Конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока по Всеобщей истории 5 класса, разработан для ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_afiny_dtsp.docx | 635.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Всеобщая история 5 класс.
Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2016 г.
Тип урока: урок-исследование
Урок разработан для ребенка с ДЦП, находящегося на надомном обучении. У ребенка есть нарушения во владении руками (пишет печатными буквами с трудом, может печатать текст на клавиатуре на малой скорости) нарушения речи (речь заторможена, неотчетлива, может говорить только короткими фразами), ограниченный словарный запас, в т.ч. пассивный, ограничены знания об окружающем мире. С учетом вышеизложенного объяснения учителя строятся на доступном языке, вопросы преобладают простые, требующие короткого ответа, используется больше наглядности, отводится время на дополнительные пояснения терминов и понятий.
Цель урока: формирование представления учащегося о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление о формах проявления демократии.
Задачи урока:
Обучающие:
- oзнaкомить учащегося с понятием «Демократия» и ее первыми признаками;
- повторить и обобщить знaния о государственном устройстве Афин и положении демоса;
- формирoвать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информaцию (познавательное УУД);
- расширить знания об окружающем мире;
- знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;
Развивающие:
– развивать навыки групповой, самостоятельной работы;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации
Организационный момент
Учитель: У меня в руках Конституция РФ. В ней в самой первой статье написано: «Российская Федерация (Россия) есть демократическое государство». Какое страшно непонятное слово! На сегодняшнем уроке мы с тобой постараемся понять, что оно реально означает и как наша Конституция, основной закон современной России связан с Древней Грецией. Разберемся? Тогда возвращаемся в Древнюю Грецию, в 6 век до нашей эры.
На прошлом уроке мы познакомились с жизнью греческого общества. Для примера взяли жителей одного из лучших мест Греции – Аттику с ее главным городом Афины. Давай еще раз посмотрим на карту Греции. Где Аттика? Где Афины?
- Из каких слоев состояло афинское общество?
- Чем занимались жители?
- Хорошие ли урожаи приносила земля? Почему?
- Всем ли хватало зерна для пропитания?
- Что случалось, если земледельцы не могли отдать долг?
- Нравилось ли это людям?
- А какие законы были в Аттике, справедливые или жестокие?
- А жители, простой народ могли что-то изменить, принять новый закон?
- А ты бы хотела что-то изменить, если бы была правителем Афин?
- Кто управлял Аттикой, помнишь? Правители Аттики - архонты выбирались из числа знатных семей, и никто из простых афинян не мог стать архонтом, и не мог влиять на управление своей территорией.
Люди долго терпели, но когда нечего кушать, а значит и нечего терять – люди идут на отчаянные шаги. Они берут в руки оружие (лопаты, кирки – что есть) и начинают бесчинствовать: нападать на богатых, громить амбары, преследовать правителей…. Так и в Греции периодически возникали такие стихийные народные восстания, от которых плохо было всем. Самые благоразумные представители знати решили пойти на уступки народу. Так совместно был выбран архонтом некий их соотечественник Солон, с которого начнется тема нашего сегодняшнего урока.
594 г до н.э. – избрание архонтом Солона.
Как ты думаешь, какими качествами должен был обладать человек, которому все общество (и знатные, и демос) доверило спасение от кровавых раздоров?
Ответы (уважали все, трудолюбивый, независимый, из знатного рода, но не богат, умен, образован, имеет лидерские качества – проявил себя в сражениях, честный, целеустремленный, даже писал стихи)
Учитель: Да, Солон был польщен оказанной ему честью и все свои силы положил на то, чтоб улучшить жизнь земляков.
Реформы Солона:
- прощение долгов (амнистия)
- отмена долгового рабства (сначала своих, потом всех, потом выкупить из др. стран)
- отмена законов Драконта
- возможность выбора архонта из демоса (имущественный ценз)
- созыв Народного собрания
- выборный суд (судья выбирался из числа всех граждан)
Помимо этого Солон принял еще ряд законов для поддержки ремесла и торговли, чеканил монеты. Свои законы Солон приказал написать на деревянных досках и выставить на главной площади. А так же приказал, чтоб они исполнялись неизменно в течение ста лет.
Как проходило Народное собрание. Любой желающий мог выступить с речью (выступает желающий) А собравшиеся граждане (именно так стали называть свободное население) голосовали.
Как проходило судебное заседание: Обвиняемый (например, в краже винограда) заслушивался, затем заслушивались обвинитель и свидетели. Что мог сказать обвиняемый? Что обвинитель? Что защитник? Затем судьи приступали к тайному голосованию. Бросали камушки в сосуд: белый – невиновен, черный - виновен.
Физкультминутка для пальчиков: декоративная вазочка с небольшим отверстием и круглые стеклянные шарики белого и черного цвета. Ребенок правой рукой кидает белые шарики в сосуд, а левой черные. Затем высыпаем шарики из вазочки и пересчитываем.
Вот эта система, когда непосредственно народ может управлять своей страной и называется демократия.
Запись в тетради: Демократия (демос + кратос) – власть народа.
Зародившись в Древней Греции, система народовластия развивалась и сейчас считается наиболее справедливой, поэтому закреплена в законах многих стран. В т.ч., в нашей стране. Народ, т.е. мы с тобой, избирает президента России, депутатов Государственной Думы, может обращаться в любые государственные органы власти по разным вопросам, создавать политические партии, выражать свое мнение на митингах и т.п. А основы такой свободной системы заложил Солон в 6 веке до н.э.
Как ты думаешь, понравились ли людям закона Солона?
Всем ли он угодил? Отменил ли рабство? Дал ли бывшим должниками и беднякам лучшие земли? Чем могли быть недовольны аристократы? (долги не вернут, законы в пользу демоса, власти меньше)
Не выдержал Солон давления недовольных, бесконечных упреков со всех сторон и вынужден был уехать из Афин, надеясь, что скоро страсти люди привыкнут к новым законам, успокоятся. Но, увы. Пока он странствовал, власть в Афинах захватил другой человек по имени Писистрат и многие законы Солона перестали действовать.
Подведение итогов. Итак, на уроке мы узнали:
Солон – новый архонт Афин провел реформы, облегчающие жизнь людей и дающие им право управлять собственным полисом. Такой режим управления называется демократия (в переводе с греческого «власть народа»). Но всем угодить, к сожалению, не получилось даже у мудрого Солона.
Рефлексия: Понравился урок? Что запомнилось? Какие новые мысли возникли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"
Разработка содержит презентацию и конспект урока...
Конспект урока по истории Тема"Зарождение демократии в Афинах"
Для учителей истории...
Зарождение демократии в Афинах
урок истории в 5 классе...
Зарождение демократии в Афинах
Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....
Зарождение демократии в Афинах
Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...
План-конспект урока по истории в 5 классе по теме "Демократия в Афинах"
План -конспект урока истории в 5 классе по теме "Демократия в Афинах"...
План конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"
План-конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"...