Тема: «Причины и характер движения декабристов.» 8 класс.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Урок с элементами лабораторной работы по составлению систематизирующей таблицы. Предполагаемая интеграция с курсом обществознания по теме: «Гражданское общество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._dekabristy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Причины и характер движения декабристов.» 8 класс.
Урок с элементами лабораторной работы по составлению систематизирующей таблицы. Предполагаемая интеграция с курсом обществознания по теме: «Гражданское общество».
Цели урока:
- Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций.
- Сравнить программы декабристских организаций, Выявить общее и различное в их целях и задачах.
- Развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
План урока:
Причины движения декабристов.
Организации дворянских революционеров.
Программы декабристов.
Подведение итогов.
Оборудование: портреты декабристов, АлександраI, НиколаяI.
Опережающее задание.
Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе.
Литература для учащихся:
Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIXвека. 8 класс. М. 2007г
Декабристы в воспоминаниях современников. М.2005г.
История России в лицах. Биографический словарь. М.2010г.
Подготовительный этап урока.
Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов.
Внутри группы учащиеся распределяют обязанности:
Ведущий направляет работу группы.
Аналитик читает документ, делает выводы.
Протоколист записывает выводы, составляет тезисы доклада.
Докладчик выступает от имени группы с тезисами о результатах работы.
Группы отчитываются о проделанной работе в конце каждого этапа урока.
Сделанные учениками выводы фиксируются на доске, а затем записываются
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Изложение нового материала. Слово учителя:
2.1.Причины движения декабристов:
Итогом царствования Александра1 стала дальнейшая бюрократизация страны и консервация политического и социально-экономического строя. В этих условиях и под влиянием идей просвещения, патриотического подъема 1812года и революционных процессов 20-х годов (революции в Испании и Италии1820-1821гг., начало войны за независимость Греции) возникло движение декабристов. Сегодня мы, опираясь на документы, постараемся заполнить следующую таблицу:
Причины движения | Организации декабристов и их лидеры | Программы | |
«Русская правда» | «Конституция» |
Работа с документами. Документы(примерный вариант):
Документ 1.
«Происшествия 1812,13,14 и 15 года сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере многие из нас, увидели цель жизни народов, цель существования государств; и никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять» Декабрист Н.И. Тургенев
Документ 2.
«Мы были дети 1812 г.» Декабрист М.И.Муравьев-Апостол
Документ 3. (мнение историка)
«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра 1, выступление 1825г. Являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающего от немедленного проведения неотложных реформ. Значительное воздействие на движение декабристов оказала речь Александра 1 в Варшавском сейме 1818 г. С обещанием введения для России «законно-свободных учреждений» (т.е. конституции)» Историк В.И.Егорова
Документ 4.
«…Народы постигли святую истину, что они не существуют для правительства, но правительства для них должны быть устроены. И вот причина борений во всех странах: народы, почувствовав слабость просвещения и свободы, стремятся к ним; правительства же, огражденные миллионами штыков, силятся оттолкнуть народы во тьму невежества. Но тщетны все их усилия: впечатления, раз полученные, никогда не изглаживаются. Свобода, сей светоч ума, теплотвор жизни, была всегда и везде достоянием народов, вышедших из грубого невежества. И мы не можем жить подобно предкам нашим, ни варварами, ни рабами…» Из писем П.Г.Каховского
Ученики заполняют первую графу таблицы. См.приложение.
2.2. Организации дворянских революционеров. Объяснение учителя. Таблица на экране. (п.2) см.приложение.
3. Программы декабристов.
3.1. Сообщение ученика об истории происхождения идей гражданского общества (опережающее задание)
- Древняя Греция
- Древний Рим
- идеи Т.Гоббса
- идеи Б.Чичерина
3.2. Исследование содержания программных документов декабристов. (ставится учебная задача перед группами: «выявить уровень зрелости гражданского общества в России по характеру политических целей, поставленных в «Русской правде» Пестеля, «Конституции» Н.Муравьева и предшествующих организаций.» (тексты программ выданы группам учащихся) . Заполнение п.3 таблицы.
4. Подведение итогов. Вопросы учащимся:
1. Какой из проектов вам кажется более радикальным и почему?
2. Какой из проектов, по вашему мнению, более эффективный?
5. Домашнее задание: выучить конспект и подготовить презентацию по теме: «мемориальные места в Санкт-Петербурге, связанные с жизнью и деятельностью декабристов»
Приложение
Причины движения | Организации декабристов | Программы |
1.Война 1812 г. И связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество. 2.Заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическими устройством европейских государств; 3.Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения | «Союз спасения» 1816-1818 гг. Петербург | Ликвидация крепостного права и самодержавия, введение Конституции |
«Союз благоденствия» 1818-1821 гг. Москва, Петербург | Ликвидация крепостного права и самодержавия. Необходимость формирования общественного мнения. Устав «Зеленая книга». | |
Южное общество. 1821-1825 гг. г.Тульчин. Украина | «Русская правда» П.И.Пестеля. Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из 5 членов. Полное уничтожение крепостного права. Земля делится на две части: общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли. | |
Северное общество. 1822-1825 гг. Петербург | «Конституция» Н.М. Муравьева. Ликвидация крепостного права, самодержавия и сословий, гражданские свободы. Установление конституционной монархии. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю. | |
Общество соединенных славян. 1823-1825 г. Новгород-Волынский | Борьба против крепостничества и деспотизма за создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"
Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают выводы о принадлежности веществ к тому...
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
разработка урока русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" 11 класс
урок русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" (11 класс) и презентационный материал к уроку...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....
Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....
Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.
Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....