Рабочая программа учебного предмета. Обществознание. 5-9 класс
рабочая программа по истории
Аннотация к рабочей программе «Обществознание»
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Структура данной рабочей программы соответствует требованиям ФГОС.
1.планируемые результаты освоения учебного предмета;
2.содержание учебного предмета;
3.тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Нормативный срок освоения рабочей программы учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования составляет пять лет в объёме 174 часа (из расчёта 5 - 8 классы - по 35 недель в год, 9 классы -34 недели).
класс | кол-во часов |
|
|
|
|
| в неделю | в год |
|
|
|
5 | 1 | 35 |
6 | 1 | 35 |
7 | 1 | 35 |
|
|
|
8 | 1 | 35 |
|
|
|
9 | 1 | 34 |
|
|
|
итого | 5 | 174 |
|
|
|
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает распределение учебных часов по разделам.
Программа может быть реализована при помощи дистанционных технологий, для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie._5-9_klass.docx | 79.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к содержательному разделу ООП ООО,
утвержденной приказом МБОУ «СОШ №2
Яшкинского муниципального района»
от 25.06.2019 года №
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
(5-9 классы)
Составитель:
Назаренко Т.Г.,
учитель истории и обществознания
Содержание
1 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 |
2 | Содержание учебного предмета | 10 |
3 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 15 |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Обществознание:
- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания учебного предмета по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики
Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет
2. Содержание учебного предмета
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
1. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
2. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
3. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
4. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
5. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
6. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
7. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Карманные деньги: за и против. Инфляция. Роль банков в экономике. Банковская система
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
8. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Бюджет моей семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
9. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества.
Социальная политика Российского государства. Пенсионные программы.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
10. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
11. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
12. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно- территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно- правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3.Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 ч в неделю в 5, 6, 7, 8, 9 классах. Всего за 5 лет обучения 174 ч.
Темы, разделы | Кол. часов |
5 класс (35 ч) | |
Введение (1 ч) | |
Урок 1. Вводный урок. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов. | 1 |
Человек (5 ч) | |
Уроки 2—3. Загадка человека. | 2 |
Урок 4 . Отрочество — особая пора жизни | 1 |
Урок 5. Практикум №1 по теме «Человек». Защита мини-проекта №1 по теме «Человек». | 1 |
Урок 6. Повторение и контрольное тестирование №1по теме: Человек | 1 |
Семья (5 ч) | |
Урок 7. Семья и семейные отношения | 1 |
Урок 8. Семейное хозяйство | 1 |
Урок 9. Свободное время | 1 |
Урок 10. Практикум №2 по теме «Семья». Защита мини-проекта №2 по теме «Семья». | 1 |
Урок 11. Повторение и контрольное тестирование №2 по теме: «Семья» | 1 |
Школа (7 ч) | |
Уроки 12—13. Образование в жизни человека | 2 |
Урок 14. Образование и самообразование | 1 |
Урок 15. Контрольная работа №1 по итогам 1 полугодия | 1 |
Урок 16. Одноклассники, сверстники, друзья | 1 |
Урок 17. Практикум №3 по теме «Школа». Защита мини-проекта №3 по теме «Школа». | |
Урок 18. Повторение и контрольное тестирование №3 по теме: Школа | 1 |
Труд (6 ч) | |
Уроки 19—20. Труд — основа жизни | 2 |
Уроки 21—22. Труд и творчество | 2 |
Урок 23. Практикум №4 по теме «Труд». Защита мини-проекта №4 по теме «Труд». | 1 |
Урок 24. Повторение и контрольное тестирование №4 по теме: Труд | 1 |
Родина (9ч) | |
Уроки 25—26. Наша Родина — Россия | 2 |
Уроки 27-28. Государственные символы России | 2 |
Урок 29. Гражданин России | 1 |
Уроки 30 - 31. Мы — многонациональный народ | 2 |
Урок 32. Практикум №5 по теме «Родина». Защита мини-проекта №5 по теме «Родина». | 1 |
Урок 33. Повторение и контрольное тестирование №5 по теме: Родина | 1 |
Итоговое повторение (2ч) | |
Урок 34. Контрольная работа №2 за курс 5 класса | 1 |
Урок 35. Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Итого: | 35 |
6 класс (35 ч) | |
Урок 1. Вводный урок. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов. | 1 |
Человек в социальном измерении (14 ч) | |
Уроки 2—3. Человек — личность | 2 |
Урок 4. Контрольная работа №1 в рамках стартовой диагностики | 1 |
Урок 5. Человек познаёт мир | 1 |
Уроки 6—7. Человек и его деятельность | 2 |
Уроки 8—9. Потребности человека | 2 |
Уроки 10—11. На пути к жизненному успеху | 2 |
Урок 12-13. Практикум №1 по теме «Человек в социальном измерении». Защита мини-проекта №1 по теме «Человек в социальном измерении». | 2 |
Урок 14. Повторение и контрольное тестирование №1 по теме: Человек в социальном измерении | 1 |
Урок 15. Контрольная работа №2 по итогам 1 полугодия | 1 |
Человек среди людей (10 ч) | |
Урок 16. Межличностные отношения | 1 |
Уроки 17—18. Человек в группе | 2 |
Уроки 19—20. Общение. | 2 |
Уроки 21—22. Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
Урок 23-24. Практикум №2 по теме «Человек среди людей». Защита мини-проекта №2 по теме «Человек среди людей» | 2 |
Урок 25. Повторение и контрольное тестирование №2 по теме: Человек среди людей | 1 |
Нравственные основы жизни (7 ч) | |
Уроки 26—27. Человек славен добрыми делами | 2 |
Урок 28. Будь смелым Смелость. | 1 |
Урок 29.Человек и человечность | 1 |
Урок 30. Практикум №3 по теме «Нравственные основы жизни» | 1 |
Урок 31. Защита мини-проекта №3 по теме «Нравственные основы жизни» | 1 |
Урок 32. Повторение и контрольное тестирование №3 по теме: Нравственные основы жизни | 1 |
Итоговое повторение (3ч) | |
Урок 33. Итоговое повторение | 1 |
Урок 34. Контрольная работа № 3 за курс 6 класса | 1 |
Урок 35. Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Итого: | 35 |
7 класс (35 ч) | |
Введение (1 ч) | |
Урок 1. Вводный урок. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов. | 1 |
Регулирование поведения людей в обществе (12 ч) | |
Урок 2. Что значит жить по правилам | 1 |
Урок 3. Контрольная работа №1 в рамках стартовой диагностики | 1 |
Урок 4 Права и обязанности граждан | 1 |
Уроки 5—6. Почему важно соблюдать законы | 2 |
Уроки 7—8. Защита Отечества | 2 |
Урок 9. Для чего нужна дисциплина | 1 |
Урок 10. Виновен — отвечай | 1 |
Урок 11. Кто стоит на страже закона | 1 |
Урок 12. Практикум №1 и защита мини-проекта№1 по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
Урок 13. Повторение и контрольное тестирование №1 по теме: Регулирование поведения людей в обществе | 1 |
Человек в экономических отношениях (12 ч) | |
Уроки 14—15. Экономика и её основные участники | 2 |
Урок 16. Контрольная работа № 2 по итогам 1 полугодия | 1 |
Урок 17. Мастерство работника | 1 |
Урок 18. Производство, затраты, выручка, прибыль | 1 |
Уроки 19 - 20. Виды и формы бизнеса | 2 |
Урок 21. Обмен, торговля, реклама | 1 |
Урок 22. Деньги, их функции. Карманные деньги: за и против | 1 |
Уроки 23 – 24. Экономика семьи. Бюджет моей семьи | 2 |
Урок 25. Практикум №2 и защита мини-проекта №2 по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 |
Урок 26. Повторение и контрольное тестирование №2 по теме: Человек в экономических отношениях | 1 |
Человек и природа (6 ч) | |
Уроки 27-28. Человек — часть природы | 2 |
Урок. 29. Охранять природу — значит охранять жизнь | 1 |
Урок 30. Закон на страже природы | 1 |
Урок 31. Практикум №3 и защита мини-проекта №3 по теме «Человек и природа» | 1 |
Урок 32. Повторение и контрольное тестирование №3 по теме: Человек и природа | 1 |
Итоговое повторение (3ч) | |
Урок 33-34. Итоговое повторение и обобщение | 2 |
Урок 35. Контрольная работа №3 за курс 7 класса | 1 |
Итого: | 35 |
8 класс (35 ч) | |
Введение (1 ч) | |
Урок 1. Вводный урок. Что делает человека человеком? Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов. | 1 |
Личность и общество (6ч) | |
Урок 2. Человек, общество, природа | 1 |
Урок 3. Контрольная работа №1 в рамках стартовой диагностики | 1 |
Урок 4. Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
Урок 5. Развитие общества. Глобализация и её противоречия. | 1 |
Урок 6. Как стать личностью. Практикум №1 по теме «Личность и общество» | 1 |
Урок 7. Повторение и контрольное тестирование №1 по теме «Личность и общество» | 1 |
Сфера духовной культуры (9 ч) | |
Урок 8. Сфера духовной жизни | 1 |
Урок 9. Мораль Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. | 1 |
Урок 10. Долг и совесть | 1 |
Урок 11. Моральный выбор — это ответственность | 1 |
Урок 12. Образование | 1 |
Урок 13. Наука в современном обществе | 1 |
Урок 14. Религия как одна из форм культуры. Защита мини-проекта №1 по теме «Сфера духовной культуры» | 1 |
Урок 15. Практикум № 2 по теме «Сфера духовной культуры» Контрольное тестирование №2 по теме «Сфера духовной культуры» | 1 |
Урок 16. Контрольная работа № 2 по итогам 1 полугодия | 1 |
Социальная сфера (5 ч) | |
Урок 17. Социальная структура общества | 1 |
Урок 18. Социальные статусы и роли | 1 |
Урок 19. Нации и межнациональные отношения | 1 |
Урок 20. Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни. Защита мини-проекта №2 по теме «Социальная сфера». | 1 |
Урок 21. Повторение и контрольное тестирование №3 по теме: Социальная сфера | 1 |
Экономика (12 ч) | |
Урок 22. Экономика и её роль в жизни общества | 1 |
Урок 23. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем | 1 |
Урок 24. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности | 1 |
Урок 25. Рыночная экономика. Производство — основа экономики | 1 |
Урок 26. Предпринимательская деятельность. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | 1 |
Урок 27. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами | 1 |
Урок 28. Распределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения | 1 |
Урок 29. Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя | 1 |
Урок 30. Инфляция и семейная экономика. Банковская система. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит | 1 |
Урок 31. Безработица, её причины и последствия. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда | 1 |
Урок 32. Мировое хозяйство и международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика | 1 |
Урок 33. Практикум №3 по теме «Экономика». Повторение и контрольное тестирование №4 по теме: Экономика | 1 |
Итоговое повторение (2ч) | |
Урок 34. Контрольная работа №3 за курс 8 класса | 1 |
Урок 35. Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Итого: | 35 |
9 класс (34 ч) | |
Введение (1 ч) | |
Урок 1. Вводный урок. Рекомендации по подготовке и защите мини-проектов. | 1 |
Политика (9 ч) | |
Урок 2. Политика и власть. Государство и его отличительные признаки | 1 |
Урок 3. Контрольная работа №1 в рамках стартовой диагностики | 1 |
Урок 4. Политические режимы | 1 |
Урок 5. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ | 1 |
Урок 6. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ | 1 |
Урок 7. Участие граждан в политической жизни. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | 1 |
Урок 8. Политические партии и движения. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах | 1 |
Урок 9. Практикум №1 по теме «Политика» | 1 |
Урок 10. Повторение и контрольное тестирование №1 по теме: Политика | 1 |
Право (18 ч) | |
Урок 11. Роль права в жизни общества и государства | 1 |
Урок 12. Правоотношения и субъекты права | 1 |
Урок 13. Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
Урок 14. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат | 1 |
Урок 15. Контрольная работа № 2 по итогам 1 полугодия | 1 |
Урок 16. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. | 1 |
Уроки 17—18. Права и свободы человека и гражданина. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ | 2 |
Уроки 19-20. Гражданские правоотношения. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя | 2 |
Урок 21. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | 1 |
Уроки 22 - 23. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей | 2 |
Урок 24. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. | 1 |
Уроки 25 - 26. Уголовно-правовые отношения | 2 |
Урок 27. Социальные права. Пенсионные программы. | 1 |
Урок 28. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. | 1 |
Урок 29. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. | 1 |
Урок 30. Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
Урок 31 - 32. Повторение и контрольное тестирование №2 по теме: Право. Практикум №2 по теме «Право» | 2 |
Итоговое повторение (2 ч) | |
Урок 33. Контрольная работа №3 за курс 9 класса | 1 |
Урок 34. Итоговое повторение и обобщение | 1 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 класса , тематическое планирование по УМК "Обществознание" Кравченко А.И. издательство "Русское слово"...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5 – 9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5 – 9 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5 – 9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5 – 9 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для 5 класса
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Личностные результаты:- мотивированност...
Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" для 7 класса (ФГОС)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание » в 7 классе Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовате...