План-конспект открытого урока "Движение декабристов"
план-конспект урока истории (8 класс) по теме
Цели урока:
1. выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
2. развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._dvizhenie_dekabristov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока,
проведенного в 8 «В» классе
13 марта 2010 года
в День открытых дверей
Тема урока: «Движение декабристов»
Цели урока:
- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
- развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Возникновение тайных обществ.
- Декабрьское восстание.
Новые термины и даты:
декабристы, Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., династический кризис.
Оборудование: портреты декабристов, Александра 1, Николая 1 (компьютерная слайд-презентация), доска.
ХОД УРОКА
- Проверка домашнего задания
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?
(Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца 18 века.
Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны).
Таким образом, в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.
- Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра 1? Оправдались ли ожидания российского общества?
(Курс на реформы фактически продолжен не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра 1 это период создания военных поселений, вызывавши нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.)
- Объяснение нового материала
- Возникновение тайных обществ.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.
- Как вы думаете, почему? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием в России).
2.2. Работа с таблицей (Прилагается).
Таблица заполняется далее на протяжении урока по мере рассказа учителя и работы учащихся.
- Показ компьютерной слайд-презентации с портретами декабристов, Александра 1 и Николая 1.
- Беседа по вопросам к таблице.
- Почему общества носили тайный характер? (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели – смены политического режима).
- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов. (Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий).
- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.
Обратить внимание учащихся на то, что декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы.
- Как вы думаете, почему? (Декабристы избрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к широким народным массам).
- Почему декабристы избрали тактику военного переворота? (В тех условиях выбор тактики был во многом предрешен тем, что каких-либо иных общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы).
- Почему власти и тайные общества, разрабатывали свои проекты (во многом близкие по содержанию) в тайне друг от друга? (Власть боялась вызвать недовольство среди консервативно настроенного большинства, а декабристы в условиях отказа правительства от реформ не могли открыто разрабатывать проекты изменения государственного устройства).
- Какой момент для вооруженного восстания избрали декабристы? (Вооруженное выступление в момент смены императоров).
- Накануне восстания.
Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно умирает Александр 1. У императора не было детей.
- Кто должен был наследовать престол? (Следующий по старшинству брат).
У Павла 1 было три сына: Константин, Николай и Александр.
Константин был женат морганатическим браком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра 1 была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалась также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.
- Итоги урока
Главными причинами движения декабристов являются (запись на доске):
- война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
- заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
- чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;
- российская действительность (крепостное право, военные поселения);
- революционные события в Европе.
- Домашнее задание
Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России XIX век» № 8, вопросы 2-6 в конце параграфа.
Учитель истории и С.Г. Панарина
обществознания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...