Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Греко-персидские войны"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Технологическая карта урока истории предназначена для изучения материала по истории Древней Греции, посвященному борьбе греческих полисов в ходе Марафонской битвы. Учащиеся научатся  проводить  причинно-следственную связь, пользоваться историческими источниками, работать с исторической картой .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Приложение № 1

Задание к кроссворду:

  1. Совет знати в Афинах
  2. Илот в Спарте
  3. Простой народ в Греции
  4. «Долговой» ………………
  5. Основатель, руководитель отъезда греков за море.(ойкист)

 1    

г

2

р

3

е

4

5

к

о

                         

Задание к кроссворду:

  1. Город-государство в Греции
  2. Как называется Совет знати в Афинах
  3. Правитель, высшее должностное лицо
  4. Правитель в Афинах, отменивший долговое рабство
  5. Рабы в Спарте, зависимое население
  6. Камень, который ставили на участке должника
  7. Как называли знатных людей в Греции
  8. Власть народа называется…
  9. Тяжеловооруженный воин в Греции
  10. Простой народ в Аттике

                  1

П

2

Е

3

Р

4

5

6

С

И

          7

Д

С

8

К

9

И

                     10

Е

Задание к  кроссворду:

  1. Сельскохозяйственная культура в Греции из которой делали вино.
  2. Зависимое население в Спарте, рабы.
  3. «Основатель», руководитель отъезда греков из полиса.
  4. Поселение, основанное на чужой территории
  5. Главный полис в Аттике

1

В

2

О

3

Й

4

Н

5

Ы

                                                                                 Приложение № 2

             

          Таблица:   Участники Марафонской битвы

Соперники

      Количество

           воинов

Полководцы

      Потери

Афины

Афины – 10.000

Платеи – 1.000

Итого: 11.000 чел.

Мильтиад

192чел.

Персия

       60.000 чел.

Дарий Первый

Датис

6.400 чел.

                                                                               Приложение № 3

                                    Закрепление :

Впишите пропущенные слова в предложении.  

В конце ………..века до н.э.  персидскому царю …………… удалось захватить расположенные на побережье Малой Азии богатые греческие острова в Эгейском море.  Летом ………….года до н.э. многочисленный персидский…………. пристал к берегам Аттики близ ………………….. .   Афиняне направили в …………

и другие греческие города гонцов с просьбой о помощи. На призыв откликнулся лишь небольшой городок ………………..  Всего набралось ...........тысяч тяжеловооруженных воинов.  Возглавил войско опытный ………………… Мильтиад.

        Греков было мало, но силы им придавало то, что они сражались за свою …………………….. .   Афиняне ликовали – победа! С этой вестью был отправлен самый быстроногий гонец. Он пробежал все …………. километра, отделявшие ……………….. от Афин без отдыха. Добежав, гонец успел лишь крикнуть: « …………………………………………………………………….» - и с этими словами упал замертво.



Предварительный просмотр:

МБОУ  «Средняя общеобразовательная Ивановская школа»

Разработка  урока  истории в 5 классе

тема: «Греко-персидские войны»

учитель истории

Львов Игорь Владимирович

Урок №41

Тема: Греко-персидские войны.

Цель:  1.Показать героическую борьбу греков против персидского нашествия, подвести обучающихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

Метапредметные умения:

- Развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

- Ставить учебную задачу под руководством учителя;

- Выявлять причинно-следственные связи;

- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Оборудование:  Карта, учебник под ред. С.В.Колпакова,  Н.А.Селунской  «Всеобщая история.  История Древнего мира»  М.  издательство «Дрофа», тетради, компьютер, презентация, раздаточный материал.

                                                                                             Технологическая  карта  урока  №41

Этап урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I этап.

Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

Я  рад видеть улыбки на ваших лицах! Это значит ,что у вас хорошее настроение . Надеюсь, что в конце урока оно останется таким же. Садитесь.

Проверяется готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Настраиваются на урок

Коммуникативные  (К) УУД:

Самоорганизация к уроку

Регулятивные (Р) УУД:

Волевая саморегуляция

II этап.

Проверка домашнего задания

Цель: Актуализация знаний и фиксация затруднений

Предлагает повторить п.31  и карту на с.128 учебника «История древнего мира»  5 класс, под редакцией С.В.Колпакова ,  Издательство «Дрофа»

Предлагает индивидуальные задания:

1 . работа с картой на ПК ( электронное приложение к учебнику)   - перечислить колонии, открытые греками.

2. Работа с историческими терминами и понятиями ( на доске даны 5 терминов- задание: дать определение)

Афины; Колония; Солон; Варвары; Демос

3. Также в начале урока одному ученику дается опережающее задание – с помощью рис. на с.134-135  -  составить рассказ-описание о вооружении греческих воинов

1. выполняют задание – показ греческих колония в Средиземном море на интерактивной доске.

2. Обосновывают выбор правильного ответа:

Афины – столица Аттики

Колония – поселение, основанное мореплавателями в чужих землях.

Солон – правитель Афин, заложивший основы демократии

Варвары- так греки называли племена, не говорившие на греческом языке.

Демос- простой народ в Греции

Производят самоконтроль

3. Составляет рассказ по заданию, отвечает на вопросы.

(Р) УУД:

Репродукция знаний, умение отвечать на вопрос

(К) :

Умение слушать и выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные (П) УУД:

Формирование

мыслительных операций

III этап

Целеполагание.

1.Подведение к теме урока

Учитель делит класс на 3 группы, назначается старший группы. Каждая группа получает задание – разгадать кроссворд и найти ключевые слова ( смотри Приложение №1)

Подводит к формулировке темы урока

Работают в группах , отгадывают кроссворды, находят ключевые слова, определяют тему урока:

«Греко- персидские войны».

( Р ):

Исследование условия учебной задачи.

IV этап

Актуализация знаний.

Предлагает ответить на вопросы с помощью карты  на с.133 в учебнике: 1. Найдите на карте Персидское царство?

2. Найдите на карте Грецию?

3. Сравните владения персов и греков?

Работа с картой  «Греко-персидские войны»

Диалог с учителем

( Р ) УУД:

Умение отвечать на вопросы и сравнивать.

Физкультминутка

V этап

Изучение нового материала.

Цель- Сформировать представление у обучающихся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу

Поиск ответов на вопросы

На доске – тема урока, учебные вопросы: а).Начало войны

б). Марафонская битва, её итоги.

 новые слова: стратег; фаланга, Мильтиад, Марафон

Дается задание на урок: Найти ответ на вопрос – Что помогло грекам победить сильного соперника?

Беседа с учащимися, работа с п. 1  учебника- задает вопросы:

  1. Какие крупные государства покорили персы?
  2. К границам какого государства приблизились персы?
  3. Почему персы стремились к новым завоеваниям?

Предлагает задание – с помощью учебника найти определение новых терминов:

- Греко-персидские войны

- Стратег

- Фаланга

- Мильтиад

- Марафон

Задание классу ,чтение вслух отрывка на с.132 – составить вопросы по прочитанному тексту

Предлагается составить в тетради таблицу (заполняется по ходу урока) – смотри Приложение №2

Запись в тетрадь задания- ответ в конце урока  

Диалог с учителем., ответ на вопросы:

  1. Мидию, Лидию, Египет
  2. К границам Египта
  3. Новые земли, богатства были нужны персидской знати

-Греко- персидские войны – войны между Персией и древнегреческими  городами

 -государствами, отстаивавшими свою независимость

- военачальник в Древних Афинах

- длинный строй воинов из 8 рядов

- полководец греков

- маленькая деревня в 42 км от Афин

Читают текст ,составляют вопросы:

- Какой город прислал помощь Афинам? – (ответ: Платеи)

- Какого вида войск не было у греков? – ( ответ: конница)

Работа на уроке , заполнение таблицы

Сообщение ученика о вооружении греческого воина, сравнивание  с вооружением персов

( П ) УУД:

Умение находить и выделять необходимую информацию

(Р) УУД:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Составление

вопросов

( П ) УУД

Поиск информации для составления таблицы

( К ) УУД

Умение составлять рассказ и выражать свои мысли

VI этап Первичное закрепление знаний и умений

Вопрос классу – С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

- когда была Марафонская битва?

Ответ : стратег; фаланга; Мильтиад

- в 490 году до н.э.

( Р ) УУД

Умение  отвечать на вопросы

VII этап

Информация о домашнем задании

Подготовить сообщение о подвиге афинского юноши. принесшего весть о победе в Марафонской битве

Выполняют самостоятельную работу

( К ) УУД

Самостоятельно и точно выражать свои мысли

VIII этап

Рефлексия

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

Закрепление изученного на уроке,  вопросы к классу:

- Назовите временные рамки греко-персидских войн?

- Для кого война была захватнической , а для кого – оборонительной?

- Каков итог Марафонской битвы?

- Что помогло грекам победить сильного противника?

(Ключевой вопрос, обозначенный в начале урока)

Раздача заданий по рефлексии (смотри Приложение №3), подведение итогов

В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

          «Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава,

            Здесь поразили они гордые персов войска

           Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

            Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать

Наш урок подошел к концу

- Что вам понравилось?  

в своих тетрадях поставьте смайлик:

  -если всё понятно – то весёлый смайлик!

 - есть затруднение – то грустный смайлик..

Отвечают на вопросы:

- 500-479гг.до н.э.

- персы были захватчиками, а греки защищали свою Родину.

- греки одержали победу-

Ответ ( Помощь жителей г. Платеи; Мужество, храбрость греческих воинов; талант  военного предводителя Мильтиада; греки защищали свою Родину, что давало им силы для борьбы.)

Выполняют задание, записывают в тетрадь итог: - После Марафонской битвы персы перестали считаться непобедимыми.

( Л.)

Учение  оценивать себя

( П )

Умение контролировать

и оценивать процесс и результаты деятельности

( К.)

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умение слушать и понимать речь других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"

Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....

Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса

Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

технологическая карта урока по всеобщей истории 6 класс "Столетняя война"

Педагогические целиСоздать условия для формирования представлений о причинах, ходе и результатах Столетней войны, охарактеризовать роль  Жанны д’Арк в освобождении Франции, познакомить с по...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне»

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне» по учебнику .А. Соловьева, А.П. Шевырева"...

Технологическая карта урока истории, 9 класс. Тема: Первая мировая война.

Цель урока: Раскрыть причины Первой мировой войны.Задачи урока:Образовательная: анализ причины и итоги первой мировой войны, гражданской войны; характеристика основных событий, оценка действий участни...