Урок истории Древнего мира 5 класс Единое государство в Китае
план-конспект урока по истории (5 класс)
Тема урока раскрывается на основе анализа исторических документов, анализа иллюстративного материала, просмотра видеофрагментов, работы с картой.Формы и методы работы способствуют формированию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinoe_gosudarstvo_v_kitae.docx | 33.91 КБ |
edinoe_nosudarstvo_v_kitae.docx | 12.46 КБ |
edinoe_gosudarstvo_v_kitae.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира
Класс: 5 класс
Тема: Единое государство в Китае.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
- Сформировать представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Подвести к пониманию значения образования единого государства в Китае. Изучить главные особенности политического и экономического устройства Китайского государства. Познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать фрагменты исторических документов с опорой на алгоритм, самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника и дополнительных источников, анализировать исторические факты на элементарном уровне, делать несложные выводы.
- Воспитывать уважение и чувство восхищения к величайшей культуре Древнего Китая, способствовать нравственному воспитанию учащихся прошлого. Воспитывать чувство уважения к одноклассникам, во время устного ответа, учить слушать друг друга, анализировать ответ, делать дополнение, давать оценку.
Оборудование: учебник Ф. А. Михайловского, атлас Древнего мира, рабочие тетради, современная политическая карта мира, карта « Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. – III в. н. э.» фрагменты исторических документов, иллюстрации на мультимедиа, видеофрагмент.
I. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем гостей. Мы должны показать, как хорошо мы умеем работать на уроках истории. Прошу садиться.
Сегодня на уроке нам понадобятся:
- учебник
-дневник
- рабочая тетрадь
- атлас с. 6
- памятка для работы с историческим документом, вклеенная в тетради
- карандаш, ручка
- фрагменты исторических документов у вас на столах.
II. Итак, продолжаем говорить о великих державах Древнего Востока в эпоху железного века.
- Вспомним, в какое время в странах Древнего Востока было освоено производство и обработка железа? (в 12 веке до н. э.) Отмечаю на ленте времени.
Освоение железа – важнейший шаг в развитии человечества.
- Что дало людям освоение железа? ( появились новые орудия труда, новое военное оружие, укрепление армии, укрепление государственной власти, появление новых государств, расширение территорий древних цивилизаций)
- Вспомним, какие новые государства появились на территории Древнего Востока в эпоху железа?
-Лидия (Запад Малой Азии, современная Турция)
- Мидия (Восток от Лидии, часть современного Ирана)
- Израиль (Юго-Восточное побережье Средиземного моря)
-Нововалонское царство, Ассирийская военная держава
(территории Древней Месопотамии в плодородной долине реки Тигр и Евфрат)
-Финикийские колонии распространились далеко на запад по всему Средиземноморью.
-Индия –держава (вся Индия и часть современного Афганистана)
Мы знаем, что многие древние государства были раздроблены. Но железный век стал веком образования единых государств и великих держав.
На прошлом уроке мы говорили об образовании единого государства в Индии и создании великой державы Маурьев.
- В каком веке вся Индия была объединена под властью царей из династии Маурьев? (в 3 веке до н. э.)
- Обозначьте на ленте времени (ученик)
- При каком царе держава Маурьев достигла наивысшего расцвета? (Ашока).
Сегодня мы отправимся в путешествие и побываем еще в одном государстве Древнего Востока. В каком, вы должны догадаться сами. Садимся на верблюдов и длинным караваном отправляемся в Восточную Азию, в страну, которая находится к северо-востоку от Индии.
- Итак, в какое государство мы прибыли? (в Китай)
- Что мы уже знаем о Китае? (Где находится Китай – в Восточной Азии ;основными занятиями древних китайцев были земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, т. к. были благоприятные географические условия. У китайцев существовало неравенство, государственная власть, религиозные верования, появилась письменность)
- Каким знаком обозначено в карте территория древнего государства в Китае? (Розовым кружочком)Великая китайская равнина, долина реки Хуанхэ.
- В какое время возникло древнейшее государство в Китае? (2 тысячелетие до н. э.)
- Что обозначено сплошной розовой линией на карте? (территория Китайского государства в 3 веке до н. э.)
- Что можете сказать о Китайском государстве, сравнив территории? (территории Китая увеличились)
Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Государства, образовавшиеся на территории Китая, вели постоянные кровопролитные войны, разорявшие страну. Китай находился в состоянии раздробленности. Но в 6 веке до н. э. китайцы научились обрабатывать железо, усовершенствовались орудия труда, окрепла государственная власть, произошло усиление армии и стало возможным образование единого государства в Китае.
- Какова тема нашего урока сегодня? (Образование единого государства в Китае) записали тему в тетрадь.
- Что мы должны узнать, изучив тему? (кто объединил Китай в единое государство, когда произошло объединение, как управляли государством, как была устроена армия, чего достигло государство, какое время существовало государство, какой город являлся столицей государства)
Верно, мы должны определить, какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство. Будем продолжать учиться анализировать карту, исторический документ – как важнейший письменный источник, продолжим учиться составлять рассказ.
1.Столица государства | |
2.Правитель государства | |
3.Государственная власть | |
4.Время правления | |
5.Достижения культуры |
III. После нескольких столетий непрекращающихся войн, китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией (показ на карте).. Объединил под своей властью весь Китай человек по имени ИН ЧЖЕН., который был правителем одного небольшого царства Цинь. Он объявил себя императором огромного государства и принял титул ЦИНЬ ШИХУАН, что обозначает «первый император ЦИНЬ», «первый властелин Китая». Столицей Китая стал город САНЬЯН
- Какой город является современной столицей Китая? (Пекин)
- В каком году произошло объединение Китая в единое государство? Откройте форзац учебника, определите дату и запишите в таблицу. (221 г. до н. э.) Это год принято считать годом образования единого государства в Китае. Обозначим его на ленте времени.
- Какой это век (3 век до н. э.). В это же время в Индии правил Ашока. Обозначим на ленте времени.
- Что помогло Цинь Шихуану одержать победу над своими противниками и создать единое государство? (смотрим видеофрагмент) (…..)
- сильная армия, вооруженная железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами. Китайцы научились пользоваться арбалетами (самострелами, или улучшенными луками, при помощи которых легко было попасть в цель) . Китайское войско было защищено железными доспехами, имело осадные башни, таран. Конница. Но самое главное в китайской армии была введена строжайшая дисциплина, которая всегда обеспечивала успешные военные походы.
- Какая еще подобная армия была создана в Западной Азии? ( в Ассирии)
Цинь Шихуан провел в стране ряд реформ.
- В чем заключались реформы Цинь Шихуана, С какой целью он их проводил? (открыли учебники на с. 108 последний абзац до с 109 3 абзац)
- вся страна была разделена на 36 областей, в которых управляли правители, назначенные императором.
- введены единые письменные знаки
- введена единая монета
- единые меры веса и длины
-единые для всех законы
- единое образец изготовления оружия.
- С какой целью проводил такие серьезные реформы? (укрепить свою власть, укрепить армию, развитие торговли)
Цинь Шихуан в годы своего правления осуществил ряд военных походов
- Каким знаком на карте показаны военные походы императора? (розовой стрелкой)
- В каких направлениях осуществлял походы?( на север и на юг)
- Как думаете, с какой целью? (….)
Походы к Южно-Китайскому морю приносили огромную добычу. Эти территории были богаты рисом, слоновой костью, рог носорога, жемчуг, диковинные птицы – павлины. А вот на северных границах Китая обитали кочевые воинственные племена ГУННОВ. Пока Китай был раздробленным , оборона северных границ не могла быть успешной. Конница гуннов свободно проникала на территорию Китая. 300 тыс. воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На 400 км. к северу отогнали китайцы кочевников. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли началось строительство Великой Китайской стены – это самый знаменитый памятник правления Цинь Шихуана, настоящее чудо света.
- Каким знаком на карте обозначена ВКС? (кубиками)
- С какой же целью совершал походы на север император? (обеспечить безопасность границ и расширить территории)
- С какой стороны это характеризует это императора? (с положительной, заботился о своем государстве, защищал его, расширял территории)
- Каким историческим памятником является ВКС? (вещественный)
Прослушаем сообщение о строительстве ВКС Прослушав, попытайтесь ответить на вопрос с какой стороны можно еще охарактеризовать Цинь Шихуана.
Строительство ВКС было начато по приказу императора Цинь Шихуанди после объединения Китая (221 г. до н. э.) для прикрытия северо-западных границ империи от нападения кочевых народов. Длина стены достигала более 4-5 тысяч км. Высота стены была с 2 – 3 этажный дом, а ширина такая, что по ней могли свободно проехать сразу две колесницы. Фундамент стены был из каменных глыб, сама она состояла из двух стен каменной или кирпичной кладки, пространство между ними было заполнено утрамбованной землей и камнями. На расстоянии двойного пролета стрелы друг от друга над стеной возвышаются квадратные башни. На верхнем этаже башни воины несли свою службу. Здесь же был приготовлен хворост для костра. В случае опасности зажигали огонь. Это был сигнал для китайского войска о приближении врага. В стене есть смотровые стены и бойницы, т. е отверстие для стрельбы в стене крепости. В древности стена была самой лучшей дорогой через всю страну. Для строительства стены собрали сотни тысяч крестьян, рабов, воинов, преступников. Многие умирали на тяжелых, непосильных работах. От изнурительного труда гибли тысячи. По преданию, тела умерших замуровывали в стену. Поэтому Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире.
- С какой стороны мы видим императора в период строительства стены? (жестоким человеком) Но этот человек оставил нам величайший памятник Древней культуры Китая.
- Как думаете, как жилось простому народу в период правления Цинь Шихуанди? (….)
- Что на карте показано мелкими красными точками? (районы восстаний)
- Какую территорию они охватывают? (большую)
- Подтвердим наши предположения о тяжелой жизни простых китайцев историческим документом и определим причины народных выступлений.
Из речи государственного деятеля Дун Чжун-шу (II в. до н. э.)
1…При династии Цинь все стало иначе. Поля богатых протянулись и вдоль и поперек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у них (богатых)выгоды от рек и озер, богатство от гор и лесов… Как может бедный люд не страдать?.. Военные и трудовые повинности в 30 раз больше, чем в древности, земельный налог, сборы за соль и железо в 20 раз больше, чем в древности, некоторые крестьяне обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. … Поэтому бедный народ одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней…а жадные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их.
2…При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабынями, которых помещали в общие загоны с лошадьми... В некоторых районах существовал обычай, по которому продавали детей в рабство. Называлось это «закладывать детей» – если через 3 года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом…
- Каковы причины народных восстаний? (высокие налоги, рабство, жестокое обращение к крестьянам, смерть множества безвинных людей) За малейшую провинность человека могли жестоко наказать, били бамбуковыми палками по пяткам, отрезали нос, за преступление могли казнить, заживо сварить в котле, за проступок одного человека наказывали всю семью.
- Как называется власть правителя, основанная на жестокости, на угнетении, на устрашении народа, на полном подавлении прав и свобод человека.(деспотическая власть) – записали в таблицу.
После смерти Цинь Шихуана начались мощные народные выступления. Династия Цинь была свергнута в 207 году до н. э.
- Сколько лет правила династия? (14 лет)
На смену ей пришла новая династия Хань, которая пошла на некоторые уступки народу. Китайскими археологами в 1974 г.была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» — 6 тыс. глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке, которые должны были охранять покой своего господина.
- Что положительного дало китайцам объединение страны в единое государство? ( прекратились войны между жителями страны, принята единая система мер и весов, единая денежная система, которая облегчила торговлю людей, построены хорошие дороги, укрепление границ, ВКС)
2.Под защитой ВКС проходил главный торговый путь через Азию, который начинался на севере Китая и заканчивался в Риме. Он получил название ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.
- Каким знаком на карте обозначен Великий шелковый путь? (красной линией). По этому пути в разных направлениях двигались купеческие караваны с экзотическими товарами
- Какой товар везли из Индии, Китая, из стран Малой Азии, Восточного средиземноморья ( по карте)
- Почему этот путь получил название «великий» (очень длинный, способствовал укреплению торговых отношений стран Азии и Европы)
- Почему этот путь получил название «шелковый» (начинался в Китае и самым популярным товаром Китая был шелк)
Китай являлся единственным производителем шелка в мире. Шелкопряд, из коконов которого получают шелк, водится и в Индии, но только в Китае стали заниматься его массовым разведением. И только китайцы владели секретом его изготовления. Посмотрим, как производили шелк в Китае.
- Можем это считать достижением культуры Китая?
За многие тысячи лет своего развития китайцы создали удивительную цивилизацию и культуру. Большинство китайских изобретений были заново открыты в Европе только сотни лет спустя.
- Какие изобретения китайцев вам известны? (….) Компас, фарфор, порох, лак, прибор для предсказаний землетрясений, первыми в мире китайцы начали выращивать чай, огромных достижений китайцы добились в области медицины. Именно китайцам мы обязаны тем материалом, без которого не может обойтись ни один ученик. Китайцы изобрели бумагу. В учебнике подробно описано, каким способом получали китайцы бумагу, но мы посмотрим небольшой фрагмент.
А еще мне хотелось обратить ваше внимание на то, что в Китае жил величайший философ, мудрец по имени КОНФУЦИЙ, который жил в 6 веке до н. э. и создал величайшее учение, получившее название конфуцианство. В своем учении он призывал весь китайский народ к человечности и уважению друг друга, особое внимание он обращал на уважение и почитание старших. В кругу семьи почитай родителей, вне семьи почитай старших, будь честен и милостив с людьми, возлюби добро, если, соблюдая все эти правила, ты будешь иметь досуг, используй его для учения.
Чего себе не желаешь, того не делай другим.
- К чему призывает нас это учение Конфуция? (Добро, понимание, чуткое отношение друг к другу, сопереживание – основа человеческой жизни. В любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком – это высшая добродетель)
- Запишите в таблицу, какие достижения в области культуры древнего Китая вам запомнились.
IV. Китай создал удивительную цивилизацию, которая возникла в середине 2 тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ, а позднее в долине реки Янцзы .Длительное время Китайская цивилизация развивалась , не испытывая воздействия со стороны других цивилизаций, т. к. находилась от них за тысячи км за непроходимыми горами.
Китай – это страна, где все уникально, удивительно. В этой стране все величественно и потрясает воображение. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру.
- Выполнение тестового задания по теме урока, самопроверка.
Дракон в Китае – символ добра, мира, благополучия. Я желаю всем мира и благополучия.
Оценивание.
Домашнее задание: §20, в1-5.
Предварительный просмотр:
Из речи государственного деятеля Дун Чжун-шу (II в. до н. э.)
1…При династии Цинь все стало иначе. Поля богатых протянулись и вдоль и поперек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у них (богатых)выгоды от рек и озер, богатство от гор и лесов… Как может бедный люд не страдать?.. Военные и трудовые повинности в 30 раз больше, чем в древности, земельный налог, сборы за соль и железо в 20 раз больше, чем в древности, некоторые крестьяне обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. … Поэтому бедный народ одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней…а жадные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их.
2…При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабынями, которых помещали в общие загоны с лошадьми... В некоторых районах существовал обычай, по которому продавали детей в рабство. Называлось это «закладывать детей» – если через 3 года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом…
Вопрос: .Каковы причины народных восстаний в Китае ?
Из речи государственного деятеля Дун Чжун-шу (II в. до н. э.)
1…При династии Цинь все стало иначе. Поля богатых протянулись и вдоль и поперек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у них (богатых)выгоды от рек и озер, богатство от гор и лесов… Как может бедный люд не страдать?.. Военные и трудовые повинности в 30 раз больше, чем в древности, земельный налог, сборы за соль и железо в 20 раз больше, чем в древности, некоторые крестьяне обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. … Поэтому бедный народ одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней…а жадные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их.
2…При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабынями, которых помещали в общие загоны с лошадьми... В некоторых районах существовал обычай, по которому продавали детей в рабство. Называлось это «закладывать детей» – если через 3 года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом…
Вопрос: .Каковы причины народных восстаний в Китае ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единое государство в Китае
Цинь Шихауан – первый император Китая
Реформы Цинь Шихуана : 1.Раздел страны на 36 областей во главе с наместниками. 2.Едина я письменность. 3.Единая монета. 4.Единые меры веса и длины. 5.Единые законы. 6.Единые образцы изготовления оружия.
Военные походы Цинь Шихуана Юг Север Рис Слоновая кость Рог носорога Жемчуг Экзотические птицы Безопасность границ Расширение территорий
Великая китайская стена
Стена была самой лучшей дорогой в стране
Поселение у Великой Китайской стены IV век до н. э. – XV в н. э.
Вид из сторожевой башни IV век до н. э. – XV век н. э.
Гробница Цинь Шихуана
6-тысячное керамическое войско Воин, готовящийся сразить невидимого врага
Конь из терракотовой армии Цинь Шихуана Воин из терракотовой армии Цинь Шихуана
Великий шелковый путь КИТАЙ Железо, золото, оружие, шелк, лак, ткани, бумага, рис, вино СРЕДНЯЯ АЗИЯ Хлопок, ткани, вышивка, покрывала, лошади ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНО МОРЬЕ Золото, серебро, кедр, стекло, хрусталь ПЕРСИЯ Оружие, древесина, хлопок, драгоценности ЮГО - ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Стекло, жемчуг, ювелирные изделия ИНДИЯ Железо, медь, олово, свинец, ковры, благовония, пряности, перламутр, рог носорога, ткани АРАВИЯ Жемчуг, кораллы, благовония МАЛАЯ АЗИЯ Металлы, ткани, ювелирные изделия
Китайский мудрец Конфуций В кругу семьи почитай родителей, вне семьи почитай старших, будь честен и милостив с людьми, возлюби добро, если, соблюдая все эти правила, ты будешь иметь досуг, используй его для учения. Чего себе не желаешь, того не делай другим .
Единое государство в Китае образовалось: а ) в X веке до н. э. при царе Давиде б) в 221 году до н. э. при Цинь Шихуане в ) в начале VII век при Синнахерибе г) в XIV век при царе Эхнатоне
Великая китайская стена возводилась с целью: а) защиты Китая от кочевников б)прославить китайских мастеров в) построить лучшую дорогу в мире г) прославить Цинь Шихуана
К уважению старших и человечности китайцев призывал: а) Конфуций б ) Гаутама в) Ин Чжен г ) Ашока
Изобретениями китайцев являются: а ) бетон б)пурпурная краска в )шелк г)папирус д )бумага е) компас ж )клинопись
Длина Великой китайской стены: а) более 3 тысяч км. б ) более 4 тысяч км. в) более 9 тысяч км. г ) более 2 тысяч км.
Ответ: - б 2) – а 3) – а 4) –в, д , е 5) - б
Оцени свой ответ: «5» – все ответы правильные «4» – одна ошибка «3» – две ошибки
Мира, добра и благополучия !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории Древнего мира для 5 класса
Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...
технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....
Конспект урока по истории 5 класс " Единое государство в Китае"
Конспект урока истории 5 класс построен с учетом ФГОС-2...
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...
Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"
Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...