Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_adaptirovannyh_i_individualnyh_programm.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация адаптированных и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
В законе об образовании РФ сказано, что каждый ребёнок
имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Основная цель это обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.
Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Реализация этих задач требует четко скоординированной работы различных специалистов.
Образовательный процесс , при реализации коррекционно – педагогической работы, строится на структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Организация коррекционно – педагогической работы строится на следующих принципах:
принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности коррекционно – педагогической работы является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
принцип междисциплинарного подхода. Специалисты (воспитатель, уч. логопед, уч. дефектолог, психолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, каждое полугодие проводят мониторинг детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Педагоги и специалисты ДОО ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
В настоящее время дети с ОВЗ посещают общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности. В группе могут быть дети с разными особыми образовательными потребностями, заданных характером нарушения их психического развития.
Работа с ребенком ОВЗ начинается с первых дней его присутствия в детском саду.
Родители особого ребёнка предоставляют в дошкольную организацию заключение ЦПМПК.
В заключении ЦПМПК прописываются специальные условия образования, в том числе адаптированная образовательная программа с учётом его нарушения. (В данном случае на экране представлено заключение ЦПМПК на ребёнка с ТНР, где прописывается, что он нуждается в предоставлении специальных условий образования по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяж.нар. речи.) В сентябре проводится мониторинг всеми специалистами, в том числе и воспитателями дошкольных групп. Затем с учетом рекомендаций ЦПМПК, результатов мониторинга, анализа анамнестических данных и если ребенок инвалид, то учитывается ИП реабилитации, разрабатывается рабочая программа.
Рабочая программа разрабатывается совместно специалистами и педагогами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Рабочая программа педагогов является частью Основной общеобразовательной программы ДОО (дошкольной общеобразовательной организации).
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дошкольного образования в конкретной возрастной группе. Содержание рабочей программы каждого педагога адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС Дош.Образования.
Структура рабочей программы состоит из следующих разделов: целевой, содержательный, организационная работа.
- Целевой раздел содержит
∙ Пояснительную записку, в которой указывается цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО; определяются условия, необходимые для реализации программы.
2.Содержательный раздел включает в себя
- Проектирование образовательного процесса, то есть, учебный план, режим работы группы, графики работы специалистов.
Рабочая программа составлена педагогами по реализации пяти образовательных областей на учебный год.
∙ Содержание образовательной деятельности (отражается посредством модели календарно-тематического планирования, проектируется с учетом: возрастных особенностей и образовательных потребностей воспитанников; также учитывается интеграция видов деятельности дошкольников; использования современных технологий и методик; организации взаимодействия с родителями.
3. Организационная работа включает в себя:
- требования к образовательной среде
- материально-техническое обеспечение
- расписания непосредственно образовательной деятельности (режим работы группы, графики работы специалистов.)
-учебно-методическое обеспечение
В приложениях к программе представлены содержание отдельных методик и технологий; конспекты занятий; сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей).
Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности планирования каждого педагога, составить целостную систему работы.
Для реализации программы создаются специальные условия. Специальные условия – это построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей.
- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
- Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту и особенностям детей, уровню их развития, формах работы с детьми.
Опираясь на рабочую программу, специалисты ДОО составляют индивидуальную программу развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на каждого ребенка имеющего заключение ЦПМПК.
В эту индивидуальную программу развития и воспитания входит:
Общие сведения о ребенке
Заключение ЦПМПК
Оценка особенностей развития ребенка психолого-педагогического консилиума Дошкольной Образовательной организации
Направление коррекционной деятельности специалистов.
Также прописываются необходимые условия.
На момент окончания действия этой программы прописывается положительная динамика и даются заключения. Так же перечисляются трудности, которые еще остаются у ребёнка. Работа по преодолению отставания в развития в той или иной области переходит в индивидуальную программу ребенка на следующий год.
В заключении можно сказать, что составление рабочей и индивидуальных программ, безусловно, является составной частью деятельности всего коллектива по созданию специальных условий и направлений коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная программа....
Индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная программа...
Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"
Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....