Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Лодягина Ирина Владимировна

Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii._vseobshchaya_istoriya_6_e_kl_2020-2021.docx85.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____1___от

 «31» августа  2020  г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего лица)

Минниханова К.Е.

«31» августа 2020 г.

«Утверждено»

приказом

директора МБОУ гимназии г. Советский от

«31» августа 2020 г.   № 263

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ»

для обучающихся 6 е  класса

(АООП ФГОС ООО с ОВЗ)

Количество часов:70

Программа составлена на основе

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014);

История России. ФГОС ООО.  Авторская программа A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкина «История России»

 УЧЕБНИК:

 учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова. -  М.: Просвещение, 2016 год

 УЧЕБНИК:

учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской под ред. Сванидзе А.А. Всеобщая история. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2016.

                                                                            Составитель: Лодягина И.В.,

                                                                                        учитель истории, обществознания

                                                                                          МБОУ гимназии г. Советский

2020-2021

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история. История России»  для 6е составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в редакции протокола №1\20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
  • КОНЦЕПЦИИ преподавания учебного предмета «История» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26;
  • Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)  6-9 класс МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2020 №263 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2020-2021 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский»;
  • Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014);

Предлагаемая рабочая программа по истории для 6 класса построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

В программе представлен интегративный курс: всеобщей истории эпохи Средневековья и Истории России с древнейших времён до конца XV в.

 Программа по истории адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программа построена с учетом специфики усвоения исторического учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по истории для 6-х классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей школьников ООО, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной программы по истории для учащихся с ЗПР очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.

Основная цель -  построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР  в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР в процесс обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Коррекционно – развивающие  задачи курса «История»:

  • коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей;
  • формирование из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития;
  • выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не только с ЗПР, добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе;
  • предоставить каждому ребёнку с ЗПР возможность включения в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
  • развитие общеучебных умений и навыков.

2.Общая характеристика учебного предмета «История»

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.

Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При этом как на уровне основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

3. Место предмета в учебном плане:

Содержание учебного предмета «История» для 6 класса изложено в ней в виде двух курсов - «История России» и «История Средних веков».

На изучение предмета в 6 классе отведено 2 часа в неделю, 35 недель, всего70 часов. Из них на историю Средних веков - 30 учебных часов, на историю России - 40 учебных часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в ФГОС:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип  ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого подхода от деятельности учебной к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);  принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с ФГОС предмет «История» должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

        Ключевой особенностью программы является формулирование целей изучения истории в виде линий развития личности школьника.

5. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История»

В соответствии с ФГОС ООО результаты обучения истории, как и других школьных предметов, условно подразделяются на личные, метапредметные и предметные.

 Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной;
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную (при помощи педагога);
  • использовать современные источники информации-материалы на электронных носителях под руководством педагога;
  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при  решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России в изучаемый период;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,

расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
  • описание характерных, существенных черт форм до государственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
  • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебник 1497и др.), записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
  • приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии

6. Содержание учебного предмета «История». 6 класс

 «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (30 ч.)

Введение (1 ч.). Что изучает история Средних веков. Этапы развития эпохи Средневековья.

Раздел I. Раннее Средневековье (10ч.).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Раздел II. Период расцвета, зрелости Средневековья (6 ч.).

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Раздел III. Позднее Средневековье (10 ч.).

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Итоговое повторение и обобщение «Наследие Средних веков в истории человечества» (1 час).

«ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 ч.)

Введение (1 ч.). Наша Родина – Россия.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч.)

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Тема 2. Русь в IX-  первой половине XII в. (10 ч.)

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства.

Тема 3. Русь в середине XII- начале XIII в.(4 ч.)

Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в.(10 ч.)

Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - XIV в.). Русские земли во второй половине XIII- XIV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (7 ч.)

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в Завершение образования Российского государства в конце XV- начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России» – 2 ч.

Резерв – 1 ч.

7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Всеобщая история

Лодягина И.В. 6 е класс.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение. Живое Средневековье. Повторение материала 5 класса.

1

 1-я нед

2

Образование варварских королевств. Повторение материала 5 класса.

1

 

3

Государство франков в VI-VIII веках.

1

2-я нед

4

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

 

5

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

3-я нед

6

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

 

7

Англия в раннее Средневековье.

1

4-я нед

8

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

 

9

Культура Византии.

1

5-я нед

10

Образование славянских государств.

1

 

11

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

6-я нед

12

Культура стран халифата

1

13

Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке.

1

 7-я нед

14

В рыцарском замке.

1

15

Формирование средневековых городов.

1

 8-я нед

16

Торговля в Средние века.

1

 

17

Горожане и их образ жизни.

1

9-я нед

18

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

19

Крестовые походы.

1

10-я нед

20

Как происходило объединение Франции.

1

 

21

Что англичане считают началом своих свобод.

1

11-я нед

22

Столетняя война.

1

 

23

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

12-я нед

24

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

25

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.

1

 13-я нед

26

Гуситское движение в Чехии.

1

27

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

 14-я нед

28

Образование и философия.

1

 

29

Средневековая литература и искусство.

1

15-я нед

30

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1

 

История России.

В ходе изучения основных тем курса истории России интегрировано предполагается изучение материала регионального компонента на 5 уроках.

№ урока

Тема урока

Содержание регионального компонента

1

Урок 1. Наша Родина -Россия

История ХМАО-Югры как часть истории страны и мира.

6

История заселения территории родного края в древности

археологические культуры на территории Югры

16

Урок истории и культуры родного края в древности

Древнейшие сведения о Югре

36

Родной край в истории и культуре Руси

Историческая география и отношения русских с жителями Югры

38

Итоговое повторение "Русь в середине XII- начале XIII в"

Исторические сведения о Югре в данный период

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Лодягина И.В., 6е класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

 1

Введение. Наша Родина-Россия.

1

16-я нед

 2

Классификация народов и языков России.

1

 3

Исторические источники Древней Руси. Науки, изучающие историю Древней Руси.

1

17-я нед

4

Неолитическая революция на территории современной России.

1

5

История заселения территории родного края в древности .

1

18-я нед

6

Образование первых государств.

1

7

Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны

1

19-я нед

8

Восточные славяне и их соседи

1

9

Первые известия о Руси

1

20-я нед

10

Становление Древнерусского государства: призвание варягов, княжение Олега

1

11

Становление Древнерусского государства: княжение Игоря и Ольги

1

21-я нед

12

Становление Древнерусского государства: княжение Святослава

1

13

Правление князя Владимира . Крещение Руси

1

22-я нед

14

Русское государство при Ярославе Мудром

1

 15

Русь при наследниках Ярослава Мудрого

1

23-я нед

 16

Владимир Мономах

1

 17

Общественный строй Древней Руси

1

24-я нед

 18

Церковная организация Древней Руси

1

 19

Урок истории и культуры родного края в древности

1

25-я нед

 20

Повседневная жизнь населения Древней Руси

1

21

Повторение по теме: «Русь в 9 – первой половине 12 в.»

1

26-я нед

22

Политическая раздробленность на Руси

1

23

Владимиро-Суздальское княжество

1

27-я нед

24

Новгородская республика

1

25

Южные и Юго-Западные русские княжества

1

28-я нед

26

Повторение по теме: «Русь в середине 12- начале 13 в.»

1

27

Монгольская империя и изменение политической карты мира.  Батыево нашествие на Русь

1

29-я нед

28

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

29

Золотая Орда

1

30-я нед

30

Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы.

1

31

Куликовская битва.

1

31-я нед

32

Культура в русских землях во второй половине 13-14 в.

1

33

Московское княжество в первой половине 15 в.

1

32-я нед

35

Распад Золотой Орды и его последствия

1

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

33-я нед

37

Русская православная церковь в XV в.- начале XVI в.

1

38

Родной край в истории и культуре Руси

1

34-я нед

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1

40

Резервный урок

1

35-я нед

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА  (ТСО)

1.1

Компьютер

Позволяют формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности школьников и организовать продуктивную образовательную среду на уроке.

1.2

Мультимедиа проектор

1.3

Принтер

1.4

Интернет

Полифункциональность мультимедийных средств позволяет их системно использовать в планировании и организации урока обществознания, решать задачу формирования базовых компетентностей у учащихся в процессе быстрой обработки учебной информации и обмена этой информацией на уроке.

1.5

МедиатекаCD и презентации в PowerPoint

2

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

2.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в форме тестового контроля)

2.2

Электронные библиотеки по курсу история

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-

2.3

Учебно-методические материалы:

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков

http://www.histori.ru

http://www.hist.msu.ru

http://www.hist.1 september.ru

http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm

Исторические фотодокументы, репродукции

http://www.auburn.edu

http://historiwars.narod/ru

Исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речейhttp://www.humanities.edu

Карты

http://www.ostu.ru/personal

Презентации

Справочные и дополнительные материалы по историиhttp://www.vseslova.ru

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  

http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru  - ФИПИ

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

http://rosolymp.ru/ - Всероссийская  Олимпиада школьников

http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, сообщество педагогов, новости…)

http://www.historic.ru -Historic.Ru: Всемирная история

http://rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах

http://www.worldhist.ru - Всемирная история: единое научно-образовательное пространство

http://www.world-history.ru - Всемирная история: сайт Д. Гришина

http://hist1.narod.ru - Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова

http://www.hrono.ru- ХРОНОС— Всемирная история в Интернете  

справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить  тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CDROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

3.1

Учебники: Всеобщая история. История средних веков 6 класс: учебник для 6 кл. общеобразоват. учрежд./  Е.В. Агибалова, Г.М. Донской: под ред. А.А. Сванидзе. –  М.: Просвещение, 2014 г.

История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.

.

3.3

Дидактический материал:КИМ. История Средних веков: 6 класс/. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2014.

Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс/ Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2015.

Сборники познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

3.4

Методическая литература:

 Игнатов А. В.  Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Методические рекомендации к учеб. Агибаловой Е.В., Г.М. Донского: пособие для учителей общеобразов. школ. – М.: Просвещение, 2012.

Арасланов О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО 2015.

 Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомен-дации. 6 кл.: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева.  М.: Просвещение, 2015.

Данилов А. А., Косулина Л.Г.  История России. 6 класс. С древнейших времен до к. XVI в. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2012.

Электронное пособие «История России» серии Методики.

3.5

Авторские рабочие программы по курсам «Всеобщая история» и «История России»

3.6

Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая  литература.

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-попул. и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

3.7

Учебный словарь по истории для основной школы.

3.8

Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники).

3.9

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

4

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

4.1

Демонстрационные таблицы по истории

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

4.2

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

4.3

Исторические карты

4.4

Комплект «Государственные символы РФ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» подготовлена Институтом коррекционной педагогики РАО как основа для соз...

Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание рабочей программы каждого педагога адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. ...

Адаптированная программа по физике для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных св...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...

Дополнительная адаптированная программа «Волшебный сундучок для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного творчества. Возраст: 7-...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...