Уроки истории и обществознания с использованием образовательных технологий
план-конспект урока по истории (8, 9 класс)
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Их использование обеспечивает личностное развитие ребенка, активизацию рефлексивной деятельности, развитие исследовательских и проектировочных умений, также развиваются коммуникативные способности и навыки обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дементьева Н.В.,
МБОУ «Школа-гимназия»
г.Ярцева Смоленской области
Урок истории России 9 класс
(с использованием технологии проблемного обучения)
Тема урока: «Россия в царствование Александра I. »
Форма урока: комбинированный урок, с применением ИКТ.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Предлагаемый урок строится с использованием технологии проблемного обучения, которая представляет собой систему обучения, основанную на получении новых знаний обучающимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического так и теоритического характера.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся в рамках темы «Российская империя в первой половине XIX века».
В соответствии с ФГОС ООО следует выделить следующие цели урока:
- Образовательная - формирование предметных УУД (закрепление знаний по истории России первой четверти XX века). Применение умений работы с различными источниками информации в новой учебной ситуации (учебная конференция). (Интегрирующая: Обучение работы с ресурсами Сети по предложенному алгоритму);
- Развивающая – формирование метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных;
- Воспитательная – формирование и развитие личностных УУД, т. е. положительное отношение к учению, деятельности, осваивать новые виды деятельности, идентификация себя с принадлежностью к России( на примере исторического деятеля Александра I (муки совести, связанные с участием в перевороте против своего отца, двойственность натуры императора, связанная с воспитанием; терзания, связанные с невыполненными замыслами преобразований – ответственность перед народом, обществом) и др.
Образовательные технологии: сочетание проблемного обучения с проектными методами работы на уроке (составление мини-проекта в виде презентации), ИКТ (работа с сетевыми ресурсами).
Оборудование урока: компьютерный класс или несколько компьютеров с возможностью выхода в Интернет и установленным пакетом программ MS Office, Интернет-ресурсы:
http://projects.goldenforests.ru/autumnball2006/ сайт проекта “Золотая осень» представляет разнообразные материалы по истории России первой половины XIX века.
http://magister.msk.ru/library/history/history1htm/ Классические произведения русских историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.).
http://www.moskowkremlin.ru/romanovs.htm/ Виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология, персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMa «Династия Романовых»
http://www.rulex.ru/ Сетевое издание Русского биографического словаря.
http://www.krugosvet.ru/ Сайт энциклопедии «Кругосвет»
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22113/pspu024.pdf/ В книге Е. П. Иванова «История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди» предложен комплекс важнейших, на взгляд авторов, проблем истории нашей страны, с точки зрения дореволюционных, советских и современных историков на эти проблемы.
Учебник для 9 класса «История России: XIX– начало XX веков» под редакцией Лященко Л.М., Волобуева О.В..
Задания для групп:
Задание 1-й группе
Александра I просвещенные современники называли «Сфинксом, не разгаданным до гроба», «Лукавым византийцем», народ дал ему другой эпитет «благословенный». Опираясь на материалы, представленные в Сети, объясните причины появления таких противоречивых оценок. Представьте подборку высказываний, характеризующих личность Александра I. Приведите факты политической биографии царя, подтверждающие эти характеристики.
Задания 2-й группе
Проанализируйте либеральные начинания Александра I с точки их замысла и практической реализации. Представьте проведенный анализ в табличной форме. Как вы полагаете, можно ли проследить связь между политической свободой и освобождением крестьян? Приведите аргументы в подтверждение собственной позиции.
Задание 3-й группе
Имя М. М. Сперанского принадлежит плеяде реформаторов, государственных мужей, предлагавших проект государственного переустройства страны. Император Франции Наполеон был согласен отдать за него одно из завоеванных королевств, а Александр I отправил его в отставку.
Используя ресурсы Сети, дайте оценку политической деятельности Сперанского. В виде схемы представьте подготовленный им проект государственного устройства страны. Определите основные отличия проекта Сперанского от подобных проектов, предлагаемых Н. Н. Новосильцевым – П. А. Вяземским и декабристами.
Задание 4-й группе
По материалам сети Интернет подготовить презентацию на тему: «Крестьянский вопрос в период царствования Александра I». Обратите внимание на необходимость сравнения проектов отмены крепостного права Н. С. Мордвинова и П. А. Аракчеева, анализ мероприятий, проведенных Александром I в этом вопросе.
Форма проведения урока: учебная конференция по проблемным вопросам. Форма организации работы на уроке: групповая.
Работа с использованием ресурсов Сети организуется в группах по 4-6 человек.
При анализе найденных материалов учащиеся могут руководствоваться следующими рекомендациями:
- Внимательно изучить карту сайта;
- Определить главную идею сайта;
- Выявить основные понятия, факты, имена, даты, фото, фоно и видео материалы, представленные на сайте;
- Проанализировать аргументацию авторов найденных материалов;
- Сопоставить содержания сайта с имеющимися знаниями, а также с другими источниками;
- Сформулировать обобщенные выводы, причинно-следственные связи, логическую цепочку суждений и умозаключений;
- Представить анализ сайта в виде сообщения, ответа на вопрос, составления схемы, таблицы и т. п.
Рефлексия: Составление синквейна, (Предлагается вариант, составленный на уроке 8-классниками):
1. Александр I
2. Cамодержец, либерал (либеральный, противоречивый)
3. Реформировать, не реформировать,. путешествовать
4. «Властитель слабый и лукавый»
5. «Все делает наполовину».
При наличии времени можно ответить на вопрос: чему новому вы научились на учебной конференции?
Предварительный просмотр:
Дементьева Н.В.,
МБОУ «Школа-гимназия»
г.Ярцева Смоленской области
Урок истории России 8 класс
(с использованием технологии критического мышления)
Тема урока: «Россия после Петра I. Эпоха « дворцовых переворотов ».
Форма урока: комбинированный урок, с применением ИКТ.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ). ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии.
Цели урока:
Образовательная:
- изучить причины и сущность дворцовых переворотов;
- познакомить учащихся с историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
Развивающая:
- продолжить работу над формированием умения сравнивать исторические явления, работать с историческими документами;
- развивать умение анализировать и систематизировать материал.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению истории Отечества.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- карта «Россия в XVII в. – 1760 г.»,
- учебник для 8 класса «История России: конец XVII –XVIII веков» под редакцией Андреева И.Л., Лященко Л.М., Амосова И.В.
Приёмы ТРКМ: «Понятийное колесо», «Лекция», «Чтение со стопами», «Инсерт» - чтение с пометками, «Сводная таблица».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация познавательной деятельности учащихся.
Фронтальный опрос.
1. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.
2. Назовите реформы Петра I.
3.Вспомните и назовите имена выдающихся людей, внесших вклад в развитие России в первой четверти XVIII века.
4. Какие задачи во внутренней и внешней политике стояли перед страной?
5. Были ли решены эти задачи?
Работа по карте.
1.Покажите на карте территории, которые приобрела Россия в эпоху правления Петра I.
2. Найдите на карте промышленные предприятия, основанные в конце XVII-первой четверти XVIII веков.
3. Изучение нового материала.
3.1. Стадия вызова.
Приём «Понятийное колесо».
Учитель:
Мы познакомились с эпохой правления Петра I. Это время было переломным в истории нашей страны, которая стала отныне Империей. Император оказался под давлением политических группировок, 1725 – 1762 – время, когда гвардейские полки решали судьбу страны на годы вперед.
«Эпохой дворцовых переворотов» этот период называют не только из-за частой смены правителей, но и потому, что тысячи людей не были уверены в своем завтрашнем дне.
Петр I не успел назначить на престол наследника, правами обладали его внук Петр (сын Алексея), жена Екатерина, дочери Анна и Елизавета
На стадии вызова учащимся предлагается проблемное задание для прогнозирования и лучшего видения изучаемого понятия. Для воссоздания в памяти имеющихся представлений о данном направлении.
Проблемное задание.
Учитель:
За 37 лет с 1725г. по 1762г. на российском престоле сменилось 7 правителей. Из них один был подростком(Петр II), другой –младенцем(Иван Антонович). « Люди случая», все они оказывались на троне благодаря капризу и умению закручивать интриги, более всего заботясь о собственном благополучии. Вспомните, благодаря какому указу Петра I эта ситуация стала возможной? Ответы детей заносятся в «Понятийное колесо»
Подводя итоги построения «Понятийного колеса», хаотичное «колесо» выстраивается в стройную логическую цепочку, которая составляет понятие Дворцовые перевороты
Учитель:
Вывод: Пётр I создал разветвлённый административный аппарат. Из за изменения указа о Престолонаследии самый слабый монарх или младенец мог править империей . Император становился игрушкой – марионеткой в руках политических сил. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, могли за одну ночь решить судьбу Российской империи и выбрать, для себя, удобную кандидатуру правителя.
3.2. Стадия осмысления.
Приём «Лекция».
Лекция Дворцовые перевороты. Учитель образно представляет время дворцовых переворотов, опираясь на презентационный материал .Материал лекции усиливает и дополняет содержание учебника и помогает ученику осмыслить данную тему (10 минут).
После лекции учитель использует приём ТРКМ «Чтение со стопами» и «Инсерт» - чтение с пометками (8 минут). Учащиеся читают текст определенными кусками, на которые учитель разбил его заранее, и используют приём «Инсерт» («v» - уже знал, «+» - новое, « - » - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы).
После прочтения одного эпизода текса учитель отвечает на вопросы учеников (по тексту), если такие есть, затем обсуждает второй фрагмент. Когда весь текст, прочитан, учитель задает вопросы для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.
Вопросы:
- Чем были вызваны частые дворцовые перевороты?
- Какими моральными качествами обладали российские монархи времён дворцовых переворотов?
- Кто из российских монархов времени дворцовых переворотов выражал национальные интересы, а кто нет? Ответ аргументируйте.
- Почему гвардейские полки были основной силой дворцовых переворотов?
3.3. Стадия рефлексии:
Приём «Сводная таблица».
В тетради начертите таблицу из трех колонок (правитель, когда правил, на кого опирался).
Работа с таблицей и обсуждение отдельных моментов с учителем.
Предварительный просмотр:
Дементьева Н.В.,
МБОУ «Школа-гимназия»
г.Ярцева Смоленской области
Урок обществознания 8 класс
(с использованием технологии проектной деятельности)
Тема урока: «Ценность правового государства».
Форма урока: комбинированный сдвоенный урок.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Предлагаемый урок строится с использованием технологии проектной деятельности, которая представляет собой личностно ориентированную технологию, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задач учебного проекта
Цели:
- развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
- формирование представлений о признаках правового государства, его отличии от государств с недемократическими политическими режимами;
- обсуждение вопроса о том, каково положении личности в правовом и неправовом государствах, каковы пути становления правового государства, от каких факторов это зависит, можно ли считать современную Россию правовым государством.
Оборудование:
-учебник для 8 класса «Обществознание: право в жизни человека, общества и государства» Соболев О.Б., Чайка В.Н.
-Конституция РФ
-Интернет-ресурсы
Ход занятия
1. Проблемная беседа.
Преподаватель. Томасу Гоббсу принадлежит высказывание: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Как вы его понимаете? Соотнесите это положение с темой
занятия. (Высказывания учащихся.)
Послушайте притчу:
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:
- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.
- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина...»
Преподаватель. Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора! Конфуций? (Предположения учащихся.)
«... - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть свирепее тигра».
Т. Гоббс назвал такой тип государства Левиафаном, сравнив его с фантастическим чудовищем. Однако не всякое государство можно назвать Левиафаном. В последней трети XX века во многих странах мира сложились государства с особыми признаками, которые в совокупности характеризуются как правовые государства.
- Какие смысловые значения имеет понятие «право»? (Править, управлять + правда, справедливость.) Таким образом, право является правом, поскольку устанавливает правильные отношения между людьми - единый, равный порядок в обществе. Право также призвано быть воплощением правды и справедливости. Наконец, право в самом широком смысле выступает как мера свободы человека, определяющая его права, обязанности, ответственность.
Проблема прав человека сопровождала человечество всю его долгую историю. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.
Задание1: вставьте в предложенный текст пропущенные слова.
Между правом и законом нет различия: «Право есть совокупность законов, исходящих от государства». Поскольку право - это законы, а законы устанавливаются и охраняются ..., понятно, что ... есть продукт государственной деятельности. Из этого следует, что государство, произвольно, по своему усмотрению устанавливая ... , само предоставляет («дарует») гражданам те или иные ... или лишает их ... .
В таких условиях права человека жестко ... властью, какая-либо ответственность власти перед ... отсутствует, а сами ... рассматриваются в качестве «винтиков» государственной машины. Вся ... сосредоточивается в руках государственной или партийной элиты, ... властей практически отсутствует, управление максимально централизовано, политический плюрализм (многообразие) заменен господством ... партии, разрешена только ... , официальная идеология, инакомыслие жестоко ... . Проводимые выборы реального значения не имеют.
Преподаватель. Существует подход к построению государства, который называется гуманистическим. Гуманизм - исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества. Гуманизм предполагает веру в то, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Гуманное общество - это общество справедливое, в котором главное - человек, его благо. Чем большему количеству людей общество может дать все необходимое для подлинного человеческого существования, для разнообразных проявлений в них лучшего, доброго, светлого, тем она гуманнее.
Задание2: познакомьтесь с высказываниями И. Канта:
- в сфере государственного устройства: «Государство должно быть правовым, с разделением властей»;
- в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным и общепринятым ограничениям - правовым законам, и это разумное ограничение есть подлинная свобода»;
- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами».
Вопросы:
1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное определение и сохранение границ свободы?
2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел
природы?
3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ свободы?
Вывод. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.
Задание3:отметьте, какие принципы правового государства нашли отражение в следующих статьях Конституции РФ:
Ст. 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ст. 7.
1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст. 18.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Задание4: докажите или опровергните истинность следующих положений---Свобода есть возможность делать все что хочется.
-Свобода есть право делать все, что дозволено законом.
-Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.
-Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
Преподаватель. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.
Всеобщая декларация прав человека, ст. 29: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали».
Работа со схемой «Динамика развития демократического конституционного государства»:
I этап. Государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в своих руках. На этой стадии устанавливается внутренний мир. Государство строится как государство.
II этап. Государство становится конституционным, когда этот «Левиафан» (Т. Гоббс) создает условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека.
III этап. С проведением в жизнь принципа суверенитета народа и с завоеванием всеобщего избирательного права оно становится демократическим государством.
IV этап. Государство дополняется компонентами социального государства, государства «всеобщего благоденствия».
Реализация проекта (2 урок).
Преподаватель. Мы рассмотрели теоретические аспекты темы «Правовое государство». Предлагаю вам принять участие в проекте, в ходе реализации которого вы сможете:
- научиться различать государства с разными политическими режимами;
- назвать существенные признаки правового государства;
- объяснить, какие условия необходимы для становления правового государства;
- определить положение личности в правовом и в недемократическом государстве;
- выразить мнение о важности становления правого государства, о том, какими качествами должен обладать гражданин правового государства.
Формирование творческих групп. Определение заданий.
Задание 1-й группе:
1. Дайте определение понятию «демократический режим».
2. Назовите признаки демократического режима.
3. Представьте, что вы совершили поездку в демократическую страну. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях.
Задание 2-й группе:
1. Дайте определение понятию «авторитарный режим».
2. Назовите признаки авторитарного режима.
3. Представьте, что вы совершили поездку в страну с авторитарным режимом. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях.
Задание 3-й группе:
1. Дайте определение понятию «тоталитарный режим».
2. Назовите признаки тоталитарного режима.
3. Представьте, что вы совершили поездку в страну с тоталитарным режимом. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях.
Задание группам: соотнесите признаки политических режимов
С политическими режимами А. Демократический
Б. Недемократический (авторитарный)
В. Недемократический (тоталитарный)
1.Многопартийность, сменяемость партий у власти.
2.Допускается многопартийная структура, но оппозиция подавляется, если она противоречит режиму.
3.Господство одной идеологии, однопартийная система. Массовые репрессии против тех, кто выступает против господствующей идеологии или не принадлежит к определенной партии, нации, классу.
4.Признание народа высшим источником власти, которую он осуществляет через выборы.
5.Базирование власти на популярности одной политической фигуры или могуществе одной политической группы, опирающейся на силовые структуры.
6.Культ вождя
7.Признание широких прав и свобод. Всеобщее избирательное право.
8.Наличие определенных свобод в сфере политического и личностного поведения при условии отсутствия конфронтации с властью.
9.Ограничение политических свобод или их полная ликвидация.
10.Справедливое судопроизводство
11.Отсутствие независимого судопроизводства и равенства людей перед законом.
12.Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, при котором они должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга.
13.Командно-административные методы управления.
14.Гласность, открытость, возможность свободно высказывать свое мнение.
15.Всякое инакомыслие подавляется. Используются внесудебные методы расправы с людьми.
16.Многообразие форм собственности, наличие свободного рынка, свободной конкуренции.
17.Наличие разных форм собственности, находящихся под контролем государства.
18.Свободная независимая пресса.
19.Наличие оппозиции, критикующей власть, выражающей иной взгляд на решение тех или иных проблем.
20.Существование альтернативных источников информации, но запрещение открыто оппозиционных.
Представление результатов проекта
Каждая группа представляет словесный портрет «своего» типа государства, а также защищает плакат-коллаж:
«Статус личности в ___________________________ государстве».
(указывается тип государства)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»
Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...
Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий
По данным официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...
Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий
Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...
Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ. Презентация к статье.
Презентация к статье (часть1 и часть 2)....
Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий
Презентация "Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий" рассматриваетиспользование методовданной технологии....
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Современное учебное занятие – это, прежде всего, современные методы обучения, новые приемы организации занятий, среди которых технические средства играют немаловажную роль....