Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanie_dekabristov.ppt | 1.67 МБ |
plan-konspekt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.С.Пушкин «Сказки» ( Noel ) 1818 г. : От радости в постели Распрыгалось дитя : «Неужто в самом деле ? Неужто не шутя ? » А мать ему : «Бай-бай! Закрой свои ты глазки ; Пора уснуть уж наконец, Послушавши, как царь-отец Рассказывает сказки»
Причины зарождения организованного общественного движения в 1820 – е годы Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ Отечественная война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем Знакомство с передовым политическим европейским опытом в ходе Заграничного похода
«Союз …освободит десяток- Аракчеев поработит тысячу; союз обучит грамоте 3000 солдат, а один полковник Шварц …44 семеновцам отпустит 14250 ударов. Появится десяток честных судей, но что они против десяти плохих законов? 20 отличных стихотворений - и один взмах цензорского пера…» М. Лунин
Северное общество (Петербург, 1821-1825) МУРАВЬЕВ Никита Михайлович (1795-1843). Участник заграничных походов. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Член Верховной думы и правитель Северного общества. Автор проекта Конституции. Приговорен к 20 годам каторги. С 1827 г. в Нерчинских рудниках, с 1835 г. на поселении в Иркутской губернии.
Южное общество (Тульчин (Украина), 1821-1825) ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович [1793, Москва — 1826, Петербург], декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества декабристов. Автор «Русской правды». Арестован (по доносу) 13.12.1825 г.
Определите черты сходства и различия в программах тайных обществ декабристов Вопрос для сравнения «Конституция» Н. Муравьева «Русская правда» П. Пестеля 1. Государственное устройство 2. Крепостное право 3. Наделение крестьян землей 4. Гражданские права 5. Методы деятельности
Программы преобразований Вопрос для сравнения «Конституция» Н. Муравьева «Русская правда» П. Пестеля 1. Государственное устройство Конституционная монархия. Федеративное устройство. Республика. Унитарное государство, регионы подчиняются центру. 2. Крепостное право Должно быть немедленно уничтожено 3. Наделение крестьян землей Земля остается в собственности помещиков, крестьяне получают по 2 десятины Земельный фонд разделить на 2 равные части : одну передать крестьянам, другую оставить помещикам 4. Гражданские права Выборность должностей. Отмена сословий. Равенство всех перед законом. Равенство всех перед законом ; свобода печати, слова и передвижений 5. Методы деятельности Вооруженное выступление в момент смены правителя
Междуцарствие Павел I Александр I Константин Николай
Добровольно последовали в Забайкалье жены и невесты декабристов. Как и мужья - ссыльнокаторжные, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. М.Н. Волконская А.Г. Муравьева К.П. Ивашева П.Е. Анненкова Е.П . Нарышкина
«Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый рассудительный человек должен был отклонить себя от участия в подобном деле.» Е. Вюртембергский
Наш скорбный труд не пропадет ; Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы : Она нагрянет на царей И радостно вздохнут народы. А.И. Одоевский
Ф.В. Ростопчин : «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками».
Предварительный просмотр:
Тема: Движение декабристов
Класс: 8
Тип урока: комбинированный, с использованием цифровых технологий.
Цели урока:
- образовательная: создать представление о причинах зарождения организованного общественного движения, характере деятельности и целях тайных обществ, событиях 14.12.1825 г., значении декабристского выступления для развитии России.
- воспитательная: прививать чувство патриотизма на примере гражданского и личного мужества членов тайных обществ, жен декабристов; воспитывать чувство уважения к чужому мнению при работе в группах и при оценке исторических событий.
- развивающая: развивать навыки анализа в работе с историческим источником, сравнения (работа с программами тайных обществ), умение делать выводы и суждения обобщающего характера; умение работать в группе.
Межпредметные связи: литература (стихотворения А.С. Пушкина,
А. Одоевского, Н.А. Некрасова).
Оборудование: ПК, интерактивная доска (экран), учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (отрывки из программных документов Северного и Южного обществ).
Подготовительный этап:
- Подготовленным учащимся дать задание подготовить исторические справки о П. Пестеле, Н. Муравьеве.
- Самостоятельно прочитать п. 1, 2 § , сформулировать причины зарождения организованного общественного движения в России; дать характеристику первым тайным обществам.
- Распределение ролей и репетиция инсценировки «Следствие над декабристами». Роли: Николай I, П. Пестель, Н. Муравьев.
Этап урока | Слайд презентации |
I. Организационный момент | |
1. Приветствие учителя и учащихся. 2. Постановка учебной задачи. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями одного дня XIX века. События этого дня оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского общества, его отношения с властью, обратили внимание на проблему крепостного права. В этот день представители элиты русского общества – дворянства - взяли в руки оружие, чтобы защитить интересы бесправных крепостных крестьян. Этим днем было 14 декабря 11825 года, а участников событий этого дня стали называть декабристами. Тема сегодняшнего урока - выступление декабристов. | Слайд №1 |
II. Изучение нового материала | |
1. Вы уже знаете, что в после войны 1812 г. в России зарождается организованное общественное движение, появляются тайные организации. Перед вами стихотворение А.С. Пушкина «Сказки», написанное в 1818 г. Прочитайте это стихотворение и ответьте на вопрос: Каким событиям, явлениям оно посвящено? [разочарованию в реформаторских намерениях властей] Какова главная причина возникновения тайных обществ? [Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ] 2. Дома вы работали с п. 1 § 9 «Зарождение организованного общественного движения». Назовите другие причины, которые способствовали зарождению организованного общественного движения в России. [Отечественная война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем. Знакомство с передовым политическим европейским опытом в ходе Заграничного похода]. 3. Первые тайные общества. Беседа с классом: Что вы знаете о первых тайных обществах? Какие цели ставили перед собою первые тайные общества? Задание классу: прочтите отрывок из воспоминаний современника. О какой союзе идет речь? Что случилось с этим союзом из-за описанного положения вещей? «Союз …освободит десяток- Аракчеев поработит тысячу; союз обучит грамоте 3000 солдат, а один полковник Шварц …44 семеновцам отпустит 14250 ударов. Появится десяток честных судей, но что они против десяти плохих законов? 20 отличных стихотворений - и один взмах цензорского пера…» 4. Рассказ учителя: В 1821 г. бывшими членами «Союза благоденствия» создаются 2 новые организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине, где была расквартирована 2-ая русская армия. Кто же отважился, рискуя своим положением в обществе, чинами, благополучием, возглавить эти организации? С историческими справками о П. Пестеле и Н. Муравьеве выступают 2 учащихся. Вопрос классу: почему именно эти люди возглавили тайные общества? Какие соображения, на ваш взгляд, двигали ими? Почему блестящие офицеры, которые получили от власти чины, материальное благополучие, восстали против этой власти? 5. Самостоятельная работа в группах: анализ исторического документа И Северное, и Южное общества разработали программу реформ, необходимых для России. Перед вами на партах отрывки из этих программ. 2 группы работают с программой Северного общества, две – с программой Южного общества. Задание: назовите основные положения программ Северного и Южного обществ и внесите их в таблицу. Беседа обобщающего характера: сделайте вывод, по каким вопросам члены тайных обществ были едины, а по каким - разошлись? Как вы считаете, насколько значимы расхождения в программах? О чем говори тот факт, что по ряду вопросов члены тайных обществ были едины? В чем значимость этих вопросов? Следовательно, мы можем сделать вывод, что основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Кроме того, члены тайных обществ размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах. 6. Рассказ учителя: Междуцарствие Задание классу: после моего рассказа вы должны будете объяснить, почему для выступления был выбран именно декабрь 18125 г. 17 ноября 1825 в Таганроге неожиданно умер Александр I, и, когда спустя десять дней весть об этом достигла столицы, войска и население были немедленно приведены к присяге его младшему брату великому князю Михаилу … Однако тот несколько лет назад отказался от прав на престол ради брака с женщиной некоролевской фамилии. Еще в 1819 г. император Александр сообщил второму своему брату Николаю, что ему предстоит стать главой государства как следующему по старшинству. Николая потрясло это сообщение, он чувствовал свою неготовность принять груз государственного управления. Ни его образование, ни кругозор этому не соответствовали. Между тем все документы, подтверждавшие законное право Николая на наследование престола, хранились в глубокой тайне. Внешне ничто не менялось — Николай по-прежнему не допускался к государственным делам, и даже его военная карьера развивалась очень вяло. Популярностью похвастаться он также не мог, в гвардии его не любили за строгость, доходившую до мелочной придирчивости, и холодное, пренебрежительное отношение к офицерам, уважения он также не мог снискать из-за отсутствия боевого опыта и увлечения бессмысленной шагистикой. Вопрос классу: Почему же для выступления был выбран именно декабрь 18125 г.? Однако Николаю было известно о существовании в армии разветвленного военного заговора. Это заставило его взять инициативу в свои руки и решиться объявить себя императором на основании документов, подписанных Александром в 1823 г. 7.События 14.12.1825 г. [На экране – кадры фильма, их сопровождает рассказ учителя: 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышли около 30 офицеров и вверенные им войска. Николай попытался мирным путем ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой Отечественной войны 1812 г. генерал М.А. Милорадович, обратившись к рядовым участникам выступления, убеждал их, что они стали жертвой обмана. Однако он был смертельно ранен декабристом Каховским. После того, как переговоры не удались, Николай войскам открыть огонь по мятежникам. 8. Сейчас вы увидите, как шло следствие по делу декабристов. Возможно, некоторые детали воспроизвести мы не можем, но общая обстановка выглядела именно так. Задание классу: что подвигло представителей привилегированного класса подняться против власти, которая наделила их этими привилегиями? Театрализация «Следствие над декабристами»: Николай I: Высочайше повелеваю создать в Петербурге специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. Я буду лично направлять его работу! Как посмели вы, полковник П.Пестель, организовать заговор против власти?! П. Пестель: По моему мнению, Ваше императорское величество, к заговору подвигло меня стремление установить такой порядок, при котором все должны быть перед законом равны... Николай I: Вы дворянин, вам доверено было командовать Вятским пехотным полком, вы имеете награды! Не могу понять, как дворянин мог отважиться на такую дерзость! П. Пестель: именно потому что я дворянин, я примкнул к Обществу. Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора была положить решительный конец сему гнусному и неистовому распорядку вещей! Николай I: Раскаиваетесь ли вы, капитан гвардии Генерального штаба Никита Муравьев в содеянном? Н. Муравьев: Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных исполнителей! Николай I: Вы, благородный человек, унизили себя до того, чтобы с оружием в руках защищать простолюдинов! Н. Муравьев: Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди. Николай I: Увести! Повелеваю: участников тайных обществ предать суду, отправить в каторгу и ссылку, разжаловать в солдаты и лишить дворянства! Разрешаю нескольким поступить рядовыми солдатами в войска Кавказского корпуса; Зачинщиков - П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С. И. Муравьев-Апостола, М. П. Бестужев-Рюмина, П. Г. Каховского приговариваю к смертной казни и приказываю повесить в Петропавловской крепости. Беседа с классом: что подвигло представителей привилегированного класса подняться против власти, которая наделила их этими привилегиями? Восстание подавлено… Его участники подверглись репрессиям. Крепостное право не отменено, абсолютная монархия не ограничена. Значит, их жертва была напрасна? 9. Рассказ учителя: Жены декабристов Участники тайных обществ не пытались скрываться от арестов. Уверенные в своей правоте, декабристы мужественно готовились к наказанию. Добровольно последовали в суровое Забайкалье жены и невесты осужденных на каторгу декабристов. Как жены ссыльнокаторжных, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины». [учащийся зачитывает отрывок из поэмы]. | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Кадры к/ф «Звезда пленительного счастья» Слайд №11 Слайд № 12 |
III. Закрепление 10. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами выяснили каковы причины зарождения организованного общественного движения в России; узнали, как разворачивались события 14.12.1825 г. на Сенатской площади; проанализировали и сравнили программы Северного и Южного обществ. Мы посвятили урок событиям одного дня XIX века…Дня, в котором небольшая группа романтиков осмелилась выступить против всесильного самодержавия.. Наверное, они были обречены заранее… Как вы считаете, понимали ли сами декабристы безнадежность своего предприятия? 11. Задание: у вас на партах лежат небольшие листы бумаги. Сформулируйте свою оценку декабристского движения одним -двумя предложениями. Распределим ваши ответы на группы. Здесь – оценки положительные, здесь – отрицательные, здесь – нейтральные. Почему мы не получили единой точки зрения? Не только вы, но и современники декабристов разошлись в оценках событий 14.12.1825.г.: 1. «Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый рассудительный человек должен был отклонить себя от участия в подобном деле» (генерал Е. Вюртембергский) 2. Наш скорбный труд не пропадет; Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы: Она нагрянет на царей И радостно вздохнут народы. Декабрист А.И. Одоевский 3. «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками» Ф.В. Ростопчин. 12. Как вы считаете, какие выводы должна была сделать самодержавная власть из произошедших событий? Вывод: Несмотря на разгром движения декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения этих событий, он предпринял шаги по осторожному продолжению реформ. Выступление декабристов было подавлено, но оно показало, что в русском обществе существуют глубокие противоречия, которые можно разрешить только путем реформ. | Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 |
IV. Подведение итогов урока Я благодарю вас за работу. Д/з: § 9, вопросы после параграфа Выставление оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект, видео и презентация к уроку "История Олимпийских игр"
К УМК Кузовлев 8 класс и др. Включает в себя красочные слайды, видео с первых современных игр (1896г.) и план-конспект урока...
Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"
урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"
Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока: урок – изучение нового материала.Форма организации обучения: урок-путешествие....