Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта и конспект урока по теме "Начальный этап Столетней войны". | 731.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по всеобщей истории для 6 класса.
Тема урока | Начальный этап Столетней войны (1337 – 1360) | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | подвести к осознанию взаимосвязи военных успехов англичан на первом этапе Столетней войны с системой комплектации и вооружения их армии, избранной ими военной стратегией и личностью Эдуарда III. | ||
Образовательные | Учебни Учебник : Годер Г.И. Ртищева Г. А. История средних веков 6 класс, М, 2002, 33,с. 249-255. Атлас по истории средних веков, М, 2007, с. 28-30. Школьная учебная карта Европа в XIV-XV веках. Миниатюры XV века из фламандской рукописи («Хроники» Ж. Фруассара): Эдуард III, король Англии; Разграбление города во времена Столетней войны; Английский лучник и французский арбалетчик; Осада англичанами г. Турне; Битва при Креси; Битва при Пуатье; Деталь миниатюры XIV века «Шесть граждан Кале перед Эдуардом III». Огюст Роден «Граждане Кале». Презентация по теме: «Столетняя война (первый этап)», разработанная учителем. Книги для учителя: Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии, М, 2002, с. 114-219. Бёрн А. Битва при Креси, М, 2004. Брайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии, СПб, 2001, с. 219, 261-289,361-371. Дельбрюк История военного искусства, том 3 Средневековье, СПб, 1996, с. 283-291. Перруа Э. Столетняя война, СПб, 2002. Хроники и документы времён Столетней войны, СПб, 2005, с. 82-83, 97, 100, 104, 208-212. | ||
План урока (основные вопросы изучения материала) | I. Столетняя война - крупнейший военный конфликт Средневековья. II. Причины Столетней войны: 1. Политические (спорные территории как препятствие на пути создания единых государств); 2. Экономические: а) конфликт из-за юго-западных земель: Гаскони, Аквитании и графства Тулузского; б) соперничество из-за богатой Фландрии. III. Династический кризис во Франции как повод к Столетней войне. IV. Стратегия английского командования: 1. Сущность стратегии; 2. Цели и итоги. V. Сравнительная характеристика вооруженных сил Англии и Франции: 1. Преимущества английской армии: а) дисциплинированность; б) подчинение всей армии лично королю; в) согласованность действий рыцарей и пехотинцев; г) искусство английских лучников; д) богатый опыт боевых действий; е) наличие сильного флота; ж) использование артиллерии. 2. Недостатки французской армии: а) недисциплинированность; б) отсутствие единого командования; в) принижение роли пехоты в сравнении с конными рыцарями; г) слабые стороны арбалета; д) недостаток опыта боевых действий. 3. Оценка возможностей английской и французской армий. VI. Битва при Креси: 1. Личность Эдуарда III; 2. Стратегические позиции сторон; 3. Ход битвы; 4. Причины поражения французской армии. Значение битвы. VII. Ход Столетней войны после 1346 года: 1. Осада Кале; 2. Победа англичан при Пуатье. VIII. Итоги первого этапа Столетней войны: 1. Причины военных успехов англичан; 2. Мир в Бретиньи: разрешение англо-французского конфликта или повод к новому этапу войны?
| ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия и термины | Династия, повод к войне, причины войны, военная стратегия, арбалет, осада, договор. | ||
Основные даты | 1337-1453 – Столетняя война между Англией и Францией; 1346 г. – поражение французов в битве при Креси; 1356 г. – разгром французской армии при Пуатье; 1360 г. –заключение мирного договора в Бретиньи. | ||
Персоналии | Эдуард III – английский король, Филипп VI Валуа – французский король. | ||
Домашнее задание | & 33 пересказ, контурная карта с. 12, левая, задания 2,3. Конкурс на лучший кроссворд по I этапу Столетней войны (10 слов). | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
а) запомнят алгоритмом изучения войн; б) осознают неизбежность конфликта между Англией и Францией к 1337 году; в) поймут политические и экономические причины Столетней войны; г) осознают сильные стороны военной стратегией английского командования, организации и вооружения её армии на первом этапе войны; д) будут иметь представление о сражениях первого этапа войны: битве при Креси, осаде порта Кале, сражении при Пуатье. ж) осознают неизбежность второго этапа войны между Англией и Францией; з) актуализируют и углубят понятия: война, причины войны, повод к войне, династия, арбалет. | Познавательные: а) продолжат формирование умения работать с исторической картой, ориентирования по ней; б) продолжат формирование умения отвечать на вопросы учителя, обобщая известную информацию, делать выводы, рассуждать. в) научатся структурировать учебный материал, читать династические схемы, работать с наглядностью (миниатюрами) как с историческим источником; г) продолжат формирование умения работать с текстовым историческим источником (отрывками из средневековых хроник); д) научатся сравнивать данные разных исторических источников, выявлять их сходство и различия. е) продолжат формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: продолжат учиться взаимодействовать друг с другом; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером. Регулятивные: смогут принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия | Сохранят мотивацию к учебной деятельности; осознают, что перед угрозой вторжения сильного внешнего врага всей стране следует действовать сплоченно; станут уважительно относится к странам, ведущим освободительную войну и негативно – к странам-агрессорам; осознают губительность войн как разрушителей человеческих судеб, стабильности и порядка. |
Конспект урока по теме Начальный этап Столетней войны (1337 – 1360)
Ход Ход урока | Деятельность учащихся |
акаждой из Англии и Франции?
■ Предположите, опираясь на карту в атласе (с. 29), какие задачи могли ставить перед собой английский и французский короли в подобных условиях? К каким последствиям во взаимоотношениях этих двух стран могло привести осуществление названных вами задач? Действительно в 1337 году между Англией и Францией началась самая длительная в истории Европы война – война, которую историки называют Столетней. Давайте запишем в тетрадях тему нашего сегодняшнего и последующих уроков: «Столетняя война между Англией и Францией» и в скобочках укажем её хронологические рамки: (1337-1453). ■ В каких веках она происходила? ■ О чём, на Ваш взгляд, мы будем сегодня говорить? Предложите вопросы, на которые Вам бы хотелось узнать ответы в ходе урока. На все эти вопросы мы вместе попытаемся ответить, тем более что предложенные Вами вопросы совпадают с традиционным планом изучения войн. Поскольку для нас с Вами это первый опыт рассмотрения подобной темы, запишем в тетрадях алгоритм изучения войн: 1. Хронологические рамки; 2. Причины и повод; 3. Участники; 4. Ход войны; 5. Итоги. ■ С хронологическими рамками мы определились: 1337-1453. Теперь нам предстоит разобраться с конкретными причинами и поводом к войне. Для этого, работая в парах с карточкой № 1, попытайтесь выделить, какие из перечисленных фактов послужили причинами войны, а какой из фактов иллюстрирует повод к ней? Будьте готовы объяснить свой ответ. (Вспомните наш разговор о причинах и поводе к Троянской войне в 5 классе) ■ Что позволило Вам рассматривать притязания Эдуарда III на французскую корону как повод к войне? Вы верно отметили, что претензии Эдуарда III на французский престол и явились поводом к началу Столетней войны. ■ Рассмотрите династическую схему, помещенную на доске. Кто может напомнить, что такое династия? ■ Опираясь на схему, выясните, на каких основаниях английский король заявлял о своих правах на французский престол? Казалось бы, вполне законные основания, однако известно, что французские феодалы отказали Эдуарду и избрали на трон двоюродного брата последних Капетингов Филиппа VI Валуа (т. е. родственника в 4 степени). ■ Как Вы думаете, почему французы отказали Эдуарду III? Французские сеньоры отказали Эдуарду III (сыну дочери Филиппа IV Красивого Изабеллы), сославшись на древний закон франков «Салическую правду», согласно которой наследование земли по женской линии было запрещено. В 1337 году Эдуард III с войском высадился в Нормандии. Столетняя война началась. Продвижение английской армии было стремительным, многие территории почти без боёв подчинялись английскому королю. ■ Как же действовали англичане на французской территории, какую стратегию они разработали для ведения войны? Для того чтобы выяснить это, обратитесь, пожалуйста, к историческому документу (карточка № 2), познакомьтесь с рассказом современника событий Жана Ле-Беля. ■ Какие цели, на ваш взгляд, преследовали англичане подобными действиями? Как бы мы с Вами не относились английской стратегии, она достигла планируемого результата. К 1346 году англичане подошли к самому Парижу! Но только ли в стратегии дело?! Быть может, в чём-то ещё?! У нас есть уникальная возможность подслушать диалог между представителями враждующих сторон. Они беседуют о своих армиях. А мы с Вами можем оценить, чья же военная организация была более сильной. Чтобы ярче представить наших героев в качестве средневековых воинов рассмотрите средневековые миниатюры. ■ Итак, чья же армия, на ваш взгляд, имела большие шансы на успех в Столетней войне? Почему? ■ Что же такое арбалет? Кто может предложить самое точное определение, которое мы могли бы записать? (см. иллюстрацию на с.250 учебника) Выбранная англичанами стратегия и организация их войска обеспечивали им успешное продвижение по французской территории. Однако, как вы знаете, ни один лук не выстрелит без лучника и ни одна армия не ринется в бой без приказа командира. И кто знает, как сложился бы для англичан первый этап Столетней войны, ни находись у власти благородный король Эдуард III (найдите его изображение на одной из миниатюр). Ещё юношей он проявил в себе задатки храброго и умелого полководца. Он не боялся невзгод и во время военных походов мог запросто лечь спать на тюфяке рядом со своими воинами. Бесстрашие в бою и щедрость по его окончании снискали ему любовь и преданность солдат и славу истинного рыцаря. Военный гений Эдуарда III наиболее ярко проявился в битве при Креси. Найдите это местечко на карте в атласах с. 30. В конце августа 1346 года английский король решил занять удобную позицию на горном хребте на пути следования французских войск. Он не был уверен, что французы примут вызов и нападут на него. Для сомнений были реальные основания: Филипп VI часто колебался в прошлом – и мог опять не решиться на сражение. Тем не менее, у Эдуарда всё было готово. Подступы к позициям англичан, а они, напомню, расположились на возвышенном месте, с 3-х сторон были защищены рекой, лесом и крутым склоном. Каждый солдат точно знал, какое место должен занять к началу битвы. Лучники также были готовы – в небольшие углубления в земле они вложили запасные стрелы. Ведь за несколько минут каждый лучник расстреливал от 24 до 48 стрел. Английские рыцари спешились, чтобы поддержать пехотинцев. Филиппа VI ждал сюрприз: разведка очень поздно сообщила ему о близком расположении соперника. Нужно было решить: принять вызов сразу или ждать до следующего дня. Ставка была очень высока – французская корона, а воины не были готовы. Отрядам приказали остановиться. Однако импульсивные французские рыцари, уверенные в собственных силах, игнорировали приказ и устремились в атаку. И сразу же оказались под градом английских стрел. Французские арбалетчики стали отступать. Одновременно, тесня своих же воинов, в бой вступили тяжеловооружённые французские всадники. Возможно, если бы все они бросились на англичан одновременно, то английские стрелы вряд ли сдержали бы приступ. Но…французы наступали недисциплинированно, отдельными отрядами по мере прибытия на поле сражения. Ближе к полуночи, осознав невозможность победы, Филипп VI с небольшой свитой покинул поле сражения. Битва при Креси была проиграна французами. Давайте запишем и запомним важную дату из истории Столетней войны -1346 год – победа англичан в сражении при Креси. Победа при Креси дала возможность Эдуарду III направиться к Кале – важнейшему порту на северном побережье Франции. ■ Используя карту в атласе на с. 30 объясните, в чём причина столь пристального внимания англичан к Кале и желания им обладать? Известно, что осада города Кале продолжалась целых 11 месяцев! Задумайтесь, 11 месяцев – это ведь почти год. И весь этот год в городе находились люди; им не хватало дров для отопления, теплых вещей, еды. Голод вынуждал есть лошадей, кошек и собак. Только один раз за все эти долгих 11 месяца в Кале сумел прорваться французский корабль, доставивший оружие и продовольствие. Но это была капля в море! В дальнейшем англичане были бдительнее, охраняя все возможные подступы к Кале. ■ Чем же завершилось это неравное противостояние? Чтобы выяснить это 1-й вариант прошу обратиться к детале средневековой миниатюры «Шесть граждан Кале», а 2-й вариант к карточке № 3 в распечатке: сообщению современника. ■ Согласен ли 2-й вариант с предположениями 1-го варианта? Я не случайно разделила вас на варианты. Очень часто исторические источники могут содержать ложную информацию. Это может быть связано с пристрастиями их авторов или, чаще при работе с миниатюрами, мы сами можем ошибаться, ведь пояснений к изображению у нас нет. В данном случае, сопоставив источники, мы можем утверждать, что город действительно был вынужден сдаться англичанам. Подвиг граждан Кале был столь ярким, а их поведение во время осады столь мужественным, что даже спустя века французы о нём не забыли. В XIX веке скульптор Огюст Роден в память об этом создал скульптурную группу «Граждане Кале» (См. иллюстрацию в распечатке). В 1356 году в сражении при Пуатье (найдите этот город на карте в атласе с. 30) французы вновь были разгромлены. Французский король, к тому времени уже Иоанн Добрый, попал в плен. Запишем в тетрадях 1356 год – победа англичан в битве при Пуатье. В этих условиях Франция в 1360 году была вынуждена подписать мирный договор с Англией, по которому уступала ей 1/3 своей территории. I этап Столетней войны, таким образом, был завершён. О II, заключительном этапе, мы с Вами поговорим уже на следующем уроке. ■ Предположите, кто же станет победителем в Столетней войне? Кто считает, что англичане? Почему? А кому кажется, что победа достанется французам? Однако об этом мы с Вами узнаем уже на следующем занятии. Запишем домашнее задание: & 33 пересказ, контурная карта с. 12, левая, задания 2,3. Конкурс на лучший кроссворд по I этапу Столетней войны (10 слов). | Ппрпрпрр ▪ Англичанам утраченные земли на территори территории Франции; французам - английское английское присутствие на континенте континент ▪ Английский король желал вернуть утраченну Аквитанию и часть Нормандии, а Францу французский – изгнать англичан с французск собственных земель. Решение этих задач могло привести А к войне. ав▪ ▪ Делают записи в тетрадях ▪ В 14-15 веках.
▪ Почему началась война? Между кем происходила? Как были вооружены представители враждующих армий? Кто командовал армиями? Какие битвы происходили? Чем закончился первый этап войны? Делают записи в тетрадях ▪ В предложениях № 1, 2, 4 раскрыты причины Столетней войны, а предложение № 3 иллюстрирует повод к войне. ▪ Повод к войне – конкретное событие, которое подталкивает страны к войне (в данном случае это смерть последнего из прямых законных наследников французской короны) Причины войны – цели, которые ставят перед собой страны-участницы войны. ▪ Династия – ряд правителей из одного рода или одной семьи, сменявших друг друга на престоле. ▪ Эдуард III претендовал на корону Франции на правах внука Филиппа IV Красивого и племянника последнего из французских королей из династии Капетингов. ▪ Эдуард был иностранцем, давним врагом Франции, а потому обладание им французской короной могло угрожать независимости Франции. ▪ Грабили мирное население, поджигали постройки, уводили в плен, пытаясь спровоцировать французов на ответные действия. ▪ Ослабить французов в экономическом отношении, дезорганизовать их войска, вынудить Филиппа VI на сражение или переговоры, решить вопрос о снабжении собственной армии. Двое учащихся представляют подготовленный дома диалог ▪ Английская армия представляется более сильной, так как она была дисциплинированной, подчинялась лично королю, обладала искусными лучниками, хорошим флотом, имела богатый опыт военных действий и опиралась на взаимодействие рыцарей и пехоты во время сражений. Французская же армия, скорее имела больше недостатков, чем достоинств. Она не была дисциплинированной, не имела единого командования и богатого боевого опыта. Французские арбалеты по качеству и скорости стрельбы уступали английским лукам. ▪ Арбалет – железный лук со спусковым крючком и устройством для натяжения тетивы. Записывают определение в тетрадь Работают с картой ▪ Удобное месторасположение для создания английской военной базы и наступления на французские территории. ▪ Граждане Кале были вынуждены сдаться, моля о пощаде. ▪ Французы отдали англичанам меч и ключи от города и попросили о снисхождении для благородных. Делают предположения |
Приложение 1
Текст в помощь учащимся для подготовки к диалогу между представителями враждующих армий.
Армии Англии и Франции накануне Столетней войны.
В Англии долго готовились к войне. К 1337 году англичане сумели создать дисциплинированную армию, подчинявшуюся лично королю, а не многим сеньорам. В походы на французскую землю отправился цвет английских феодалов и много крестьян, составлявших хорошо обученную пехоту, которая во французском войске почти отсутствовала. Английские рыцари и пехота действовали согласованно, поддерживая друг друга. Кроме того, рыцари могли прекрасно сражаться и в пешем строю.
Английские пехотинцы были мастерами стрельбы из прочных деревянных луков; их стрелы летели на 300-400 метров и насквозь пробивали рыцарские доспехи. Лучшие английские лучники могли выпустить 10 стрел в минуту. Между тем, французские феодалы с презрением относились к «мужицкой» пехоте и возлагали надежды на конницу сеньоров и их многочисленных вассалов. В бою французские рыцари редко действовали согласованно. Они не признавали дисциплины: в бою каждый рыцарь действовал самостоятельно и старался выделиться личной доблестью. Ещё меньше рыцари заботились о том, чтобы действовать согласованно с пехотой, обычно состоявшей из наёмников-чужеземцев. В бою они сражались верхом, их главным оружием было тяжёлое копьё, которым они сбрасывали противника с лошади.
Французские лучники были вооружены арбалетами. Оружие это более мощное, чем большой лук, однако имело по сравнению с ним один очень важный недостаток: чтобы зарядить и выстрелить арбалетчик затрачивал в четыре раза больше времени, чем лучник. Кроме того, из арбалета сложнее было попасть в цель, и у него была малая дальность стрельбы.
Английская и французская армии резко отличались по своей эффективности. Опыт французских вооружённых сил был ограничен случайными столкновениями со своими вассалами, особенно в Гаскони; английская армия ко времени начала боевых действий помнила ещё свои успехи в борьбе за присоединение Шотландии. Ко всем этим преимуществам своих войск Эдуард III добавил ещё контрактную систему, пополнив свои вооружённые силы профессиональными солдатами, прекрасно обученными и дисциплинированными. Французская армия могла похвастаться лишь численным преимуществом над войсками противника.
У англичан имелся сильный флот, тогда как Франция обладала лишь немногими наёмными (генуэзскими) кораблями.
Некоторое преимущество англичан сказалось и в том, что у англичан имелась артиллерия, только что начавшая свою историю. Первые пушки, конечно, были ещё очень примитивны, однако неслыханный гром орудий, клубы дыма и языки огня оказывали большое моральное воздействие на войска.
Во времена Столетней войны рыцари обеих армий с головы до ног были защищены латами из закалённой стали. Чтобы смягчить удары вражеского оружия и избежать синяков, под латы надевали безрукавки, сшитые из толстого войлока или 25 слоёв оленьей кожи. В бою рыцари чувствовали себя неуязвимыми.
Приложение 2.
Карточка № 1.
■ Какие из указанных фактов следует рассматривать в качестве причин Столетней войны, а что нужно считать поводом к её началу?
- Конфликт Англии и Франции из-за богатых юго-западных земель: Гаскони, Аквитании и графства Тулузского.
- Взаимные притязания Англии и Франции на Шотландию.
- Смерть в 1328 году Филиппа IV Красивого и заявление английского короля о своих правах на французский престол.
- Соперничество англичан и французов из-за северо-западного графства Фландрии с её богатыми городами, знаменитыми сукноделием.
Карточка № 2.
■ Какую стратегию разработали англичане для ведения войны на французской территории?
■ Какие цели преследовало английское командование подобными действиями?
О том, как король Эдуард впервые вторгся во Францию
«Король Англии и его союзники покинули землю Камбрези, вошли в пределы французского королевства и начали всё жечь и грабить на своём пути. Дойдя до одного аббатства белых монахов под названием Мон-Сен-Жан, они разорили его и заночевали в его округе. Это аббатство находилось неподалёку от Перроны, где тогда расположился король Франции. Однако путь англичанам преграждало всё французское войско и большая река. Благородный король Эдуард и другие сеньоры задержались там на следующий день, поскольку думали, что король Франции, видя, как жгут и опустошают его королевство должен перейти реку и дать им сражение. Однако он со своими советниками рассудил иначе. Утром следующего дня англичане снялись с лагеря и двинулись дальше по-прежнему всё сжигая и разоряя на своём пути. Поражённые и устрашённые таким образом, очень многие жители подчинились англичанам, выплатив им деньги посредством выкупа и согласившись снабдить их деньгами, мукой, овсом и многими другими необходимыми припасами, если они на время прекратят вышеупомянутые преследования. Все, кто стремился обогатиться, награбили огромное количество добычи, ибо страна изобиловала ценным добром…»
Из «Правдивых хроник» Жана Ле-Беля.
Карточка № 3.
■ Осада порта Кале англичанами продолжалась целых 11 месяцев. Прочтите отрывок из исторического источника, выясните чем она завершилась.
«Джон де Виенн, их капитан, открыв ворота города, выехал к королю Англии верхом на маленькой лошадке с верёвкой на шее, и другие горожане и солдаты следовали за ним пешими, с непокрытыми головами и босоногими, с верёвками на шее. Так, выйдя к королю, капитан поднёс ему меч как главному князю войны среди христианских государей и тому, кто отвоевал город у самого могущественного христианского короля из знатного рыцарства. Затем он передал ему ключи от города. Моля о сострадании, он попросил прощения и предложил ему меч мира, посредством которого должно быть дано правильное наказание к низшим и черни и должно быть проявлено снисхождение и мягкость по отношению к благородным».
Из «Оксфордских хроник» Джеффри ле Бейкера.
▲
Эдуард III, английский король
Средневековая миниатюра XV в.
Разграбление города во времена Столетней войны
Деталь средневековой миниатюры XV в.
Английский лучник Французский арбалетчик
◄ Осада англичанами французского города Турне Средневековая миниатюра XV в.
▲
Взятие французского города Кана.
Средневековая миниатюра XV в.
Битва при Креси 1346 г.
Средневековая миниатюра XV в.
◄ Битва при Пуатье
1356 г.
Средневековая
миниатюра XV в.
◄Чёрный принц (Сын Эдуарда III)
Средневековая миниатюра XV в.
Шесть граждан Кале перед
Эдуардом III
◄ Деталь миниатюры XIV в.
Скульптурная группа Огюста Родена «Граждане Кале» (конец XIX века)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и конспект урока по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Материал составлен согласно требованиям ФГОС....
Технологическая карта и конспект урока математики в 6 классе по теме "Координаты"
Открытый урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами по технологии деятельностного метода обучения.. Указаны цели каждого этапа и формируемые УУД.Получил высокую оценку ...
Конструирование технологической карты (плана -конспекта) урока по учебнику серии «Английский в фокусе» 5 класс.
Разработанная Г.Л. Копотевой, к.пед.н., заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО и И.М. Логвиновой, к.пед.н., заместителя директ...
Технологическая карта к конспекту урока по физической культуре для 5 класса (опорный прыжок)
Технологическая карта урокаКонспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Ф. И. О. педагога: Виноградова Юлия ВалерьевнаПредмет: физическая культураКласс: 5АТип урока: ...
Технологическая карта с конспектом урока по математике 5 класс
Данный урок составлен для воспитанников президентского кадетского училища.Тема урока "Десятичные дроби.Действия с десятичными дробями"Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийОборудование: инт...
Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему"Золотая хохлома" 5 класс
Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотая хохлома" 5 класс.Урок составлен с учётом требований ФГОС.Презентация прилагается....
Технологическая карта и конспект урока немецкого языка (6 класс) "Повторение изученного" раздел "Что делают наши немецкие друзья в школе?"
Материал содержит технологическую карту и план урока в соответствии с ФГОС....