Конспект урока по теме "Февральская революция"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
1917 год- сложное и переломное время в истории нашей страны.
Многим современникам казалось, что страна находится на грани национальной катастрофы. Революции, война, падение самодержавия и как итог установление власти большевиков.
Закономерны ли эти события в истории нашей страны? В этом нам и предстоит разобраться, изучив события 1917 г.
Тема урока Февральская революция 1917 года.
Вспомните алгоритм изучения революций и определите
- цели нашего урока
ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ?
Февральская революция
Причины итоги
Задачи ход
Движущие силы характер
Задание опираясь на цели урока, составьте план нашей работы
План
1. Февральская революция
А) причины
Б) задачи
В) характер
Г)движущие силы
Д) ход
Е) итоги
2. Россия в период двоевластие
3.Кризисы Временного правительства и их последствия
4. Россия накануне октября 1917 года.
1.
- прежде чем ответить на вопрос, почему именно февраль необходимо выяснить с какими проблемами столкнулась Россия к 1917г.
задание:
-Вспомните материал прошедших уроков и обозначьте причины февральских событий 1917 года .
-Результаты отразите в раб. листе, выполнив зад. № 1
Проверка работы.
задание: определите задачи революции
- Как нам их определить? Результат в раб. лист
(помня, что они являются зеркальным отражением причин)
Проверка работы
- Каков будет характер революции? Результат в раб. лист
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова
Вывод: в начале 1917 года Россия была охвачена глубокими ……………………………………………………………………………… кризисами. Империя шла навстречу ……………………………………………………………….
- Но наличие причин ещё не является доказательством того, что их разрешение возможно только в результате революции.
- Что является толчком к революции?
Докажите, что к 1917 году в стране сложилась революционная ситуация.
- позиция социал –демократов
- оценка обстановки царём и его окружением
- армия
- члены Гос. думы
- рабочие и крестьяне
Проверка работы
Вывод: К февралю 1917 года в России сложилась ……………………………
ситуация
- Её движущие силы?
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ № 1 итак, почему февраль 1917года?
Закономерность это или случайность?
Рассказ составьте хронологию событий
- Началом революции послужили события на Путиловском заводе .
В атмосфере ширившейся голодной паники и озлобления хлебные очереди перерастали в демонстрации. К ним присоединялись рабочие, значительной части которых грозила отправка на фронт.
Недовольство властью переросло в призывы к свержению самодержавия.
Власти вызвали войска, однако на приказ открыть огонь по демонстрантам солдаты принялись стрелять в офицеров и полицию.
27-28 февраля Петроград оказался в руках восставших.
Режим царской власти в России, накопивший критическую массу ошибок и утративший всякую историческую перспективу, вплотную подошёл к своему крушению.
- 2 марта 1917 года Николай 11 отрёкся от престола в пользу своего брата Михаила. Тот в свою очередь отказался от короны.
Самодержавие в Росси пало.
- Но возникает вопрос «отчего романовская монархия пала так легко, без признаков сопротивления»
- Чтобы на него ответить, надо проанализировать отрывок из статьи В.Г. Короленко «Несколько мыслей о революции» (в раб. листах зад № )
Проверка работы
1.«отчего романовская монархия пала так легко, без признаков сопротивления?»
2.Итоги революции (в раб. лист)
ВОПРОС
- Как вы думаете, могла ли Россия пойти по пути конституционной монархии в феврале 1917 года?
2.
- Итак, в результате февральских событий в России установилось
ДВОЕВЛАСТИЕ
(Параллельное существование двух властей)
Временное правительство Исполком Петроградского Совета
БЕСЕДА
- перечислите наиболее важные вопросы российской политической жизни весной – осенью 1917 г.?
-Были ли они решены Врем. правительством? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо познакомиться и проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства
- определите, какая из 2х позиций, на ваш взгляд, подходит к характеристике
деятельности Временного правительства ( см. раб. лист зад № )
1.Россия превратилась в одну из самых демократических стран мира.
2.Весной – летом 1917 г. страна находилась в кризисном состоянии.
Временному правительству не удалось выдвинуть конструктивную программу социально-экономического и политического положения в стране. По этой причине революционная эйфория февраля сменилась у части населения тоской по «железной руке»
Сделайте вывод
В результате…………………………………………………………………………
Временному правительству решить не удалось.
Народ ………………………………………………………………..
Авторитет Временного правительства……………………………………………………..
3.
ЗАДАНИЕ
А) проанализируйте данные таблицы
Б) сравните причины, поводи последствия кризисов
В)сделайте вывод о полит. ситуации в стране к осени 1917г.
Политические кризисы
Вопросы для сравнения | Апрельский | Июльский | августовский |
Причины | |||
Повод | |||
Шаги Временного правительства | |||
Последствия |
Наступило время вернуться ко 2-ой проблеме нашего урока.
Вторая революция неизбежна? Почему? Закономерность это или
случайность?
ИТОГ УРОКА
- Февральская революция завершила длительный период исторического развития России и одновременно поставила страну перед выбором путей развития, требуя решения аграрного и национального вопросов, проблемы войны, организации экономической жизни, утверждения демократической организации общества
Как навести в стране порядок? Кто сможет разрешить главные проблемы российского общества? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Д/З п. 10
Творческое задание – написать эссе
1. Альтернативы общественного развития России в начале 1917 года.
2.Был ли возможен в России реформистский нереволюционный путь выхода из кризиса? При каких условиях он мог быть реализован?
Тема: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
Проблема урока: 1917 год почему февраль закономерность ?
почему октябрь случайность ?
План
1. Февральская революция
А) причины Б) задачи
__________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ ____________________________________
___________________________________ ____________________________________
___________________________________ _____________________________________
В) характер
Г) движущие силы
Вывод: в начале 1917 года Россия была охвачена глубокими …………………………
………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………… кризисами
Империя шла навстречу ……………………………………………………………….
Д) прослушав рассказ учителя, составьте хронологию событий
Дата | Событие |
Статья В.Г. Короленко «Несколько мыслей о революции»
«...Отчего в самом деле пала романовская монархия, и главное -отчего она пала так легко , без признаков серьёзного сопротивления? Те самые полки, которые в 1905 г. во имя самодержавия залили кровью Москву, - теперь в Петербурге произвели военную демонстрацию против самодержавия и - трёхсотлетней монархии не стало. Вся Россия от неё отступилась сразу. Дело в том , что солдат- тот же крестьянин. Просвещённые классы уже давно не верили в самодержавие. Рабочий класс тоже изверился с кровавого воскресенья 9 января 1905г. но самодержавие продолжало держаться на темноте земледельческого народа и на легенде о непрестанной царской милости. Образ царей в представлении крестьянина не имел ничего общего с действительностью. Это был мифический образ могучего, почти сверхчеловеческого существа, непрестанно думающего о благе народа и готово наделить его»собственной землёй». Начиная со второй половины царствования Александра 11, цари только и делали, что разрушали эту легенду. «Ничеговам не будет, слушайтесь своих помещиков и предводителей дворянства»,- говорили цари идеализирующему их народу...Народ долго не верил, считая, что эти голоса с»высоты престола»- подделка начальства и господ, а настоящий царь продолжает думать всё ту же думу. Но, наконец пришлось поверить. Легенда пала. Пришла трудная минута, и вместе с легендой пало самодержавие. Нельзя сказать, что свалило его крестьянство. Его низвергло только отсутствие привычной поддержки крестьянства...»
Е) итоги ……………………………………………………………………………………………
2. Россия в период двоевластия
- определите, какая из 2х позиций, на ваш взгляд, подходит к характеристике
деятельности Временного правительства
1.Россия превратилась в одну из самых демократических стран мира.
2.Весной – летом 1917 г. страна находилась в кризисном состоянии.
Временному правительству не удалось выдвинуть конструктивную программу социально-экономического и политического положения в стране. По этой причине революционная эйфория февраля сменилась у части населения тоской по «железной руке»
Сделайте вывод
В результате……………………………………………………………………………………….
Временному правительству решить не удалось.
Народ ………………………………………………………………..
Авторитет Временного правительства……………………………………………………..
3.Кризисы Временного правительства и их последствия
- проанализируйте данные таблицы
Б) сравните причины, поводы и последствия кризисов
- сделайте вывод о политической ситуации в стране к осени 1917г.
Политические кризисы
Вопросы для сравнения | Апрельский | Июньский и июльский | Августовский | |
Причины | 18 апреля заявление Милюкова о готовности Bp. прав. Вести войну «до победного конца» | Провал наступления русской армии. В результате ухудшилось экономическое положение. | Глава Врем. прав. Керенский попытался установить военную диктатуру с помощью армии генерала Корнилова. | |
Последствия | В стране начались массовые демонстрации. Милюков и Гучков вынуждены были покинуть правительство. В результате сформировано 1-е коалиционное: правительство, в котором возросла роль эсеров и меньшевиков. | Массовые демонстрации под лозунгами «Вся власть Советам!» Министры кадеты подали в отставку. Сформировано новое коалиционное правительство, ставшее полностью социалистическим. Врем. прав, теряет доверие масс. | Революционные силы сплотились для борьбы с контрреволюцией. Попытка установить военную диктатуру провалилась. Авторитет Врем. прав, в народе упал. |
4. Россия накануне октября 1917 года.
Вторая революция неизбежна?
Почему?
Закономерность это или случайность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку истории "Февральская революция"
Урок комбинированный. Цели и задачи: -Понимание причин падения монархии в России -Сущность двоевластия -Продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: П.А. Столыпин. "Тихая революция"
Урок с использованием ЭОР. Цель урока: Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворотаТип урока- урок ...
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
Конспект урока истории по теме "Итоги революции 1905-1907г"
Конспект урока истории....
Конспект урока "Первая русская революция 1905 - 1907 гг."
материал к уроку...
план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"
В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...