздо меньше, чем рассчитывали декабристы, составляя план выступления 14 декабря», он не решился возглавить
выступление... Позже на следствии он объяснит свое поведение стремлением избежать кровопролития».
1) Какую роль в событиях 14 декабря руководители Северного общества отводили С.П. Трубецкому?
2) Объясните, почему 14 декабря декабристы на Сенатской площади остались без руководителя?
3) Найдите в тексте отрывка объяснение С.П.Трубецкого своего поведения 14 декабря 1825 г.
4) Как оценили декабристы, поведение Трубецкого?
5) Чье суждение – Трубецкого, декабристов, историка представляется вам наиболее убедительными? Объясните свой выбор.
Задание 3 (группа 2) воспоминаний очевидца событий:
«14 декабря… термометр показал более 5 или 6 градусов… За половину 10- го один из моих сослуживцев рассказал, что на Исаакиевскую площадь пришел лейб-гвардии Московский полк,
Отказавшийся присягнуть императору Николаю, и с криками требуют Константина!»
В. Из рассказа очевидца событий (адресован декабристу М.А. Бестужеву):
«Народ как есть вплотную запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок – это было ваше каре…
Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдем, умрем вместе с ними!»
…Видел, как понеслась на вас кавалерия, как плавно склонились штыки, как опрокидывались кони со всадниками, и с каким остервенением толпы народа отрезали второй натиск поленьями дров…
Повсюду замечал на мрачных лицах (окружавших вас) солдат общее недовольство, везде слышалось громкое сетование на ваше бездействие.
««Пусть они двинутся», - говорили солдаты, - мы пойдем месте с ними».
Г. Из воспоминаний очевидца событий:
«Около половины 2-го часа пополудни выехал на Сенатскую площадь военный генерал-губернатор граф Михаил Андреевич Милорадович… Петр Каховский выстрелил из пистолета, попал левою пулею графу Милорадовичу в левый бок. В это только время (не ранее 2-го часа пополудни) начали собираться с разных сторон на площадь (правительственные) войска для прекращения мятежа».
Д. Из воспоминаний современника:
«Приказано артиллерии первоначально выстрелить холостыми зарядами. Орудия прогремели… Середина Сенатской площади пора счистилась, все смолкло, и каре окостеневших от холода непокорных открылась в своем ничтожестве!.. Вслед за тем конногвардейцы… с обнаженными… саблями справа и слева понеслись на каре и, подскакав к нему в упор, приступили к обезоруживанию несчастных жертв горьких заговорщиков… Почти совсем смерклось…»
Вопросы и задания к текстам Б – Д:
1) Найдите в отрывках Б и Г указания на время выступления и время разгрома выступления декабристов 14 декабря 1825 г. Определите, сколько часов продолжалось выступление декабристов.
Найдите в тексте отрывка
В информацию об отношении декабристам простонародья, солдат правительственных Расскажите об отношении простонародья к декабристам.
Задание 4 Учащимся предлагается рассмотреть репродукцию картины Кольмана и схему «Выступления декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.» и показать на схеме, где находились: каре декабристов; войска, направленные против декабристов; строившийся в то время Исаакиевский собор; Зимний дворец. Схема, изображающая события на Сенатской площади, составлена учеными – историками в результате тщательного изучения документов. К.И. Кольман написал картину несколько лет спустя после выступления декабристов. Воссоздать события минувших лет ему помогли рассказы очевидцев.
Вопросы и задания:
Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий К.И. Кольманом и ответе на вопрос: совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника?
Сравните поведение простонародья на картине Кольмана с приведенными выше свидетельствами.
3) Определите примерное время изображенных на гравюре событий.
4) Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником? Что дает нам основание считать картину Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?
Задание 5 (группа 3). Декабристы отличались храбростью на полях сражений, 14 декабря они проявили решимость в достижении намеченных
целей. Однако о поведении декабристов на следствии ходили нелестные для них слухи.
Учащиеся получают задание прочитать отрывки:
А. Из дневника флигель – адъютанта Н.Д. Дурово:
«16 декабря.
Не проходит минуты, чтобы не находили и не сажали в тюрьму кого-нибудь из заговорщиков. Все Бестужевы в наших руках… Князь Одоевский, офицер – конногвардеец, был выдан своим дядей сенатором Дмитрием Ланским, у которого он скрылся, так как хорошо разыграл искреннее раскаяние. Мы дали ему «бесплатное» помещение в крепости. <…> 19 декабря.
<…> Один из них… был отпущен за то, что выдал подсудимых. Остальные трое были отправлены в Шлиссельбургскую крепость, где они проведут несколько месяцев. Каково Было наше удивление, когда генерал Депрерадович пришел со своим старшим сыном. Он, подобно некоему Бруту, пришел, чтобы предать свой отпрыск в руки правосудия. Маленький негодяй был членом тайного общества. Так как он принес чистосердечное раскаяние и сообщил кое-что новое, то император простил его и даже велел возвратить ему шпагу.
Б. Из записки Д.А. Кропотова «Несколько сведений о Рылееве»:
«Пред Следственной комиссией он принес полное раскаяние, нисколько не увлекаясь надеждой избегнуть тяжкой, но заслуженной кары. На все вопросы комиссии он отвечал со всей откровенностью, о которой можно судить по последнему показанию: «Впрочем, я признаю себя главным виновником происшествий 14 декабря: я мог остановить и, напротив, был для других пагубным примером преступной ревности. Если кто заслужил казни, вероятно, нужную для блага России, то, конечно, я, несмотря на мое раскаяние и совершенную перемену образа мыслей.
Затем учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания:
1) Как вы оцениваете поведение арестованных декабристов?
2) Как Н.Д. Дурново объяснил поступки родственников декабристов? На какие примеры высокой гражданственности времен Древнего Рима он сослался? Какие этические нормы лежали в основе оценки Дурново?
Далее рассматриваются другие свидетельства и мнения (современников и историков). А. Декабрист А.М. Муравьев:
«Секретный комитет был инквизиторским трибуналом… Они предъявляли ложные показания, прибегали к угрозам очных ставок, которых затем не производили. Чаще всего они уверяли пленника, что его преданный друг во всем им признался; обвиняемый, затравленный, терзаемый без пощады и милосердия, в смятении давал свою подпись». Б. Правитель дел Следственной комиссии А.Д. Боровков: «Когда им показали бывшие в комитете списки членов их общества, когда сказали им, что они почти все уже забраны, тогда стали они чистосердечнее».
Г. Современный историк: «Эти слова Боровкова, на наш взгляд, позволяют критически отнестись к давно сложившемуся и, к сожалению, весьма распространенному суждению, будто бы декабристы вообще вели себя на следствии «не должным образом» и чуть ли не с первых допросов выдавали своих товарищей». Многие старались не сдаваться и дерзко вели себя на следствии: М.С. Лунин, Н.А. Бестужев, Пущин сознательно пытались открыть глаза властям
бедственное положение в России, считали ниже своего достоинство лгать и изворачиваться на следствии.
1) Как изменилась ваша оценка поведения декабристов на следствии?
2) Что нового внесло в ваше понимание смысла поступков декабристов на следствии знакомство с точной зрения историка?
Далее учащиеся работают с текстом учебника и отвечают на вопросы к тексту:
1) Сколько человек было привлечено к следствию? Каким наказаниям они подвергались?
2) В чем проявилось «милосердие» Николая I по отношению к пяти декабристам, поставленным «вне разрядов»?.
Задание 6 (группа 4) Учащиеся знакомятся с текстом учебника об историческом значении движения декабристов, затем работают с другими источниками и выполняют задания.
А. Декабрист П.Н. Свистунов: «Люди, замышлявшие переворот в России, подверглись неминуемой потере всех преимуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе, поэтому ни в корысти, ни в честолюбии заподозрены быть не могут. При несоразмерности способов с предназначенной целью люди практически вправе назвать такое громадное предприятие безрассудной мечтой, но чистоту намерений не имеют оснований оспаривать».
1) Выделите главные мысли в высказываниях декабриста Свистунова.
2) Найдите в тексте Свистунова слова, характеризующие политический опыт декабристов. Согласны ли вы с этой характеристикой? Обоснуйте свое мнение.
Б. Московский генерал – губернатор Ф.В. Ростопчин: « Во Франции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями, у нас же графы и князья хотели сделаться сапожниками и тряпичниками».
3) Познакомившись со словами Ф.В. Ростопчина о бескорыстии декабристов. Объясняют, для чего необходимо сравнение мнений декабриста Свистунова и Ростопчина, отрицательно относившегося к декабристам. К каким выводам приводит такое сравнение?
В. Из сочинения историка:
«У декабристов была возможность лишить Николая I жизни. Но ничья рука
не поднялась для кровавой расправы…
Но кровь пролилась. И не только графа Милорадовича, но и сотен солдат. Вот почему изгнание в Сибирь, 30-летнюю сибирскую Голгофу, когда они терпели лишения, теряли близких, поменяв чины и высокое звание на достижение благородных целей, многие из них… рассматривали как
искупление невинной той крови, как свое покаяние. Однако покаяние не перед царем, но перед Богом, перед народом».
4) Многие россияне видят в декабристах высокий нравственный идеал.
Объясните, какие имеются основания для такого отношения декабристам.
Учитель: Назовите причины поражения декабристов на Сенатской
площади, исходя из записок декабриста П.Свистунова:
«Не безначалию следует приписать неуспех восстания, незрело
обдуманному и отчаянному предприятию. Будь тут сам Наполеон, что бы он
сделал с горстью людей и без пушек против окружающего его со всех сторон
многочисленного войска, состоявшего из пехоты, кавалерии и артиллерии».
Выделите главную мысль в приведенном фрагменте П.Свистунова. Назовите другие, помимо изложенных П.Свистуновым, поражения декабристов 14 декабря.
События, связанные с выступлением Черниговского полка рассматриваются на основе информации из учебника. При этом важно обратить внимание на различные версии причин этого выступления. Так, некоторые современники полагали, что руководители Черниговского полка
не знали о поражении декабристов на Сенатской площади и таким образом южане хотели поддержать выступление участников Северного общества.
Однако современники выяснили, что С.И. Муравьев – Апостол и его соратники получили известие о поражении декабристов в Санкт – Петербурге.
Что же подвигнуло их на вооруженное выступление?
Необоснованные надежды на успех? Желание проявить солидарность с
потерпевшими поражение участниками Северного общества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Движение декабристов"
Урок "Движение декабристов" предназначен для работы в компьютерном классе или при организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья или в период актированных дней при по...
План-конспект открытого урока "Движение декабристов"
Цели урока:1. выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;2. развив...
План-конспект урока по истории. Тема "Движение декабристов".
Разработка урока....
Тема: «Причины и характер движения декабристов.» 8 класс.
Урок с элементами лабораторной работы по составлению систематизирующей таблицы. Предполагаемая интеграция с курсом...
Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"
При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником....
Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I.
Урок разработан в рамках модульной системы 30+30+30 минут.Рассчитан на один модульный урок или два обычных по 40 минут....
Урок в 10 классе "Движение декабристов"
Представлен урок с презентацией по теме "Движение декабристов"...