Зарождение демократии в Афинах
презентация урока для интерактивной доски по истории (5 класс) по теме

Пермякова Анна Константиновна

Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarozhdenie_demokratii_v_afinakh.rar767.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Цель урока: продолжить ознакомление учащихся с процессом развития древних государств, показать, как зарождалась одна из основных ценностей современного общества – демократия.

Задачи урока:

Образовательная – формирование знаний о преобразованиях в Афинском государстве в 6 в. до н.э., заложивших основы демократии;

Развивающая – способствование развитию творческого мышления; совершенствование умения работать с текстами и справочной литературой;

Воспитательная – создание условий для осознания учащимися значения демократических ценностей.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

  1. Как вы помните, в Древней Греции образовалось много государств. Как называли свои государства греки?

(Полис)

Что означает это слово? («город»)

Одним из самых знаменитых полисов являлись Афины. В какой области Греции возникло Афинское государство?

Покажите этот город на карте.

  1. Слайд 2.

Найти ошибки в тексте.

  1. Вспомните, какие занятия играли важную роль в жизни жителей Аттики?

(виноделие и выращивание олив)

Полисы Греции часто воевали друг с другом. Вторгаясь на территорию противника и желая навредить ему, воины вырубали оливковые деревья. Когда грек-земледелец после окончания войны возвращался в родное селение, то часто вместо оливкового сада видел обгорелые пеньки. Прошел этот воин через многие опасности, пережил гибель товарищей в бою – и не плакал. А тут, быть может, слезы появлялись на его глазах

Почему земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше, чем по вытоптанному полю ячменя?

Какой миф подтверждает нам ценность оливковых деревьев? ( Миф о споре Афины с Посейдоном)

Как использовали греки оливки?

  1. Греки были умеренны в питье. Вино не пили чистым, разбавляя его водой. Пьянство осуждали. Вспомните для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

(Циклоп-людоед Полифем: «Тут повалился он навзничь… не в меру напившись»)

  1. Слайд 3.

Составить схему.

  1. О ком идет речь?

«Даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления я просто не смог придумать ничего страшнее»

  1. Составление схемы.

Все население можно разделить на свободных и рабов.

Какими путями жители Аттики становились рабами?

Однако в Аттике были не только рабы-должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.

Какими? (рабы-чужеземцы, проданные в рабство за серебро: люди, захваченные пиратами или привезенные работорговцами из заморских стран.

Кому в Аттике принадлежали лучшие земли и власть? (знать)

Как называлось остальное свободное население Аттики?

Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса). 

III. Изучение нового материала.

  1. Борьба демоса и знати.

Большинство простого народа находилось в порабощении у немногих. Всевластие знати, неравенство между богатыми и бедными привело к восстанию демоса. Борьба продолжалась долго, ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели.

  1. Избрание Солона архонтом.

Слайд 4.

В 594 году до н.э. – архонтом был избран Солон.

Солон принадлежал к знатному роду Метондитов, из которого вышли афинские цари. Это государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком. Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Салона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь».

Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: «Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно».

В Афинах Солона уважали как умного, честного и порядочного человека.

Солон желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы и те и другие остались довольны.

Что же он сделал?

  1. Реформы Солона.

Слайд 4.

Об этом нам расскажет сам Солон.

Во имя коих я сплотил народ?

О том всех лучше перед времени судом

Сказать могла б из олимпийцев высшая -

Мать черная Земля, с которой снял тогда

Столбов поставленных я много долговых,

Рабыня прежде, ныне же свободная.

  • Отмена долгового рабства

Рисунок на стр. 138

Что здесь изображено?

Все старые долги были отменены. Однако если кто-нибудь вновь возьмет в долго зерно или серебро, то новый долг придется отдавать. Если должник не сумеет этого сделать в срок, то у него, как и прежде, отберут его имущество. В том же случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то должника уже не сделают рабом.

  • Выкупил тех людей, кто был продан в рабство.

Солон выкупил за государственные деньги даже тех рабов, которые были проданы в заморские страны.

Иных еще, в  позорном рабстве бывших здесь

И трепетавших перед прихотью господ,

Всех я освободил. А этого достиг

Закона властью, силу с правдой сочетав.

  • Освободил всех должников в Афинах.

Вычеркнем слово на схеме, которое стало лишним. («должники»)

Означает ли это, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах?

Все коренные жители Афин стали свободными людьми в отличие от рабов, которые были чужеземцами.

Почему Солон не отобрал землю у знатных и не разделил ее между бедняками?

Причина в том, что отмена долгов и освобождение рабов-должников привели в ярость знатных. Солон понимал, что знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Поэтому он отказался от передела земли, чем естественно вызвал недовольство бедняков.

  • Главная перемена состояла в том, что знать перестала пользоваться преимуществами в управлении государством.

Работа с учебником.

Стр. 138       Пункт 3.

Какие требования теперь предъявлялись к архонтам?

Какие требования предъявлялись к судьям?

Как теперь стали решать важнейшие государственные вопросы?

Кто такие граждане?

  • знать была лишена преимуществ в управлении государством;
  • архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством;
  • созывалось Народное собрание из всех свободных афинян-мужчин (граждан);
  • устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и богатства, давали клятву;
  • на суде могли присутствовать все желающие афиняне;
  • судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков.

Возвращаемся к слайду 3.

  1. Изгнание Солона.

Были ли афиняне благодарны Солону?

Затем-то, на борьбу все мужество собрав,

Я точно волк, вертелся среди стаи псов....

Все слои населения оказались не довольны Солоном: купцы и знать лишились бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового рабства, демос и крестьяне не получили земли, т.к. ее не отобрали у богатых.

“Трудно в великих делах сразу же всем угодить”

Давайте Народным собранием решим, что же нам делать с Солоном?

Голосуем!

Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за пределы страны. Он много странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет.

В чем же главное значение реформ Солона?

Стр. 140.

Законы Солона заложили основы демократии.

Демократия – власть народа.

Слайд 3.

Докажите, что в Афинах установилась демократия.

VI. Закрепление.

  1. Солон становится архонтом в VI веке до н.э. (+)
  2. Солон происходил из знатного и очень богатого рода. (-)
  3. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в древних Афинах больше не стало.(-)
  4. Если афинянин снова возьмет в долг серебро или зерно и не сможет вовремя вернуть долг, то у него заберут имущество, но не свободу. (+)
  5. Даже бедный афинянин отныне мог стать архонтом. (-)
  6. Граждане – это все свободные жители Афин. (+)
  7. В Народном собрании участвовали все граждане Афин. (+)
  8. Судей теперь назначали архонты. (-)
  9. Голосование на суде производилось путем поднятия рук. (-)
  10. Законы Солона заложили основы демократии в Афинах. Теперь только знатные люди могли участвовать в управлении государством.

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарождение демократии в Афинах

урок истории в 5 классе...

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...