Методическая разработка урока «Начало Великой Отечественной Войны »
план-конспект по истории
Методическая разработка урока «Начало Великой Отечественной Войны »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_nachalo_velikoy_otechestvennoy_voyny_.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока «Начало Великой Отечественной Войны »
(урок по Истории России для 9 класса, по УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, История России. XX – XXI века.)
Автор:
Булатова Марна Викторовна
Место работы: МАОУ Коркинская СОШ
с.Коркинское
Должность: учитель истории и обществознания
2021 уч.год
Пояснительная записка
Урок «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны» разработан для 9 класса на основе УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «Начало Великой Отечественной Войны». На проведение данного урока отведен 1 час.
Место в структуре учебного курса: данный урок является начинающим в теме «Великая Отечественная война». Учащиеся не имеют знания о событиях Великой Отечественной войны, имеют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Данный урок позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задания, а также изучить новый материал.
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».
Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.
Задачи:
обучающие:
- Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный этап войны.
- Раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
- Познакомить учащихся с причинами поражений Красной Армии.
- Познакомить учащихся с оборонительным сражением за Москву, начала блокады Ленинград
развивающие:
- Развивать у учащихся логическое мышление.
- Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
- Формировать представление об основных периодах войны.
- Формировать навыки само- и взаимооценки.
воспитательные:
- Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
- Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.
Актуальность темы обуславливается тем, что сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная беседа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя.
Учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год, третья четверть.
Основное мероприятие: урок истории .
Участники: обучающиеся 9 класса.
Адресат: обучающиеся 9 класса.
Планируемые результаты:
предметные:
- умение работать с историческим источниками (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- овладение навыками устных и письменных ответов;
- умение видеть проблему, владеть способами ее решения и добиваться положительного результата;
личностные:
- умение работать в группах; развитие логического и критического мышления, культуры речи; слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
- воспитание качеств личности, обеспечивающих , способность принимать самостоятельные решения;
- развитие интереса к истории, гуманитарных способностей;
- осознание значения победы советского народа во всемирной истории и актуальности данной темы в современных условиях.
метапредметные:
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач.
План урока .
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка цели и задач урока, выведение проблемного вопроса.
4.Изучение нового материала.
5.Обобщение изученного материала
6.Домашнее задание
7.Рефлексия
Содержание урока
№ | Название этапа Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент ( 2 мин) | Здравствуйте, присаживайтесь. Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих учащихся на уроке. | Приветствуют учителя , проверяют свою готовность к уроку, называют отсутствующих. |
2. | Актуализация знаний. ( 3-5) | Беседа с классом по вопросам: - Когда началась вторая мировая война? - Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства? - Какую роль сыграл секретный дополнительный протокол? Выслушивает ответы учащихся дополняет своим рассказам. Рассказ учителя. Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне, обратите внимание на данные указанные в раздаточном материале лист №1 ( Приложение №1) Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны. | Учащиеся слушают учителя, отвечают на постановленные вопросы. Примерные ответы на поставленные вопросы: 1. 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу. 2. Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.) 2. Германия и СССР должны были консультироваться друг с другом по общим интересам, не входить в группировки держав, которые были прямо или косвенно направлены против другой стороны. А также разрешать споры исключительно мирным путем. |
3. | Постановка цели и задач урока, выведение проблемного вопроса. ( 3-5 мин.) | Рассказ учителя. Обычный воскресный день. Более чем 200 миллионов граждан планируют, как провести свой выходной: сходить в гости, сводить детей в зоопарк, кто-то спешит на футбол, кто-то – на свидание. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Запишите число и тему нашего урока в тетрадь. А теперь давайте попробуем вывести проблемный вопрос к теме нашего урока | Случают учителя, формируют тему, цель урока, делают записи в тетради. Выводят проблемный вопрос по теме урока. Пример. «Почему начало Великой Отечественной Войны было таким трагическим?» |
4 | Изучение нового материала. ( 20 мин.) | Рассказ учителя. I. Нападение Германии на СССР. Германия вероломно, неожиданно напала на Советский Союз. положив конец мирной жизни советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей, поколесившая судьбы десятков тысяч человек, унесшая жизни миллионом людей. 22 июня 1941 г. в полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, который сообщил, что «советское правительство и его глава товарищ Сталин» поручили сделать ему сообщение о начале войны. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования . В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников . Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня. Давайте послушаем сообщение по теме: « Мобилизация советских войск». Откройте свои словари и запишите новое понятие. ( Приложение №1 « Данные о вооружении сил Красной армии») II. Силы и планы сторон. Посмотрите таблицу и сделайте выводы по данным таблицы. ( Приложение №2 «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны») Рассказ учителя. План нападения Германии на СССР, основанный на принципе молниеносной войны, блицкрига. План начал разрабатываться летом 1940, а 18 декабря 1940 года Гитлер утвердил план, по которому войны должна была быть закончена, самое позднее, в ноябре 1941 года Откройте контурные карты и отметьте три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск) Сейчас мы свами прослушаем сообщение по теме: « План Барбаросса» . Рассказ учителя . Как вы поняли из сообщения план «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев . III. Неудачи Красной Армии летом - осенью 1941 года. Рассказ учителя. А сейчас я предлагаю вам поработать в группе со своим соседом по парте для этого откройте страницу 173 пункт 3 прочитайте его, осуждая ответе на вопросы. Беседа по вопросам: - В чем причины поражений Красной Армии в начале войны? - Военные потери советских и германских войск? IV. Битва за Москву. Рассказ учителя. Битва за Москву (Московская битва, Битва под Москвой, 30 сентября 1941 года — 20 апреля 1942 года) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступления советских войск (7 января — 30 марта 1942 года). В западной историографии битва известна как «Операция Тайфун». Сражение развернулось на пространстве, границы которого на севере проходили по реке Волге от Калязина до Ржева ,на западе по рокадной железнодорожной линии Ржев — Вязьма — Брянск, на юге — по условной линии Ряжск — Горбачёво — Дятьково. На оборонительном этапе сражения были проведены: Орловско Брянская, Вяземская, Можайско-Малоярославецкая, Калининская, Тульская, Клинско-Солнечногорская и Наро-Фоминская фронтовые операции. 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, проведя при этом ряд успешных фронтовых наступательных операций и отбросила врага на 150—300 километров от столицы. Битва за Москву - один из переломных моментов в Великой Отечественной Войне. Беседа по вопросам: - Дата Битвы за Москву? - Значение битвы за Москву? Запишите в тетради основные события битвы за Москву, название битвы. V. Рассказ учителя. Блокада Ленинграда. Рассказ учителя. 8 сентября 1941 года немецкофашистские войска овладели Шлиссельбургом и от резали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Просмотр видео по теме: « Начала блокады Ленинграда» Рассказ учителя: В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорван. | Учащиеся делают записи в тетрадях. Выступление с сообщением Задают вопросы по прослушанным сообщениям. Записываю в словарь новое понятие. Отвечают на задаваемые вопросы учителя. |
4. | Обобщение изученного материала. ( 2-5 мин.) | Рассказ учителя. Наш урок подходит к концу, поэтому с целью закрепления предлагаю вам решить тест. 1. Когда началась Великая Отечественная война: а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1940 г; в) 22 июня 1941 г; г) 22 июня 1942 . 2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР? 3. Укажите дату начала блокады Ленинградцы. 4. Сколько дней шла Блокада Ленинграда? 5. Дата начал битвы за Москву? | Решают тест по пройденному материалу. |
5 | Рефлексия ( 1-3 мин.) | Рассказ учителя. Сейчас я предлагаю вам заполнить лис самооценки ( Приложение №3 Лист самооценки) . | Заполняют лист самооценки. |
6. | Домашнее задание . ( 2 мин.) | Прочитать соответствующий параграф учебник, ответить на вопросы. | Записываю домашнее задание |
Используемы источник и литература.
1. Учебник история России. XX — начало XXI века. 9 класс» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта.
2. https://www.kp.ru/putevoditel/istoriya/bitva-za-moskvu-1941-1942-goda. Битва за Москву 1941-1942 года.
3. https://timegeo.ru/istoriya/blokada-leningrada. Блокада Ленинграда.
Приложение №1. Характеристика вооруженных сил Красная Армия .
-3/4 танков требовало списания;
-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;
-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;
-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;
-отсутствовала система противовоздушной обороны.
Приложение №2. Таблица «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны.
Германия, её союзники | СССР | |
Солдаты и офицеры | 190 дивизий | 170 дивизий |
Танки | 4,3 тыс. | 9,2 тыс. |
Самолеты | 5 тыс. | 8,5 тыс. |
Орудия и минометы | 48 тыс. | 47 тыс. |
Приложение №3 Лист самооценки
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.
Материал урока мне был понятен / не понятен__________________________________________________________________________________
На уроке мне понравилось ___________________________________________________________________________________________________
Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________________________________________________________________
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...