Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I.
план-конспект занятия по истории (8 класс) по теме

Музалев Алексей Игоревич

Урок разработан в рамках модульной системы 30+30+30 минут.

Рассчитан на один модульный урок или два обычных по 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку966.5 КБ
Microsoft Office document icon dvizhenie_dekabristov.doc123.5 КБ
Файл zvezda_plenitelnogo_schastya.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План урока: 1. Повторение домашнего задания 2. Самостоятельная работа 3. Новая тема.

Слайд 2

Заполните таблицу Тайные общества «Союз спасения» «Союз благоденствия» «Северное общество» «Южное общество» 1. годы существования 2. представители 3. методы 4. программный документ 5. форма правления 6. территориальное устройство 7. органы власти 8. гражданские права 9. политические права 10. отношение к крепостному праву

Слайд 3

Тайные общества «Союз спасения» «Союз благоденствия» 1. годы существования 1816-1817 гг. 1818 – 1821 гг. 2. представители А.Н. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, П.И.Пестель 3. методы поддержка усилий правительства, заговор, цареубийство помощь правительству, распространение либеральных идей 4. программный документ «Зелёная книга» 5. форма правления Ограничение самодержавия 6. территориальное устройство 7. органы власти 8. гражданские права 9. политические права 10. отношение к крепостному праву отмена

Слайд 4

Тайные общества «Северное общество» 1. годы существования 1821 – 1825 гг. 2. представители Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, С.П. Трубецкой, И.И. Пущин, 3. методы Вооруженное выступление при смене императоров на престоле 4. программный документ «Конституция» 5. форма правления Конституционная монархия 6. территориальное устройство Федерация 7. органы власти Император (исп. вл.), Народное вече двухпалатное (закон. вл.), двухпалатные учреждения в «державах» 8. гражданские права вводились гражданские права и свободы, уничтожение сословий 9. политические права имущественный ценз 10. отношение к крепостному праву освобождение крестьян с 2 десятинами на душу

Слайд 5

Тайные общества «Южное общество» 1. годы существования 1821 – 1825 гг. 2. представители П.И. Пестель, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, С.Г. Волконский 3. методы Вооруженное выступление при смене императоров на престоле 4. программный документ «Русская правда» 5. форма правления Республика 6. территориальное устройство Унитарное государство 7. органы власти Народное вече однопалатное (закон.. вл.), Державная дума (исп. вл.), Верховный собор (суд. вл.) 8. гражданские права вводились гражданские права и свободы, уничтожение сословий 9. политические права все мужчины с 21 года 10. отношение к крепостному праву ½ земель передать крестьянам при освобождении

Слайд 6

Тайные общества «Союз спасения» «Союз благоденствия» «Северное общество» «Южное общество» 1. годы существования 1816-1817 гг. 1818 – 1821 гг. 1821 – 1825 гг. 1821 – 1825 гг. 2. представители А.Н. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, П.И.Пестель Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, С.П. Трубецкой, И.И. Пущин, П.И. Пестель, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, С.Г. Волконский 3. методы поддержка усилий правительства, заговор, цареубийство помощь правительству, распространение либеральных идей Вооруженное выступление при смене императоров на престоле Вооруженное выступление при смене императоров на престоле 4. программный документ «Зелёная книга» «Конституция» «Русская правда» 5. форма правления Ограничение самодержавия Конституционная монархия Республика 6. территориальное устройство Федерация Унитарное государство 7. органы власти Император (исп. вл.), Народное вече двухпалатное (закон. вл.), двухпалатные учреждения в «державах» Народное вече однопалатное (закон.. вл.), Державная дума (исп. вл.), Верховный собор (суд. вл.) 8. гражданские права вводились гражданские права и свободы, уничтожение сословий вводились гражданские права и свободы, уничтожение сословий 9. политические права имущественный ценз все мужчины с 21 года 10. отношение к крепостному праву отмена освобождение крестьян с 2 десятинами на душу ½ земель передать крестьянам при освобождении

Слайд 7

Посмотрите отрывок из фильма "Звезда пленитльного счастья" о каком событии идет речь? попробуйте озвучить фрагмент

Слайд 8

Прослушайте речь генерала Милорадовича и попробуйте ответить на вопрос: "Почему именно он был смертельно ранен Каховским?"

Слайд 9

Вопросы к кроссворду Участники движения получившего название не за идеи, а за месяц своего поражения. Форма правления, при которой исполнительная и законодательная власти избираются населением. Лидер Северного тайного общества, автор «Конституции». Для римлян - лицо облеченное неограниченной властью, а для декабристов – военный руководитель восстания. Основной закон государства и одновременно название одной из программ декабристов.

Слайд 10

Вопросы к тесту Вариант 1 Убить императора должен был: Восстание декабристов произошло: Первым тайным обществом в России был(о): По проекту Пестеля Державная Дума обладала: Причиной появления тайных обществ в России НЕ является: Вариант 2 Диктатором восстания был назначен: Основными участниками первых тайных организаций были: В отличии от Народного веча Пестеля законодательный орган по «Конституции» был: Уставом «Союза благоденствия» была: 13 июля 1826 года пятерых декабристов:

Слайд 11

Внутренняя политика Николая I реакция преобразования хозяйственное развитие Третье отделение «Чугунный устав» Бюрократизация «Свод законов» 1. 1833 г. 2. М.М. Сперанский Крестьянский вопрос 1. 5 отделение 2. П.Д. Киселев 3. гос. крестьяне 4. 1837-1841 гг. Финансовая реформа 1. Е.Ф. Канкрин 2. 1839-1843 промышленный переворот 1. догоняющий 2. технический 3. феодальный кризис 1. неэффективность 2. капиталистический уклад 3. торможение упадок крепостного хозяйтва 1. помещичьего 2. крестьянского торговля 1. ярмарки и магазины 2. Запад и Восток 3. Сырьё и товары 4. экспорт зерна рост городов 1. пром. центры 2. торговые центры 3. «фабрика идет в деревню» 4. военные центры усиление товарно-денежных отношений изменения 1. восстание декабристов 2. личность Николая I Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права «Теория официальной народности» Домашнее задание 1. Имена: А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, М.М. Сперанский, П.Д. Киселёв, Е.Ф. Канкрин, Николай. 2. Понятия: реакция, промышленный переворот, цензура, третье отделение. 3. Даты: 1826 г., 1833 г., 1837-1841 гг, 1839-1843 гг. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 2003г. - §§10-11

Слайд 12

Николай I политический режим, установленный для сохранения и укрепления старых отживших общественных порядков и подавления новых сил Реакция орган контроля разрешительные меры бюрократия запретительные меры

Слайд 13

А.Х. Бенкендорф третье Отделение Надзор за неблагонадежными Высылка и размещение людей вредных и подозрительных Заведование местами заключения Надзор за иностранцами Высшая полиция Контроль за умами и политические дела

Слайд 14

С.С. Уваров теория официальной народности православие самодержавие народность ориентация на общественный интерес единство царя и народа Единство народа без учета сословий

Слайд 15

кодификация законов Российской империи М.М. Сперанский "Свод законов Российской империи" 1649 – 1830 гг. 51 том "Полное собрание законов " 1833 год, 15 томов

Слайд 16

реформа государственной деревни 1837 - 1841 гг. П.Д. Киселев повысить уровень жизни обеспечить уплату налогов дать пример помещикам оброк зависит от надела устранение малоземелья "общественная запашка" открытие школ открытие медицинских и ветеринарных пунктов недовольство помещиков "картофельные бунты"

Слайд 17

Е.Ф. Канкрин Денежная реформа 1839 - 1843 гг. инфляция серебряный рубль ассигнации профицит развитие торговли и промышленности



Предварительный просмотр:

Гимназия №44 им. В.Н. Деева г. Ульяновска

Урок по истории отечества 8 класс

Тема:

Движение декабристов.

Внутренняя политика Николая I.

Автор: учитель истории Музалёв А.И.


Тема: 

Движение декабристов.

Внутренняя политика Николая I.

Цели и

задачи урока:

Образовательные:

  • Формирование представления об истории как непрерывном процессе.
  • Конкретизация знаний о развитии России в первой половине XIX в.

Развивающие:

  • Развитие умений и навыков на уроке истории.
  • Развивать навыки заполнения таблиц.
  • Умение работать с учебником, логической схемой, анализировать и обобщать изучаемые факты.
  • Развитие воссоздающего и творческого воображения, речи, памяти.
  • Развитие навыков участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции.

Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма и гражданского самосознания на основе усвоения культурного

наследия прошлого.

Тип урока:

  • Комбинированный. Разноуровневый урок с ТСО.

Форма проведения:

  • Традиционный урок ( на основе комфортного алгоритма составного урока ).

Место урока:

  • Седьмой урок из восемнадцати по теме: «Россия в первой половине XIX в».

Подготовительная работа:

  • Урок по теме: «Общественные движения при Александре I».

Домашнее задание к уроку:

Общее:

  • Подготовить рассказ по конспекту. Тема: «Общественные движения при Александре I. Выступление декабристов.» (§8-9)
  • Словарная работа. Выписать и знать термины и понятия.
  • Заполнить таблицу

Оборудование и материалы:

  1. Учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: 2000
  2. Мультимедийный проектор, ПК.
  3. Мультимедиа презентация

  1. Раздаточный материал:        
  • карточки с заданиями.
  1. Тематический акцентированный конспект:

  • на экране
  • на партах учащихся.

Структура урока:

I модуль (30 минут):

1-3 минуты Организационный момент.

5 минут Проверка и коррекция знаний и умений учащихся.  1 уровень знаний: даты, имена, понятия.

3 минуты  Групповое задание: заполнение части таблицы «тайные общества и их идеи», таблица отображается проектором.

7 минут Выступление представителей групп, заполнение таблицы полностью всем классом.

2 минуты Разговор о причинах выступления декабристов именно 14 декабря 1825 года.

3 минуты просмотр отрывка из фильма «Звезда пленительного счастья» без звука, с заданием определить о каком событии повествуется, а также попытаться озвучить этот фрагмент.

5 минут дискуссия о фрагменте фильма.

2 минуты просмотр фрагмента фильма с оригинальным звуковым сопровождением.

II модуль ( 25 минут ):

10 минут Проверка и коррекция знаний учащихся. Проблемный уровень.

15 минут Контроль знаний. Письменный (карточки с заданиями) и устный.

III Этап ( 25 минут ):

Изучение нового материала.
Тема: Внутренняя политика Николая I (по тематическому акцентированному конспекту).

   ( §10-11 «Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие в 20-50 е гг.»).


Ход урока

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

I этап

Оргмо-мент.

Сооб-щение темы урока.

Вступи-тельное слово учителя

15 мин

   Сегодня мы продолжаем изучение темы: «Россия в первой четверти XIX века», повторяем «Внутреннюю политику Александра I после Отечественной войны» и знакомимся с «Движением декабристов».

   Отгремели последние залпы Отечественной войны, закончен заграничный поход русской армии и народ с замиранием сердца ожидал продолжения «дней Александровых прекрасного начала» (А.С. Пушкин).

…Просвещенное общество вдруг осознало весь ужас положения русской деревни:

«Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца»

( А.С. Пушкин «Деревня» )

И вслед за великим поэтом обратило взоры к царю:

»Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?»

(Там же)

   Каков же был ответ царя?

ПК, мультиме-
дийный проектор, экран, слайд 1

Слайд 2 (нуме-
рация слайдов
по «Произволь-
ному показу 1» в настройке)

  • Погруже-
    ние в эпоху

  • Проблемный вопрос

Записывают тему урока в тетрадь.

Внимательно слушают объяснения  учителя

Сообщение цели, хода урока.

   Сегодня мы завершаем знакомство с эпохой Александра I.

Наш урок состоит из трёх этапов:

  • Первый этап коррекционный.

Вспомним о послевоенных реформах Александра I, чтобы хорошо справиться с предстоящей на

  • Втором этапе письменной работой.
  • А на третьем этапе при изучении нового материала мы узнаем о движении декабристов и их роли в истории России.

Слайд 3

 Постановка целей

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

   Вопросы учителя:

   Ребята, каких реформ ожидало русское общество?

  • Почему возникли эти ожидания?

  • Почему был отклонен проект освобождения крестьян, разработанный Аракчеевым?

  • Что такое конституция?

  • Как изменился бы общественный строй России в случае введения царем «Уставной грамоты Российской империи», разработанной Новосильцевым?

  • Чем отличается законосовещательный орган власти от законодательного?

  • Что значит федеративное устройство?

Отказавшись от отмены крепостного права и введения конституции, царь приступил к устройству системы военных поселений. А что это такое?

Слайд 4 (тематически-
акцентирован

ный  опорный
конспект)

 

 Фронтальный опрос

 Работа с места

(Поощряется
призовыми баллами.)
 (Гиперссылка 1
на портрет
Новосильцева)

(Словарная работа предыдущего урока)

Возможные варианты ответов учащихся: Отмену крепостного права и введение конституции. (1 балл)

Знакомство с европейским укладом жизни в ходе войны, сплочение общества на волне патриотизма. (2 балла)

Министерство финансов не нашло способа ежегодно выплачивать по 5 млн руб. за выкуп поступающих в продажу имений. (1 балл)

Документ, определяющий общественно-политический строй государства.(1 балл)

Россия получила бы федеративное устройство, власть царя была бы ограничена двухпалатным законосовещательным собранием. Верхняя палата формировалась бы назначением царя, а члены нижней должны были избираться местными собраниями и утверждаться царем. (2 балла)

Законодательный орган власти – высший в государстве, его решения обязательны для монарха, а решения законосовещательного органа власти для монарха не обязательны. (1)

Государство делится на отдельные области, где есть представительские органы власти. (1)

Военная реформа с целью обеспечения более быстрой мобилизации армии в случае войны. Ее сущность состояла в переводе сельского населения  на

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

  • Своим современникам А.С. Пушкин предложил загадку-эпиграмму. А отгадаете ли ее вы?

«Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он – друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто же он?…»

  • Какую роль этот человек играл при дворе Александра I?

        

Вскоре после войны возникают тайные офицерские организации. Какие? Чтобы ответить на вопрос о причинах их появления я предлагаю выполнить работу в группах. Мы сравним деятельность этих организаций и сделаем вывод об их назначении. Группы №№1,3,5 выявляют сходство, а группы №№ 2,4,6 – отличия.

Слайд 4

Гиперссылка 2 на портрет Аракчеева

 Работа в группах

казарменное положение без освобождения от сельскохозяйственных работ. (1)

Аракчеев. (1)

Именно ему царь поручал проведение реформ, направленных на усиление самодержавия и сохранения власти крепостников.

Союз спасения (1816) и Союз благоденствия (1818-1821).

Группы, первыми справившиеся с заданием получают призовые баллы, которые распределяют в зависимости от вклада каждого.

   Итак, что у нас получилось.

 Поощрение призовыми баллами (6 баллов на 4 чел)

Ответы фиксируются на бланках.

Возможные варианты ответов:

Общим в Союзе спасения и Союзе благоденствия было:

 Работа с места

  1. социальный состав: дворяне, офицеры.
  2. цель: введение конституции и гражданских свобод, отмена крепостного права.
  3. участие в общественной жизни страны.
  4. подготовка общественного мнения

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

Эти организации отличались:

  • Почему был распущен Союз благоденствия?

к предстоящим реформам.

  1. Союз спасения: малочисленная, глубоко законспирированная организация, где вырабатывалась программа действий по предстоящим реформам.
  2. Союз благоденствия: более открытая и более многочисленная организация, члены которой осуществляли реальную деятельность  по улучшению жизни народа, смягчению нравов, участвовали в деятельности научных, просветительных и литературных обществ, способствовали развитию производительных сил.

Правительство отказалось от проведения реформ, вместо «споспешествования» необходимо было переходить к борьбе за обновление России.

 Проведём небольшую игру-аукцион. Кто больше вспомнит фамилий членов офицерских организаций. Правила игры таковы.

Каждый из участников называет только одну коллегию.

Будьте внимательны. Фамилии не должны повторяться. Победителем объявляется тот, чья  фамилия будет названа последней. Ему вручается приз.

 Игровая ситуация.

 Поощрение призовыми баллами.

Перечисление имен

Вывод.

В политике Александра I восторжествовала самодержавно-крепостническая линия политики, что вызвало протест в наиболее просвещенных кругах дворянского общества.

На слайде 4 возникает тезис.

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

II этап

Конт-роль полу-ченных знаний.

10 мин

   Мы приступаем ко II этапу урока – контролю.

Перед работой поставьте себе оценку в карточку само оценивания. В конце урока их сдадите.

   Будьте внимательны. Формы контроля будут различны.

Ребята, поднимите руки кто набрал за урок более трех призовых баллов. Вы будете работать по вариантам на экране. (Слайд 5)

К устному ответу подготовятся следующие ученики (называются фамилии).

Остальные выполняют письменную работу по вариантам, в зависимости от поставленной самооценки (задания  на карточках раздаточного материала). (Приложение 1, 2 )

   И как сказали бы во времена Петра: «Да не убоимся же мы задач сложных и вопросов каверзных. Ибо есть у нас на них оружье наисильнейшее, что умом и знаниями зовутся»

Приступаем к работе.

   Задания для письменной работы указаны в слайдах презентации.

   В конце контроля учитель собирает тетради. (или бланки ответа, см. Приложение 3)

 Дифференци-рованный контроль.

-устный ответ учителю

-письменная работа 3 уровней сложности.

Слайд 5

 Приём внушения

 Подведение итогов

Сосредоточенность, настрой на плодотворную самостоятельную работу.

Ученики заполняют карточки само оценивания.

Физкул.

минута

   Учитель показывает упражнения и выполняет их вместе с детьми

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

III этап

Объясн. нового мате-риала

15 мин

   А сейчас познакомимся с новой темой:

«Движение декабристов»

Изучая новый материал, мы проследим как развивалось движение декабристов от тайного заговора до открытого выступления.

Слайд 6

 Постановка цели.

Восприятие и осмысление нового материала.

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

   В теме встречаются новые понятия, даты и персоналии.

Они будут домашней словарной работой.

(В такт музыке)

К 1821 году все иллюзии по поводу предстоящих реформ полностью развеялись. Об этом можно судить по горько-ироничным стихам Пушкина:
»Узнай еще в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову дам отставку, (нач. министерства юстиции)

А Соца – в желтый дом; (цензор)

Закон постановлю на место вам Горголи, (петерб. обер-полицейский)

И людям я права людей,

По царской милости моей,

Отдам из доброй воли.»

От радости в постеле

Распрыгалось дитя:

«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»

А мать ему: «Бай-бай! Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

В России появляются организации заговорщиков, ставящих своей целью добиться введения конституции и отмены крепостного права.

 Обращение внимания на экран.

Слайд 6

Подготовка к восприятию нового материала.

Восприятие и осмысление нового материала.

   Учитель объясняет новый материал по тематическому акцентированному конспекту.

 Тематический акцентированный конспект.

-на экране

(слайд 7)

-на партах учащихся

Внимательно слушают и следят за объяснением по конспекту.

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

   В 1821 – 1822 гг. возникает два новых общества – Северное (Петербург) и Южное (Украина). Северное общество возглавляла Дума, в которую входили С. Трубецкой, Н. Муравьев, Е. Оболенский (гиперссылка 3на портретную галерею «состав»). Программным документом общества стала «Конституция», разработанная Н. Муравьевым (гиперссылка 4). Согласно этому документу в России должна быть установлена конституционная монархия, введено федеративное устройство, отменено крепостное право, а общество наделено гражданскими правами, хотя и с сохранением сословного строя. Цареубийство как способ достижения цели отвергался из нравственных соображений. Более радикальные идеи в Северное общество привнесли К. Рылеев и Петр Каховский.  (гиперссылка 5)

… Душой Южного общества был С. Муравьев –Апостол, а мозгом – П. Пестель. В «Русской правде» П. Пестеля Россия провозглашалась единой и неделимой республикой с однопалатным парламентом. Крепостное право и сословия ликвидировались. С Южным обществом поддерживало связь «Общество соединенных славян», сложившееся в среде провинциальных офицеров.

…Смерть Александра I 19 ноября 1825 года и последовавшее за ней междуцарствие создали благоприятный момент для открытого выступления.

Гиперссылка на портреты

(в презентации)

Гиперссылка 5

Выступление дежурного ученика.

Ист. справка: Прямым наследником Александра I был его брат Константин. Но женившись на католичке, он утратил право на корону. В соответствии с законом Александр завещал престол следующему брату – Николаю. Однако это распоряжение царь не огласил публично.

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

 

.  За это период успела сложиться политическая оппозиция, как Константину, так и Николаю, которые не пользовались любовью в русском обществе. Принесение присяги Николаю казался наиболее удачным моментом открытого выступления.

14 декабря 1825 года А. Бестужев и Д. Щепин-Роствский вывели к памятнику Петру I Московский полк, к которому присоединились и некоторые другие подразделения. Были зачитаны требования к царю, однако вооруженного выступления не произошло. Более того, даже первые атаки на Московский полк декабристы отражали холостыми залпами. Понимая, что кровопролития не избежать, поскольку моральный перевес оказался на стороне восставших, а уступать Николай не собирался, он отдает приказ о расстреле мятежников.

 Обращение внимания на доску.

Гиперссылка 7 «ход восстания»
Музыка Бородина «Героическая» симфония

 Приём реконструкции исторической действитель-ности.

Именно поэтому внезапная смерть Александра привела  к возникновению периода междуцарствия.

Выписывают понятия  для словарной работы, Предварительно их перечислив.

Выступление дежурного ученика:

ИЗ РАССКАЗА Н. А. БЕСТУЖЕВА О РАССТРЕЛЕ ВОССТАВШИХ 14 ДЕКАБРЯ 1825 г. В ПЕТЕРБУРГЕ

 мы были окружены со всех сторон: бездействие поразило оцепенением умы; дух упал, ибо тот, кто на этом поприще раз остановился, уже побежден вполовину. Сверх того, пронзительный ветер ледянил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте. Атаки на нас и стрельба наша прекратились; «ура» солдат становилось реже и слабее. День смеркался. Вдруг мы увидели, что полки, стоявшие против нас,

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

расступились на две стороны, и батарея артиллерии стала между ними с разверстыми зевами, тускло освещаемая серым мерцанием сумерек.

Первая пушка грянула, картечь рассыпалась; одни пули ударили в мостовую и подняли рикошетами снег и пыль столбами, другие вырвали несколько рядов из фрунта, третьи с визгом пронеслись над головами и нашли своих жертв в народе, лепившемся между колонн сенатского дома и на крышах соседних домов. <...> С первого выстрела семь человек около меня упали: я не слышал ни одного вздоха, не приметил ни одного судорожного движения — столь жестоко поражала картечь на этом расстоянии. <...> Другой и третий повалили кучу солдат и черни, которая толпами собралась около нашего места.

С пятым или шестым выстрелом колонна дрогнула, и когда я оглянулся — между мною и бегущими была уже целая площадь и сотни скошенных картечью жертв свободы.

Этап урока

Хроно-мет-раж

Деятельность учителя

Методические комментарии, оборудование

Деятельность учеников

Вывод

Какое значение для России имело это выступление? Ответить на этот вопрос можно изучив хорошо новый материал. Эту часть конспекта вы заполните дома самостоятельно.

Выступление декабристов было подавлено. Но значение его огромно. Оно стало примером нравственного и гражданского подвига, примером бескорыстного служения своему отечеству  и народу; точкой отсчета, с которой началось разрушение самодержавия.
Борьба за права человека и гражданина продолжается и в современной России. Хочется надеяться, что искра душевного пламени наших предков позволит и вам разжечь тот же огонь любви к своей стране. Поэтому урок я хочу завершить словами А.С. Пушкина:
Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!…»

 Тематический акцентирован-ный конспект

 Задание для самостоятельной работы. (Слайд 7)

Выписывают понятие для словарной работы.

Учитель сообщает домашнее задание.

§5, словарная работа («3»), пп.1-2 («4»), п.4 («5»)

 Дифференц-ированный подход.

Слайд 8

Записывают домашнее задание.

В завершении нашего урока я хочу Вас поблагодарить за проявленные знания. Всего доброго. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Внутренняя политика Николая 1"

тест предназначен для текущей проверки знаний учащихся в 8,10 классах и охватывает все стороны внутренней политики николая 1. Можно распечатывать и давать учащимся на решение...

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая Первого.

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая I. Материал подготовле в соответствии с содержанием учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Москва. Просвещение. 2009 г....

тест "Внутрення политика Николая I"

тест содержит два варианта...

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Презентация к уроку истории "Внутренняя политика Николая I"

Раскрыты достижения Сперанского в подготовке единого свода законов, решение крестьянского вопроса по реформе Киселёва, а также реакционная деятельность Бенкендорфа и Уварова....

Открытый урок истории в 8 классе "Внутренняя политика Николая 1"

Урок основан на использовании ТРКМ при изучении истории России в 8 классе. Основной прием - работа с текстами документов и учебника....