ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
материал по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ
Первая цель: Она должна гарантировать введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как «необучаемого»
Вторая цель: Стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучатся по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Третья цель: Для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ – ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА
Первый вариант Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценного жизненного опыта ребенка.
Второй вариант Первый вариант плюс дополнительным условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.
Третий вариант Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду.
Четвертый вариант: Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательно является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(выдержки из основных положений концепции,
разработанной в ИКП РАО)
Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» подготовлена Институтом коррекционной педагогики РАО как основа для создания государственных стандартов начального образования разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
При создании этой концепции как самые важные были выделены следующие цели:
Первое – она должна гарантировать введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как «необучаемого». Понятно, что решение этой задачи невозможно без выделения и стандартизации разных уровней результат образования.
Второе – стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы. Это необходимо, поскольку простое включение таких детей в общий поток обучения вне удовлетворения их особых образовательных потребностей даже при самых благих намерениях взрослых может иметь для них негативные последствия.
Третье – для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни. Поэтому в структуре содержания образования в стандарте впервые четко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции» и подчеркивается, что образование ребенка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии продвижения ребенка по этим двум направлениям.
ПРАВО ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИКЕ
Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Он должен гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, характера и тяжести нарушения психологического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из процесса образования, поскольку взрослый не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Вернуть ребенка в образовательное пространство можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, а также – специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Т.е. ребенок с ОВЗ наряду с образовательными потребностями, общими со всеми другими детьми, имеет еще и особые образовательные потребности, и открыть ему путь к образованию можно, только удовлетворяя их.
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ – НЕОДНОРОДНАЯ ПО СОСТАВУ ГРУППА ШКОЛЬНИКОВ
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно– двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
При этом столь выраженный диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в неё категории детей.
Специальный стандарт должен соответствовать возможностям и потребностям детей с ОВЗ: включать как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.
Для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, на практике обеспечивающая охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ СОСТАВА ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Необходимость выделения разных уровней, так же как разработка и стандартизация новых форм специального образования, связана и с современными тенденциями в качественном изменении состава группы детей с ОВЗ. Состав школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитании, что невозможно не учитывать при создании специального государственного стандарта общего образования. Речь идет о тех детях, которые да недавнего времени считались «необучаемыми» и не «воспринимались» существующей системой образования.
В специальной школе также растет число детей с комплексными (множественными) нарушениями развития, неспособных осваивать цензовый уровень общего образования, что, однако, не является основанием считать их необучаемыми.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ – ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА
Предлагаются четыре основных варианта специального стандарта образования, отвечающие особым образовательным потребностям всех детей с ОВЗ.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценного жизненного опыта ребенка.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Первый вариант плюс дополнительным условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.
Третий вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.
В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду.
Четвертый вариант специального стандарта
(индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательно является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома.
Таким образом, при разработке специального стандарта образования для каждой категории детей с ОВЗ необходимо определить, какие варианты стандарта могут быть востребованы. Применительно к каждому выбранному варианту стандарта должны быть предоставлены специфические для каждой категории детей требования:
- к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
- к условиям получения образования:
- к результатам школьного образования на каждой ступени.
ГОУ «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(выдержки из основных положений концепции,
разработанной в ИКП РАО)
Исполнитель: воспитатель
Шерстюк М.Ю.
2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размышления о Федеральном государственном стандарте общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для школы документ, определяющий все стороны работы школы, формирующий уклад школьной жизни.Сегодня реализация требований ста...
Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
"Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, - справедливо заметил А.А. Захаренко, народный учитель СССР. - Школа - это возвышенный дух, идея, мечта, которые увлекают сразу...
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход. Иностранные языки
Цель: создание условий для достижения новых образовательных результатовКачество Образования - Деятельностный подход - Развитие личности - Обретение духовно- нравственного...
Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В данном докладе даются рекомендации по проведению физкультминуток. Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке, прослушивания звуков природы: журчанье ручья,...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...