Конспект урока "Первая русская революция 1905 - 1907 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Цель урока: Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.
План урока
- Причины революции
- 9 января 1905г. – кровавое воскресение.
- Манифест 17 октября
- Монархисты и либералы
- Деятельность I и II Государственных Дум.
- Итог революции.
Ход урока
Орг.момент.
Проверка Д/З
Давайте вспомним, какие события или настроения могли вызвать волнения в России.
- Причины революции 1905-1907 гг.
1900 - 1903 гг.- экономический кризис
1904 - 1905 гг.- русско-японская война
Нерешённость крестьянского вопроса
Эксплуатация рабочих
Буржуазия не имела силы и не являлась оппозицией самодержавию
- 9 января 1905 года – «Кровавое воскресение»
3 января 1905 г. В ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Эту забастовку поддержали рабочие других предприятий Петербурга. Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Мирную демонстрацию возглавлял священник Гапон. Несколько тысяч жителей Петербурга в нарядных одеждах с иконами и изображениями царя шли к Зимнему дворцу чтобы просить защиты у царя-батюшки от произвола чиновников. Но начальник городской полиции приказал открыть огонь по демонстрантам. Расстрел мирной демонстрации получил широкий резонанс и в тот же день возникли массовые беспорядки.
Просмотр видео ролика.
Какие чувства вызывает у вас этот ролик? Что вы можете сказать о действиях властей? О настроениях людей?
Работа с документом Из Петиции рабочих.
Петиция рабочих
Меры против нищеты народной:
Передача земли народу и отмена выкупных платежей;
Отмена косвенных налогов, замена подоходным;
Прекращение войны по воле народа.
Меры против бесправия русского народа:
Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;
Предоставление прав и свобод личности;
Всеобщее обязательное народное образование;
Равенство перед законом.
Меры против гнёта капитала над трудом:
Отмена института фабричных инспекторов;
Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;
Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.
Как вы думаете, мог ли пойти на такие уступки император? Почему?
Выделяется 3 этапа революции:
I этап. (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.
II этап. (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции
III этап. (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – поражение революции.
I этап (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.
9 января 1905 г. – расстрел мирной демонстрации рабочих. Массовые беспорядки в Петербурге. Вслед за ними забастовки объявили рабочие Москвы, Риги и ряд других городов Украины, Закавказья
весна 1905 г. – волна первомайских стачек (600 тыс. человек). Наиболее крупной стала стачка в Иваново – Вознесенске (72 дня), в ходе которой избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе
лето 1905 г. – армия и флот охвачены революционным движением. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце «Князь Потемкин Таврический».
II этап (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции
октябрь 1905 г. – всеобщая октябрьская политическая стачка (2 млн. человек). Крестьянскими волнениями охвачено 1/3 уездов России. Николай II издает указ о прекращении взимания выкупных платежей за землю.
17 октября 1905 г. - император подписал Манифест
10-19 декабря 1905 г. – вооруженное восстание в Москве (6 тыс. человек).
В ответ на усиливающиеся беспорядки и боевые действия, Николай II подписал указ, который получил в истории название как «Манифест 17 октября 1905 года».
- Манифест 17 октября 1905 года.
Работа с текстом. (см. приложение)
Какие права получило российское население?
Какой новый орган государственной власти был обещан в Манифесте?
Какими полномочиями он наделялся?
Оцените значение манифеста.
Итак. Сделаем вывод, что согласно манифесту 17 октября царь шел на уступки в отношении ограничения собственной власти, так как соглашался с созданием государственной думы и признавал законное существование оппозиции, т.е. политических партий. Манифест гарантировал населению свободу слова, совести, вероисповеданий, выбора., а так же вводил всеобщее избирательное право, но равным ли было это право?
Таким образом, формируются три основные партии: либеральные, монархические, социалистические. Они имели свои взгляды по различным вопросам.
1 гос дума была распущена императорам, так как в ней не было согласия и она только распаляла огонь внутри страны. Сравните соотношений представителей различных партий. Эта дума не могла решить крестьянского вопроса и нужд населения.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
Первая русская революция 1905 - 1907 гг.
Проблемный урок, посвященный событиям Первой русской революции...
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...
Первая русская революция 1905-1907 гг. 11 класс. Проверочная работа. 4 варианта.
Проверочная работа направлена на выявление теоретического и фактического знания учащихся по теме: Первая русская революция 1905-1907 гг. Представлено 4 разных варианта. Оба задания предполагают развер...
Презентация на тему 1-ая русская революция 1905-1907. Автор Журавлев А.А.
Полезная презентация по истории 9 класс...
Презентация к теме "Первая русская революция 1905-1907"
Авторская презентация "Первая русская революция 1905-1907"...
Конспект по теме "Революция 1905-1907 гг."
Конспект по теме "Революция 1905-1907 гг."...