Конспект урока по истории 5 класс " Единое государство в Китае"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Савватеева Любовь Владимировна

Конспект урока истории 5 класс  построен с учетом ФГОС-2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока233.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории  5 класс

Тема

Единое государство в Китае

Цель

Изучить один из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.

Задачи

1. Определить причины объединения Китая..

2.Дать характеристику первому правителю Древнего Китая

3. Познакомиться с  памятниками ,открытиями и изобретениями  древних китайцев; 

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание: древнейшее государство Китай, обработка железа, образование, объединение страны, армия, первый правитель, государственные преобразования, смена династии, изобретения и архитектура.

Понятия: конфуцианство, арбалет, Терракотовая армия, Великий шелковый путь, Великая Китайская стена.

Планируемые результаты

Личностные

  • Формирование   практической  и личностной значимости изучаемого материала;
  • Выявление  пробелы в своих знаниях и устранять их

Метапредметные

Познавательные:

  • разделять процесс на этапы;
  • выделять характерные причинно-следственные связи
  • продолжить развитие  интеллектуальных умений (анализировать, строить рассуждения, сравнивать)

Регулятивные:

  • согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
  • оценка своих учебных достижений;
  • умение выполнять учебные задания в соответствии с планом

Коммуникативные:

  • умение работать в парах;
  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
  • умение работать в атмосфере сотрудничества

Предметные

Называть:  особенности образования государства, быта, религиозных воззрений, открытия  и изобретения древних китайцев

 определять на карте местоположения Древнего Китая;

описывать государственные преобразования , личность первого правителя ,достижения древних китайцев;

характеризовать историческое значение развития Древнего Китая.

Оборудование:

 Карточки с заданиями, иллюстрации « Войны Китая», «Великая Китайская стена», « Изобретения китайцев» карта Древнего Китая .

Ресурсы (основные/дополнительные)

- учебник История Древнего мира ,5 класс

- презентация к уроку

-, групповые задания.

- раздаточный материал к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Организационный момент

Цели деятельности

Содержание этапа

Планируемый результат

  • психологический настрой учащихся;
  • обеспечение нормальной (рабочей, доброжелательной) обстановки на уроке.
  • Приветствие

1.Мотивирование к учебной деятельности

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь»( пословица)

Красивая пословица?

Как вы ее понимаете ?

 Как эти слова относятся к нам?

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 

Личностный:

  • готовность школьников к восприятию нового материала
  • создать у школьников направленность на учебную работу,
  • стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым
  • появление интереса к изучаемой теме

Метапредметный: подготовка рабочего места

II этап. Проверка усвоения ранее полученных знаний

Цели деятельности

Содержание этапа

Планируемый результат

Выяснение  степени усвоения знаний по темам:

Страны Древнего Востока ( Западная Азия и век железа)

1Мозговой штурм( жетоны за ответ)

1. Фантастическое существо с телом льва и головой человека.(Сфинкс)

2. Кого называли "живые убитые"? (Рабы в Древнем Египте)

3.В какой стане правили фараоны ? ( Египет)

4. Изобретения : стекло, пурпурная краска, алфавит относятся к стране..? ( Финикия)

5.Как называют письменность Вавилона? ( клинопись)

6. Столица Древней Палестины? ( Иерусалим)

7. Место в пустыне, где есть растительность и вода, называется… (Оазис).

8.Как назывался знак письменности древних египтян? (Иероглиф).

9.Гробница египетских фараонов называлась… (Пирамида).

10.Как называлось здание, где люди поклонялись богам? (Храм).

11.Бог Солнца древних египтян (Ра).

12.Имя единого бога Древней Палестины? ( Яхве)

13.Имя царя построившего  Иерусалимский храм? ( Соломон)

14.Царь Вавилона создавший первый в истории свод законов? ( Хаммурапи)

15.Древняя религия Индии?( буддизм)

16.Главные реки Индии ? (Инд и Ганг)

2. Работа в группе

Найдите ошибки в тексте.

«Дорогие ребята, я путешественник, но попал в трудную ситуацию. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находиться  между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить  столицу Индии город Вавилон, увидеть  пирамиду Хеопса и  ворота богини Иштар, а также  искупаться в Иордане. Когда я рассказал о своей мечте другу историку он сказал, что моя мечта никогда не сбудется. Почему?

(Индия не находиться между реками Тигр и Евфрат.  

Столица Индии — Дели.  

Пирамида Хеопса находиться в Египте.

Ворота богини Иштар находиться в Нововавилонском царстве

Река Иордан находиться в Палестине

Личностный:

 проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

  • давать определения понятий:, пирамида, клинопись, пурпур.

Уметь систематизировать раннее полученные знания.

Коммуникативный:

  • умение работать с информацией;
  • умение работать индивидуально ,строить работу в группе.

III этап.  Учебно-познавательная деятельность. Изучение новой темы

Блок А. Мотивация учебной деятельности

Цели деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Мотивирование  учащихся к изучению темы

1.Мотивирование к учебной деятельности – прием «яркое пятно».

- Что объединяет данные названия? (слайд)

Что вы видите необычное?

Какое выделяется?   (Государство –Китай)

- Что будет предметом обсуждения на уроке?(государство Древний Китай, его устройство, особенности правления )(постановка задач урока)

2.Актуализация требований к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”).

-Как вы считаете, данная тема обсуждения  актуальна?

-Важно ли , на ваш взгляд изучать эту страну ?.Почему?

-Имеет ли она отношение к современному миру?

Что мы уже знаем о Древнем Китае?( географическое положение, занятие жителей Китая , главную реку Хуанхэ)

Что мы хотим узнать?

Проблемный вопрос: Можно ли назвать Древний Китай сильным государством?

Личностный:

  • готовность школьников к восприятию нового материала
  • создать у школьников направленность на учебную работу,
  • стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым
  • появление интереса к изучаемой теме

Блок Б. Групповая работа : Начало железного века в Китае

Цели деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

  • определение  последствия появления железа;
  • объяснение значения рек в Древнем Китае
  • составлять рассказ по иллюстративному материалу.

1. Самостоятельная работа

ГРУППА 1( историки)

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте  текст №1( используйте  учебник п.20 стр 115-116,  п.10) и ответьте на вопросы:

1) Почему Китай был объединен только с наступлением железного века?

2)Определите на карте главные реки Древнего Китая .

3)Как вы думаете , чем учение Конфуция привлекло людей? Составьте мини-рассказ о великом мыслителе.

http://civilka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Konfuciy_1.jpg

ЧАСТЬ 2 (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС)

 Появление железа стало причиной укрепления страны?

Какое положение было в Китае до объединения?

ВЫВОД

Личностный: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе работы с различными источниками информации

Регулятивный: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный:

  • умение выполнять учебные задания в паре (группе); умение выступать пред одноклассниками,
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию.

Предметный: Определить последствия железного века

Познавательные: описание результатов работы с моделью и формулировка вывода

Блок В.  Групповая работа: Первый властитель Цинь

Цели деятельности

Формирование  представление об особенностях правления первого правителя Китая.

ГРУППА 2

ЗАДАНИЕ

Прочитайте предложенный текст №1  ( используйте текст учебника п 20  стр 116-117)  

  1. Покажите на  на карте границы территории империи Цинь, город Саньян?
  2. Назовите  преобразования в стране , которые провел Цинь Шихуан, какие можно назвать положительные , какие отрицательные?

3.Рассматрите иллюстрацию: «Войны Китая», опиши вооружение и войнов. .

http://3.bp.blogspot.com/-64ubzdooKrE/T6FZyATKL0I/AAAAAAAAA9Q/zjoQAIP5Umg/s1600/ancient-chinese-warriors-of-the-qin-dynasty-under-the-emperor-qin-shi-huangm-during-the-qins-wars-of-unification.jpg

ЧАСТЬ2 (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС)

??? Можно ли назвать Цинь Шихуана крупным реформатором  и полноправным единоличным правителем Китая?, Почему?

ВЫВОД

Личностный: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе работы над проблемной ситуацией

Регулятивный: умение выполнять учебное задание в соответствии с заданием.

Коммуникативный:: умение выполнять учебные задания в паре (группе); умение воспринимать и перерабатывать информацию.

Предметный: знать названия рек и столицы Китая. Давать определения понятиям

Коммуникативный: сравнивать, реформы в Китае, выделять положительные и отрицательные стороны.

Физминутка

Блок Г.  Групповая работа : Великая Китайская стена и изобретения китайцев.

Цели деятельности

Учебные задания

Выяснить цель строения Великой Китайской стены, определить значение изобретений.

ГРУППА 3

ЗАДАНИЕ

Прочитайте предложенный текст №1 ( используйте  учебник п.20 стр 118-120)  и рассмотрите иллюстрацию.

 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=35799edd51e67516f30c99cc9f3f0bf6-sr&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a36de73836fba52ae4d6da59168323b7&n=13

Ответьте на вопросы

2.С какой целью стоилась Великая Китайская стена?

3.Какими силами ее построили?

3.Покажите на карте Великую китайскую стену.

3.Почему государство Цинь так быстро погибло?

4. Какие изобретения принадлежат    китайцам , какой вклад они внесли в культуру ?.

ЧАСТЬ2 (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС)

???Можно назвать Великую Китайскую стену « великой» ?.Почему?

Можно назвать китайских ремесленников  великими мастерами.?

ВЫВОД:

Личностный: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе работы над проблемной ситуацией

Регулятивный: умение выполнять учебное задание в соответствии с заданием.

Коммуникативный:: умение выполнять учебные задания в паре (группе); умение воспринимать и перерабатывать информацию

 Предметный: знать изобретения и достижения древних китайцев.

IVэтап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Планируемый результат

  • установление  степени усвоения темы;
  • стимулирование  интереса к выполнению заданий частично-поискового и эвристического  характера;
  • формирование умения  школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

Составление ментальной карты- продукт урока ( Из предложенных картинок составляем коллективную карту и определяем основные моменты)

Вопросы: стрелками красного цвета укажите моменты, которые не совсем для нас раскрыты и требуют  дальнейшего  изучения.

Стрелками синего цвета –моменты, которые мы с уверенностью можем назвать изученными.

Стрелками зеленого цвета –моменты которые даже весь современный мир использует .

Личностный: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Предметный: ориентация в изученном материале

Познавательный:

- умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания

Регулятивный:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный:

- умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

IVэтап. Подведение итогов урока

Цели деятельности

Планируемый результат

  • формирование умений  подводить итоги, выделять главные мысли урока
  • планирование  действия учащихся  в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности

Выводы: возвращаемся   к нашему проблемному вопросу : Можно ли назвать Древний Китай сильным государством?

(Ответы детей).

Самооценка. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Личностный: творческое отношение к процессу выполнения заданий

Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с целью

Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результатов  

Познавательный: умение анализировать и делать выводы              

V этап. Домашнее задание.

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Формирование навыков:  самоконтроля овладения учебным материалом,

степени усвоения нового материала, соотносить полученный результат с поставленной целью,

оценивать результат учебной деятельности.

Домашнее задание:

Основное: изучить §20

На выбор: а)Нарисовать дворец Цинь Шихуана, б) Сообщение « Как живет современный Китай»

.

Личностный: ответственное  отношение к процессу обучения

 Предметный:  

Познавательный: умение использовать методы решения задач

Регулятивный:

умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

VI этап. Итог урока

Цель деятельности

Планируемый результат

Формирование навыков:  самоконтроля овладения учебным материалом,

степени усвоения нового материала, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Китай - это своеобразная страна с особой культурой, страна, в которой были сделаны многие открытия и изобретения, использующиеся до сих пор во всем мире: бумага, лошадиная упряжь, шелк, китайская медицина, осевой руль, фарфор, компас, порох и многое другое.

Ну а завершить наш урок мне хочется стихотворением:

Прекрасная страна, Китай

 И чудный в ней народ,

Свой путь он избирает сам

 О нём он и поёт Великий, мудрый Лао Дзы

 Познал священный путь,

Он дверь открыл перед тобой

Осталось лишь шагнуть

Будь смел, иди вперёд, дерзай

 Осиль тернистый путь...

 Поэтом стань, познай себя,

 И ты познаешь суть.

Спасибо за урок

Личностный:

  • позитивный эмоциональный настрой учащихся,
  • использование различных ресурсов,
  • личная значимость изученного материала

Познавательный:  умение                            

Характеризовать свое эмоциональное состояние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Класс: 5

Конспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Конспект урока в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Конспект урока по истории России в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"   на уроке использованы приемы технологии критического мышления....

Урок истории Древнего мира 5 класс Единое государство в Китае

Тема урока раскрывается на основе анализа исторических документов, анализа иллюстративного материала, просмотра видеофрагментов, работы с картой.Формы и методы работы способствуют формированию УУД....

План-конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства" 6 класс

План-конспект урока для 6 класса по учебнику Павленко Н.И....

План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"

Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...