Зарождение демократии в Афинах
презентация урока для интерактивной доски по истории (5 класс) по теме
Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarozhdenie_demokratii_v_afinakh.rar | 767.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Зарождение демократии в Афинах.
Цель урока: продолжить ознакомление учащихся с процессом развития древних государств, показать, как зарождалась одна из основных ценностей современного общества – демократия.
Задачи урока:
Образовательная – формирование знаний о преобразованиях в Афинском государстве в 6 в. до н.э., заложивших основы демократии;
Развивающая – способствование развитию творческого мышления; совершенствование умения работать с текстами и справочной литературой;
Воспитательная – создание условий для осознания учащимися значения демократических ценностей.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
- Как вы помните, в Древней Греции образовалось много государств. Как называли свои государства греки?
(Полис)
Что означает это слово? («город»)
Одним из самых знаменитых полисов являлись Афины. В какой области Греции возникло Афинское государство?
Покажите этот город на карте.
- Слайд 2.
Найти ошибки в тексте.
- Вспомните, какие занятия играли важную роль в жизни жителей Аттики?
(виноделие и выращивание олив)
Полисы Греции часто воевали друг с другом. Вторгаясь на территорию противника и желая навредить ему, воины вырубали оливковые деревья. Когда грек-земледелец после окончания войны возвращался в родное селение, то часто вместо оливкового сада видел обгорелые пеньки. Прошел этот воин через многие опасности, пережил гибель товарищей в бою – и не плакал. А тут, быть может, слезы появлялись на его глазах
Почему земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше, чем по вытоптанному полю ячменя?
Какой миф подтверждает нам ценность оливковых деревьев? ( Миф о споре Афины с Посейдоном)
Как использовали греки оливки?
- Греки были умеренны в питье. Вино не пили чистым, разбавляя его водой. Пьянство осуждали. Вспомните для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?
(Циклоп-людоед Полифем: «Тут повалился он навзничь… не в меру напившись»)
- Слайд 3.
Составить схему.
- О ком идет речь?
«Даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления я просто не смог придумать ничего страшнее»
- Составление схемы.
Все население можно разделить на свободных и рабов.
Какими путями жители Аттики становились рабами?
Однако в Аттике были не только рабы-должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
Какими? (рабы-чужеземцы, проданные в рабство за серебро: люди, захваченные пиратами или привезенные работорговцами из заморских стран.
Кому в Аттике принадлежали лучшие земли и власть? (знать)
Как называлось остальное свободное население Аттики?
Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса).
III. Изучение нового материала.
- Борьба демоса и знати.
Большинство простого народа находилось в порабощении у немногих. Всевластие знати, неравенство между богатыми и бедными привело к восстанию демоса. Борьба продолжалась долго, ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели.
- Избрание Солона архонтом.
Слайд 4.
В 594 году до н.э. – архонтом был избран Солон.
Солон принадлежал к знатному роду Метондитов, из которого вышли афинские цари. Это государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком. Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Салона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь».
Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: «Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно».
В Афинах Солона уважали как умного, честного и порядочного человека.
Солон желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы и те и другие остались довольны.
Что же он сделал?
- Реформы Солона.
Слайд 4.
Об этом нам расскажет сам Солон.
Во имя коих я сплотил народ?
О том всех лучше перед времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая -
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
- Отмена долгового рабства
Рисунок на стр. 138
Что здесь изображено?
Все старые долги были отменены. Однако если кто-нибудь вновь возьмет в долго зерно или серебро, то новый долг придется отдавать. Если должник не сумеет этого сделать в срок, то у него, как и прежде, отберут его имущество. В том же случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то должника уже не сделают рабом.
- Выкупил тех людей, кто был продан в рабство.
Солон выкупил за государственные деньги даже тех рабов, которые были проданы в заморские страны.
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
- Освободил всех должников в Афинах.
Вычеркнем слово на схеме, которое стало лишним. («должники»)
Означает ли это, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах?
Все коренные жители Афин стали свободными людьми в отличие от рабов, которые были чужеземцами.
Почему Солон не отобрал землю у знатных и не разделил ее между бедняками?
Причина в том, что отмена долгов и освобождение рабов-должников привели в ярость знатных. Солон понимал, что знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Поэтому он отказался от передела земли, чем естественно вызвал недовольство бедняков.
- Главная перемена состояла в том, что знать перестала пользоваться преимуществами в управлении государством.
Работа с учебником.
Стр. 138 Пункт 3.
Какие требования теперь предъявлялись к архонтам?
Какие требования предъявлялись к судьям?
Как теперь стали решать важнейшие государственные вопросы?
Кто такие граждане?
- знать была лишена преимуществ в управлении государством;
- архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством;
- созывалось Народное собрание из всех свободных афинян-мужчин (граждан);
- устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и богатства, давали клятву;
- на суде могли присутствовать все желающие афиняне;
- судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков.
Возвращаемся к слайду 3.
- Изгнание Солона.
Были ли афиняне благодарны Солону?
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов....
Все слои населения оказались не довольны Солоном: купцы и знать лишились бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового рабства, демос и крестьяне не получили земли, т.к. ее не отобрали у богатых.
“Трудно в великих делах сразу же всем угодить”
Давайте Народным собранием решим, что же нам делать с Солоном?
Голосуем!
Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за пределы страны. Он много странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет.
В чем же главное значение реформ Солона?
Стр. 140.
Законы Солона заложили основы демократии.
Демократия – власть народа.
Слайд 3.
Докажите, что в Афинах установилась демократия.
VI. Закрепление.
- Солон становится архонтом в VI веке до н.э. (+)
- Солон происходил из знатного и очень богатого рода. (-)
- Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в древних Афинах больше не стало.(-)
- Если афинянин снова возьмет в долг серебро или зерно и не сможет вовремя вернуть долг, то у него заберут имущество, но не свободу. (+)
- Даже бедный афинянин отныне мог стать архонтом. (-)
- Граждане – это все свободные жители Афин. (+)
- В Народном собрании участвовали все граждане Афин. (+)
- Судей теперь назначали архонты. (-)
- Голосование на суде производилось путем поднятия рук. (-)
- Законы Солона заложили основы демократии в Афинах. Теперь только знатные люди могли участвовать в управлении государством.
V. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Тема"Зарождение демократии в Афинах"
Для учителей истории...
Зарождение демократии в Афинах
урок истории в 5 классе...
Зарождение демократии в Афинах
Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....
Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».
План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста. На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...
Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"
Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...
Зарождение демократии в Афинах
Конспект урока...
Технологическая карта к уроку "Зарождение демократии в Афинах"
Карта для самооценки....