ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
статья

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

Современное учебное занятие – это, прежде всего, современные методы обучения, новые приемы организации занятий, среди которых технические средства играют немаловажную роль. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школьников путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.

Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как факты, соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. В Смутное время начала XVII в. русские люди особенно часто обращались к образам борцов за независимость Руси: и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и Сергия Радонежского.

Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, ставшей символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый российский праздник День народного единства совпадает с православным праздником – иконы Казанской Божьей Матери.

Символом служения Отечеству явились построенные в XVIII – XX веках церкви, посвященные Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 года, в обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории.

Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.

Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на уроках истории, где учащимся даётся возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.

Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская мудрость, уважительное отношение к его «Я», профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты  и любовь к родному Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...

«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»

Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания  через применение инновационных технологий и методик образования....

Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...

Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания

  Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её...