ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа по истории (5, 6, 7 класс)
Программы, разработки, сценарии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ______ от __________ г. Руководитель МО_____/_________/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № _____от ____________ г. | Приложение №_____ к ООП ООО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021 учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _____________________ /Строчинский С.А./ приказ № ______от ___________________ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
для 6А класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гневышева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Согласовано: заместитель директора по учебной работе __________/_________./ « 31 » августа 2020г.
город Нижневартовск, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету Истоки разработана на основе авторской программы «Истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина М: Издательский дом «Истоки». Учебное пособие по предмету «Истоки» для 6 класса имеет название «Слово и образ России». По замыслу автора знакомство с его содержанием должно помочь ученикам сделать еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа.
Данный курс реализуется по направлению духовно нравственного развития школьников в плане реализации внеурочной деятельности ООП на уровне ООО.
Курс «Истоки» способствует приобретению таких важных качеств, как:
- чувство собственной ценности;
- чувство защищенности, уверенность в поддержке;
- доверие к оценке, отношениям, чувствам (ребенок готов высказывать свое мнение по разным вопросам)
- позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
- способность к сопереживанию, к совершенствованию.
Для того, чтобы Слово и Образ Отечества проявились во всей своей полноте, красоте и величии, запечатлелись в душе ученика, необходимо обеспечить их целостное восприятие, осмысление и прочувствование. Уровень мотивации зависит от того, насколько планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный фон уроков.
Общие цели данного курса соответствуют специфики внеурочной деятельности :
- Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
- Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
- Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
- Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
- Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.
Планируемые результаты освоения курса социокультурные истоки:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы учебного курса
Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.
Отечество.)
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.
Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли.
Происхождение слова «столица».
Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.
Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы.
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».
Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной. Обобщение.
Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.
Город.
Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства. Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.
Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.
Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Деревня.
Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образа сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Памятные и святые места
Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.
Жизненный круг времени.
Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.
Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.
Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени.
Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.
Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.
Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица. (2 часа) Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая. Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Обобщающее повторение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел | Введение | 1 | ||
1 | Отечество. | 1 | ||
Раздел | Слово о образ Отечества | 10 | ||
2 | Святая Русь | 1 | ||
3 | Столица. Стольный град Москва. | 1 | ||
4 | Столица. Стольный град Москва. | 1 | ||
5 | Ядро земли Русской (Золотое кольцо России). | 1 | ||
6 | Ядро земли Русской (Золотое кольцо России). | 1 | ||
7 | Северная Фиваида | 1 | ||
8 | Поморы. Земля Новгородская | 1 | ||
9 | Поволжье. Сибирь | 1 | ||
10 | Рубежи и пределы | 1 | ||
11 | Рубежи и пределы | 1 | ||
Раздел | Слово и образ малой родины | 11 | ||
12 | Милая моя Родина… | 1 | ||
13 | Город. Семейство русских городов | 1 | ||
14 | С чего начинается город?» | 1 | ||
15 | Духовная жизнь города | 1 | ||
16 | Жизнь и быт горожан | 1 | ||
17 | Города легендарные | 1 | ||
18 | Образы деревни | 1 | ||
19 | Ритмы жизни деревни | 1 | ||
20 | Памятные и приметные места. Гора. Дерево | 1 | ||
21 | Камень. Родник. Источник | 1 | ||
22 | Остров. Озеро. Лукоморье | 1 | ||
Раздел | Слово и образ времени | 10 | ||
23 | Жизненный круг | 1 | ||
24 | Отрочество и юность | 1 | ||
25 | Семилетия зрелости | 1 | ||
26 | Семилетия зрелости | 1 | ||
27 | Годичный круг времени | 1 | ||
28 | Зима. Весна. Лето. Осень | 1 | ||
29 | Всему свое время | 1 | ||
30 | Малые круги жизни | 1 | ||
31 | День и час | 1 | ||
32 | Ценность времени | 1 | ||
33-34 | Повторительно-обобщающий урок «Наше Отечество» | 2 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ______ от __________ г. Руководитель МО_____/_________/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № _____от ____________ г. | Приложение №_____ к ООП НОО ООО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _____________________ / Строчинский С.А. / приказ № ______от ___________________ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
для 7А класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гневышева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Согласовано: заместитель директора по учебной работе __________/_________./ « 31 » августа 2020 г.
город Нижневартовск, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Истокам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Примерной программы по «Истокам» 5-9 классы и авторской программы под редакцией А.В. Камкин «Истоки. 7 класс», издательство «Истоки», 2012 год.
Программа ориентирована на УМК: предметную линию учебника: Камкин А.В. «Истоки»: учеб. пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2012.
Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально - культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Планируемые результаты освоения курса социокультурные истоки в 7 классе:
- В образовательном отношении –освоение социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;
- В воспитательном отношении – воздействие на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;
- В личностно – развивающем отношении – обогащение социального и нравственного опыта подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.
Курс «Истоки» проблемно и тематически связан с содержанием предыдущих курсов. Он углубляет и развивает такие раннее представленные темы как «Труд земной» (2 класс), «Надежда» (3 класс), «Традиции дела» (4 класс), «Соха и топор», «Соловки» (5 класс), «Слово и образ времени» (6 класс).
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение.Крестьяне
Введение. Высокий смыслосновных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение- чтобы освятить мир и защитить душу;управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. сословие - люди, живущие в согласии со словом, предназначением своего дела. Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства. Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка. Семейное, общественное и государственное служение крестьянина. Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба. Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела. Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.
Тема 2. Мастера-ремесленники
Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, признанное личное мастерство ремесленника. Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд. Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая. Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.). Мастера-храмостроители. Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.
Тема 3. Купцы и предприниматели
Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми. Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал. Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей. Правила чести российского предпринимательства. Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.
Тема 4. Священство
Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства. Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей. «Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему. Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества. Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства. Священство - «соль» Церкви.
Тема 5. Воинство
Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войскои мощныйморской флот. Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы. Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики. Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны. Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества. Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.
Тема 6. Повторение
Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Традиции моего Отечества.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел | Введение. Крестьянство | 7 | ||
1 | Введение. Высокий смысл человеческой деятельности | 1 | ||
2 | Предназначение своего дела | 1 | ||
3 | Крестьянское сословие во все времена | 1 | ||
4 | Крестьянское дело | 1 | ||
5 | Великое слово крестьянского дела | 1 | ||
6 | Духовный смысл крестьянского дела | 1 | ||
7 | Традиции земледелия сегодня | 1 | ||
Раздел | Мастера – ремесленники | 5 | ||
8 | Ремесленники | 1 | ||
9 | Ремесло и производственный труд | 1 | ||
10 | Смысл ремесла | 1 | ||
11 | Жизненные уроки ремесла | 1 | ||
12 | Слово и дело ремесленника | 1 | ||
13 | Купцы и предприниматели | 7 | ||
14 | Купцы и предприниматели | 1 | ||
15 | Дело купца и предпринимателя | 1 | ||
16 | Наживать добро или творить добро? | 1 | ||
17 | Деловые люди – в чем их Слово? | 1 | ||
18 | Духовный смысл предпринимательства | 1 | ||
19 | Высокий смысл Труда | 1 | ||
20 | Традиции праведного дела. Обобщающий урок | 1 | ||
Раздел | Священство | 5 | ||
21 | Тысячелетнее служение Отечеству | 1 | ||
22 | Священнослужители и церковнослужители | 1 | ||
23 | Монашество | 1 | ||
24 | Священство как сословие | 1 | ||
25 | Духовное воинство | 1 | ||
Раздел | Воинство | 10 | ||
26 | На защите своей земли | 1 | ||
27 | Право и долг | 1 | ||
28 | Виды и рода войск | 1 | ||
29 | Атрибуты воинства | 1 | ||
30 | Воинские заповеди | 1 | ||
31 | Надежный щит Отечества | 1 | ||
32 | Смысл и предназначение воинского служения | 1 | ||
33 | Воинское служение Отечеству | 1 | ||
34 | Служение Отечеству – особое предназначение человека | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ______ от __________ г. Руководитель МО_____/_________/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № _____от ____________ г. | Приложение №_____ к ООП ООО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021 учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _____________________ /_______________/ приказ № ______от ___________________ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
для 8 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гневышева Анастасия Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Согласовано: заместитель директора по учебной работе __________/_________./ «31» августа 2020г.
город Нижневартовск, 2020 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании 8 класса планируется достижение определенных личностных результатов освоения курса «Я - исследователь»:
- формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
- формирование личностных ценностей, гражданской позиции;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
- осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
- воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
- формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Предметные:
- обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
- развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
- обучение общим правилам защиты проекта, правилам оформления реферата;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
- формулировать задачи исследования и гипотезы;
- делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
- формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования;
- самостоятельно проводить исследования и интерпретировать данные;
- качественно и количественно описывать и представлять результаты исследований;
- оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ;
- публично защищать представленные работы.
Метапредметные:
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов
- развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
- формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
- развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Исследовательская деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. В работе курса должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля, индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся.
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно - практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение (4 часа)
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.
Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
II. Методология научного творчества (12 часов)
Основные понятия научно-исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез; исторический метод. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.
III. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
1. Выбор темы.
2. Составление плана научно-исследовательской работы.
3. Работа с научной литературой.
4. Работа с понятийным аппаратом.
5. Опытно-экспериментальная работа.
IV. Оформление исследовательской работы (7 часов)
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы.
V. Представление результатов научно-исследовательской работы (3 часа)
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Раздел | I. Введение | 4 | ||
1 | Виды исследовательских работ: доклад, реферат | 1 | ||
2 | Виды исследовательских работ: проект, рецензия | 1 | ||
3 | Формы представления исследовательских работ | 1 | ||
4 | Требования к оформлению реферата | 1 | ||
Раздел | II. Методология научного творчества | 12 | ||
5 | Проектная деятельность | 1 | ||
6 | Структура проекта | 1 | ||
7 | Виды проектов | 1 | ||
8 | Последовательность работы над проектом | 1 | ||
9 | Основные понятия научно-исследовательской работы | 1 | ||
10 | Выбор темы. | 1 | ||
11 | Работа с источниками информации | 1 | ||
12 | Работа с научной информацией | 1 | ||
13 | Представление цели, задач, гипотезы | 1 | ||
14 | Объект и предмет исследования | 1 | ||
15 | Выбор методов и методики проведения исследования | 1 | ||
16 | Описание процесса исследования, | 1 | ||
Раздел | III. Этапы работы в рамках научного исследования | 8 | ||
17 | Выбор темы. | 1 | ||
18 | Составление плана научно-исследовательской работы. | 1 | ||
19 | Работа с научной литературой. | 1 | ||
20 | Работа с понятийным аппаратом. | 1 | ||
21 | Опытно-экспериментальная работа. | 1 | ||
22 | Опытно-экспериментальная работа. | 1 | ||
23 | Опытно-экспериментальная работа. | 1 | ||
24 | Опытно-экспериментальная работа. | 1 | ||
IV. Оформление исследовательской работы (7 часов) | 7 | |||
25 | Структура содержания исследовательской работы | 1 | ||
26 | Введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников | 1 | ||
27 | Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы | 1 | ||
28 | Общие правила оформления текста | 1 | ||
29 | Требования к докладу. | 1 | ||
30 | Формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки | 1 | ||
31 | Сноски и примечания, приложения | 1 | ||
Раздел | V. Представление результатов научно-исследовательской работы | 3 | ||
32 | Психологический аспект готовности к выступлению | 1 | ||
33 | Представление результатов научно-исследовательской работы | 1 | ||
34 | Культура выступления и ведения дискуссии | 1 | ||
Итого | 34 |
Список литературы
1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе М. Вербум М,2009 г.
2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? Завуч. – 2001 №1
3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы Завуч. – 2001 №1
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
5. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-248453-1371749269.jpg)
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567068-1421574654.jpg)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-496789-1413115104.jpg)
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-800939-1467709235.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-807125-1471793499.jpg)
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...