ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа по истории (5, 6, 7 класс)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»

Рассмотрено

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ______ от  __________ г.

Руководитель МО_____/_________/

Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № _____от ____________ г.

Приложение №_____ к ООП ООО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021 учебный год

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_____________________ /Строчинский С.А./

приказ № ______от  ___________________ г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

 для  6А  класса

на 2020-2021 учебный год

        

Составитель: Гневышева Анастасия Валерьевна

Должность: учитель истории и обществознания

Согласовано: заместитель директора по учебной работе __________/_________./  « 31 » августа 2020г.

город Нижневартовск, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету Истоки разработана на основе авторской программы «Истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина М: Издательский дом «Истоки».  Учебное пособие по предмету «Истоки» для 6 класса имеет название «Слово и образ России». По замыслу автора знакомство с его содержанием должно помочь ученикам сделать еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа.

Данный курс реализуется по направлению духовно нравственного развития школьников в плане реализации внеурочной деятельности ООП на уровне ООО.

Курс «Истоки» способствует приобретению таких важных качеств, как:

  • чувство собственной ценности;
  • чувство защищенности, уверенность в поддержке;
  • доверие к оценке, отношениям, чувствам (ребенок готов высказывать свое мнение по разным вопросам)
  • позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
  • способность к сопереживанию, к совершенствованию.

Для того, чтобы Слово и Образ Отечества проявились во всей своей полноте, красоте и величии, запечатлелись в душе ученика, необходимо обеспечить их целостное восприятие, осмысление и прочувствование. Уровень мотивации зависит от того, насколько планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный фон уроков.

Общие цели данного курса соответствуют специфики внеурочной деятельности :

  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Планируемые результаты освоения курса социокультурные истоки:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы учебного курса

Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.

Отечество.)

Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.

Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества.  Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.

Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.

Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.

Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.

Столица, края и земли.

Происхождение слова «столица».

Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.

Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.

Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.

Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.

Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.

Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы  на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.

Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.

Рубежи и пределы.

Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.

Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.

Образы западных  рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.

Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к  удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.

Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».

Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной. Обобщение.

Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.

Город.

Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства. Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.

Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.

Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.

Деревня.

Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.

Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.

Образа сельского храма и часовни.

Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.

Памятные и святые места

Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.                             

 Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.

Жизненный круг времени.

Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.

Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и  чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.

Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.

Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.

Старость: сила духа и немощи совершенства.

Годичный круг времени.

Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.

Год  январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.

Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.

Седмица. (2 часа) Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая. Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.

Обобщающее повторение

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел

Введение

1

1

Отечество.

1

Раздел

Слово о образ Отечества

10

2

Святая Русь

1

3

Столица. Стольный град Москва.

1

4

Столица. Стольный град Москва.

1

5

Ядро земли Русской (Золотое кольцо России).

1

6

Ядро земли Русской (Золотое кольцо России).

1

7

Северная Фиваида

1

8

Поморы. Земля Новгородская

1

9

Поволжье. Сибирь

1

10

Рубежи и пределы

1

11

Рубежи и пределы

1

Раздел

Слово и образ малой родины

11

12

Милая моя Родина…

1

13

Город. Семейство русских городов

1

14

С чего начинается город?»

1

15

Духовная жизнь города

1

16

Жизнь и быт горожан

1

17

Города легендарные

1

18

Образы деревни

1

19

Ритмы жизни деревни

1

20

Памятные и приметные места. Гора. Дерево

1

21

Камень. Родник. Источник

1

22

Остров. Озеро. Лукоморье

1

Раздел

Слово и образ времени

10

23

Жизненный круг

1

24

Отрочество и юность

1

25

Семилетия зрелости

1

26

Семилетия зрелости

1

27

Годичный круг времени

1

28

Зима. Весна. Лето. Осень

1

29

Всему свое время

1

30

Малые круги жизни

1

31

День и час

1

32

Ценность времени

1

33-34

Повторительно-обобщающий урок «Наше Отечество»

2



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»

Рассмотрено

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ______ от  __________ г.

Руководитель МО_____/_________/

Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № _____от ____________ г.

Приложение №_____ к ООП НОО ООО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021учебный год

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_____________________ / Строчинский С.А. /

приказ № ______от  ___________________ г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

 для  7А класса

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Гневышева Анастасия Валерьевна

Должность: учитель истории и обществознания

Согласовано: заместитель директора по учебной работе __________/_________./  « 31 » августа  2020 г.

город Нижневартовск, 2020 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Истокам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Примерной программы по «Истокам» 5-9 классы и авторской программы под редакцией А.В. Камкин «Истоки. 7 класс», издательство «Истоки», 2012 год.

Программа ориентирована на УМК: предметную линию учебника: Камкин А.В. «Истоки»: учеб. пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2012.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально - культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Планируемые результаты освоения курса социокультурные истоки в 7 классе:

  • В образовательном отношении –освоение социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;
  • В воспитательном отношении – воздействие на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;
  • В личностно – развивающем отношении – обогащение социального и нравственного опыта подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

Курс «Истоки» проблемно и тематически связан с содержанием предыдущих курсов. Он углубляет и развивает такие раннее представленные темы как «Труд земной» (2 класс), «Надежда» (3 класс), «Традиции дела» (4 класс),  «Соха и топор», «Соловки» (5 класс), «Слово и образ времени» (6 класс).

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного курса

Тема 1. Введение.Крестьяне

        Введение. Высокий смыслосновных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение- чтобы освятить мир и защитить душу;управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. сословие - люди, живущие в согласии со словом, предназначением своего дела. Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства. Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка. Семейное, общественное и государственное служение крестьянина. Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба. Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела. Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

Тема 2. Мастера-ремесленники

Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, признанное личное мастерство ремесленника. Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд. Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая. Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.). Мастера-храмостроители. Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.

Тема 3. Купцы и предприниматели

Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми. Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал. Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей. Правила чести российского предпринимательства. Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.

Тема 4. Священство

Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства. Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.  «Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему. Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.  Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства. Священство - «соль» Церкви.

Тема 5. Воинство

        Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войскои мощныйморской флот. Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы. Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.        Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести.        Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны. Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества. Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

Тема 6. Повторение

Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Традиции моего Отечества.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел

Введение.  Крестьянство

7

1

Введение. Высокий смысл человеческой деятельности

1

2

Предназначение своего дела

1

3

Крестьянское сословие во все времена

1

4

Крестьянское дело

1

5

Великое слово крестьянского дела

1

6

Духовный смысл крестьянского дела

1

7

Традиции земледелия сегодня

1

Раздел

Мастера – ремесленники

5

8

Ремесленники

1

9

Ремесло и производственный труд

1

10

Смысл ремесла

1

11

Жизненные уроки ремесла

1

12

Слово и дело ремесленника

1

13

Купцы и предприниматели

7

14

Купцы и предприниматели

1

15

Дело купца и предпринимателя

1

16

Наживать добро или творить добро?

1

17

Деловые люди – в чем их Слово?

1

18

Духовный смысл предпринимательства

1

19

Высокий смысл  Труда

1

20

Традиции праведного дела. Обобщающий урок

1

Раздел

Священство

5

21

Тысячелетнее служение Отечеству

1

22

Священнослужители и церковнослужители

1

23

Монашество

1

24

Священство как сословие

1

25

Духовное воинство

1

Раздел

Воинство

10

26

На защите своей земли

1

27

Право и долг

1

28

Виды и рода войск

1

29

Атрибуты воинства

1

30

Воинские заповеди

1

31

Надежный щит Отечества

1

32

Смысл и предназначение воинского служения

1

33

Воинское служение Отечеству

1

34

Служение Отечеству – особое предназначение человека

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»

Рассмотрено

на заседании МО учителей  

гуманитарного цикла

Протокол № ______ от  __________ г.

Руководитель МО_____/_________/

Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № _____от ____________ г.

Приложение №_____ к ООП  ООО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021 учебный год

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_____________________ /_______________/

приказ № ______от  ___________________ г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я – исследователь»

 для  8  класса

на 2020-2021 учебный год

        

Составитель: Гневышева Анастасия Валерьевна

Должность: учитель истории и обществознания

Согласовано: заместитель директора по учебной работе __________/_________./  «31» августа 2020г.

город Нижневартовск, 2020 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  По окончании 8 класса планируется достижение определенных личностных результатов освоения курса «Я - исследователь»:

  • формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
  • формирование личностных ценностей, гражданской позиции;
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
  • осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
  • воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
  • формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Предметные:

  •  обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
  •  развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
  • обучение общим правилам защиты проекта, правилам оформления реферата;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать задачи исследования и гипотезы;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
  • формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования;
  • самостоятельно проводить исследования и интерпретировать данные;
  • качественно и количественно описывать и представлять результаты исследований;
  • оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ;
  • публично защищать представленные работы.

Метапредметные:

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов
  • развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
  • формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
  • развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Исследовательская деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. В работе курса должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля, индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся.

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно - практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (4 часа)

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

II. Методология научного творчества (12 часов)

Основные понятия научно-исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез; исторический метод. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

III. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)

1. Выбор темы.

2. Составление плана научно-исследовательской работы.

3. Работа с научной литературой.

4. Работа с понятийным аппаратом.

5. Опытно-экспериментальная работа.

IV. Оформление исследовательской работы (7 часов)

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы.

V. Представление результатов научно-исследовательской работы (3 часа)

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Раздел

I. Введение

4

1

Виды исследовательских работ: доклад, реферат

1

2

Виды исследовательских работ: проект, рецензия

1

3

Формы представления исследовательских работ

1

4

Требования к оформлению реферата

1

Раздел

II. Методология научного творчества

12

5

Проектная деятельность

1

6

Структура проекта

1

7

Виды проектов

1

8

Последовательность работы над проектом

1

9

Основные понятия научно-исследовательской работы 

1

10

Выбор темы.

1

11

Работа с источниками информации

1

12

Работа с научной информацией

1

13

Представление цели, задач, гипотезы

1

14

Объект и предмет исследования

1

15

Выбор методов и методики проведения исследования

1

16

Описание процесса исследования,

1

Раздел

III. Этапы работы в рамках научного исследования

8

17

Выбор темы.

1

18

Составление плана научно-исследовательской работы.

1

19

Работа с научной литературой.

1

20

Работа с понятийным аппаратом.

1

21

Опытно-экспериментальная работа.

1

22

Опытно-экспериментальная работа.

1

23

Опытно-экспериментальная работа.

1

24

Опытно-экспериментальная работа.

1

IV. Оформление исследовательской работы (7 часов)

7

25

Структура содержания исследовательской работы

1

26

Введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников

1

27

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы

1

28

Общие правила оформления текста

1

29

Требования к докладу.

1

30

Формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки

1

31

Сноски и примечания, приложения

1

Раздел

V. Представление результатов научно-исследовательской работы

3

32

Психологический аспект готовности к выступлению

1

33

Представление результатов научно-исследовательской работы

1

34

Культура выступления и ведения дискуссии

1

Итого

34

Список литературы

1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе М. Вербум  М,2009 г.

2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? Завуч. – 2001 №1

3. Леонтович А.В.  Рекомендации по написанию исследовательской работы Завуч. – 2001 №1

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

5. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...