Рабочая программа факультативного курса для 10 класса "История в лицах"
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа факультативного курса "История в лицах" для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_istoriya_v_litsah_fakultativ_rp_21-22.docx | 208.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 355 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./ | Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (факультативный курс)
История в лицах
Базовый уровень, среднее общее образование, 10 класс, 18 часов
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования,
Примерная основная образовательная программа, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16-з от 28.06.2016),
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУСОШ п. Пионерский.
Составитель: Гудукас Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
Пионерский, 2021 год
- Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, роль участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
- Содержание учебного плана
Программа элективного курса «История в лицах» предназначена для учащихся 10 класса, и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX вв
Земля Русская. Легендарное и реальное в «призвании варягов». Рюрик. Норманнская теория, ее роль в русской истории.
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединение вещим Олегом племен вдоль пути «из варяг в греки». Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и ее соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы». Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Борис и Глеб – князья мученики.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. «Русская правда» – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро- Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.
Московская Русь. Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Сергий Радонежский.
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. «Москва – Третий Рим». Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и «Домострой». Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Иконопись и фрески. Андрей Рублев. «Троица». Феофан Грек. Дионисий.
Россия в XVII веке. Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
XVII век – «бунташное время». Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.
Рост нетерпимости и инакомыслия. «Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
Начало разделения культуры «верхов» и «низов». «Обмирщение» культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
Россия в XIXвеке. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.
Екатерина II и её окружение. «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.
Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридонов и Ушаков.
Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.
3. Тематическое планирование.
№№ | Тема/Раздел | Кол-во часов | Кол-во часов к/р | Кол-во пр/ р и л/р |
Земля Русская | 4 | - | - | |
Русь Московская | 6 | - | - | |
Россия 17-19 вв | 8 | - | - |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | № | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | ||||
Земля Русская(4 часа) | |||||
Рюрик и первые Рюриковичи. Деятельность первых князей | 02.09 | ||||
Владимир Святой Красное Солнышко. | 16.09 | ||||
Ярослав Мудрый и Владимир Мономах | 30.09 | ||||
Князья феодальной раздробленности | 14.10 | ||||
Русь Московская (6часа) | |||||
От Александра Невского до Ивана Калиты | 28.10 | ||||
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский | 11.11 | ||||
Иван III и Иван IV Грозный. Окончание династии Рюриковичей | 25.11 | ||||
Деятели русской культуры и церкви. | 09.12 | ||||
Борис Годунов. Самозванцы. | 23.12 | ||||
Народные герои Минин и Пожарский | 13.01 | ||||
Россия 17-19 вв (8 часов) | |||||
Михаил и Алексей Романовы | 27.01 | ||||
Петр 1 и «Птенцы гнезда петрова» | 10.02 | ||||
Женщины на Российском престоле XVIII век | 24.02 | ||||
Великие правители XIXвека | 10.03 | ||||
Представители общественной мысли | 24.03 | ||||
Бунтари России (от Болотникова до Пугачева) | 07.04 | ||||
Великие полководцы и флотоводцы России | 21.04 | ||||
Деятели Золотого века русской культуры | 05.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...