Адаптированная программа для 6 класса по Истории
рабочая программа по истории (6 класс)

Тюменцева Ольга Дмитриевна

Адаптированная рабочая программа для индивидуальных занятий в 6 классе по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_6_klassa_po_istorii.docx60.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное  общеобразовательное учреждение

        «Лицей № 15» муниципального образования

городской округ Люберцы  

Московской области

                                                                                                                                                                  Утверждаю

                                                                              Директор МОУ  «Лицей  № 15»                                                                                                                                                  

                                                                                           ________А. Г. Ткачёва  

«____» _____________ 2020 г

Адаптированная рабочая программа по истории

для учащихся 6 класса

         

          Составитель:

учитель высшей  квалификационной категории

Тюменцева Ольга Дмитриевна

     

  2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка.

Предлагаемая рабочая программа по истории для 6 класса построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. В программе представлен интегративный курс: всеобщей истории эпохи Средневековья и Истории России с древнейших времён до конца XV в. Программа по истории адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения исторического учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по истории для 6-х классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей школьников ООО, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной программы по истории для учащихся с ЗПР очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.

Основная цель -  построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР  в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР в процесс обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Коррекционно – развивающие  задачи курса «История»:

  • коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей;
  • формирование из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития;
  • выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не только с ЗПР, добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе;
  • предоставить каждому ребёнку с ЗПР возможность включения в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
  • развитие общеучебных умений и навыков.

Рабочая программа по истории рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти. Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь с жизнью. Для эффективного усвоения учащимися ЗПР учебного материала по истории для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе.

При составлении рабочей программы по истории учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы, исключены из рассмотрения.

В ходе преподавания истории по адаптированной программе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • ясного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;
  • поиска информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО второго поколения и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно – деятельностного подхода в обучении обществознания, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Принцип работы с учащимися с ЗПР по адаптированным программам - это речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.

Адаптированная рабочая программа по истории составлена на основе нормативно ­ правовых  документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4. Планируемые результаты основного общего образования;

5. Примерные программы основного общего образования по истории:

  • Рабочие программы по Всеобщей истории к предметной линии учебников Вигасина А.А.  - Сороко-Цюпы А.О. М.: Просвещение, 2019.
  • Рабочая программа и тематическое планированиекурса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб.пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М.: Просвещение, 2019.

6. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

8. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »;

9.На базе ООП ООО с учетом АОП обучающегося с задержкой психического развития  и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями ребенка;

На основании педагогического и психологического представлений были выработаны рекомендации, которые помогут учащимся с ЗПР усвоить школьную программу по истории, преодолеть трудности в обучении. Данная программа сохраняет обязательный минимум содержания. Темы, которые являются  сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке. Такой поход позволит обеспечить усвоение обязательного минимума содержания обществоведческого образования. В данной программе акцент делается на формирование знаний по истории, навыков анализа, синтеза, сравнения,  обогащения словаря,  обучение пересказу параграфа, выделение главной мысли в тексте. Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение исторических понятий, в связи с этим были внесены изменения в объем теоретических сведений для детей с ЗПР: некоторый материал программы дается для ознакомительного для обзорного изучения с опорой на наглядность, карту. Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Оценивание деятельности учащихся с задержкой психического развития.

Знания, умения и навыки учащихся по истории оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Оценка «5» материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.

Оценка «4» в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно, отдельные умения недостаточно сформированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Сравнение исторических событий и явлений (по готовому алгоритму с текстом учебника)

«5» - учащийся умеет выделять линии сравнения; общие и различные черты (самостоятельно);

«4» - допустил ошибки, но выполнял сам;

«3» - допустил существенные ошибки; нуждается в совместной деятельности.

Устный ответ

«5»        -        Содержательный,        логичный        рассказ        (не        менее        5-7        предложений), использование терминологии.

«4» - Тема раскрыта (4-5 предложений); выбраны точные слова; использование терминологии.

«3» - 2 - 3 предложения; ответ по наводящим вопросам; односложные ответы.

Работа с текстом

«5» -учащийся понимает логику изложения материала, самостоятельно выбирает самое важное; без затруднений отвечает на вопросы по тексту.

«4» - учащийся понимает изложенный материал, с помощью учителя выбирает важное; может отвечать на вопросы по тексту.

«3» - Чтение, понимание только при помощи учителя.

За письменные работы:

«5» - 81-100% выполненных заданий

«4» - 61-80% выполненных заданий

«3» - 41-60% выполненных заданий

«2» - 0-40% выполненных заданий

Структура документа

Адаптированная рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, содержание учебного предмета.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ «Лицей 15» отводит для обязательного изучения истории в 6 классе не менее 68 учебных часов, из расчета 0.5  часа  в неделю.

Адаптированная рабочая программа рассчитана на 68 часов, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания по истории у учащихся, оканчивающих 6 класс, формируются:

Личностные результаты

  • российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных  ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его        мнению,        мировоззрению,        культуре,        языку,        вере,        гражданской        позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • фиксировать        и        анализировать        динамику        собственных        образовательных результатов.

 Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы:
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно        указывать        на        информацию,        нуждающуюся        в        проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • Смысловое чтение:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • резюмировать главную идею текста;
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, проектные работы.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • строить        позитивные        отношения        в        процессе        учебной        и        познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • осуществлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, к освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты

 История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)

Учащийся научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;

получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

 Всеобщая история

История Средних веков

1.

Раннее Средневековье

8

2.

Расцвет Средневековья

8

3.

«Осень» Средневековья

8

 История России

От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)

4.

Введение

2

5.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

4

6.

Русь в конце X – начале XII в.

12

7.

Русь в середине XII– начале XIII века

6

8.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

5

9.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и

Сибири в XIII-XV вв.

5

10.

Формирование единого Русского государства в XV веке

5

11.

Подмосковье в древности и в средние века

4

Резерв времени

6

Итого:

68

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Всеобщая история

 История Средних веков

Раннее Средневековье (8 ч)

Происхождение понятия «Средние века». Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков.

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

Остготская Италия.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в.

Византийская империя. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане.

Условия жизни и занятия арабов. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата.

Расцвет Средневековья (8 ч)

Сословный строй в Западной Европе. Феод и установление вассальных отношений. Феодализм. Вассалитет. Феодальная иерархия. Рыцарство. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Основы могущества церкви. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Значение Крестовых походов.

Власть духовная и светская. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв.

Духовный мир европейского средневекового человека. Возникновение университетов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

«Осень» Средневековья (8 ч)

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. Крестьянские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Столетняя война. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Культурное наследие Средневековья. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв.

Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Гуситское движение. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Рус. Гуситские войны и их значение.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Природные условия Индии. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека.

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Освоение человеком Америки.

Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

 История России

 От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)

Введение (2 ч)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Русь в конце X – начале XII (12 ч)

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:

«Русская Правда», церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и- Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство . Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.

«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русские земли в середине XII– начале XIII века (6 ч)

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Народы и государства

степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. (5 ч)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо- Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери

и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке (5 ч)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Московская областьв древности и в средние века (4 ч)

Как жили наши предки в далёком прошлом. Наш край в период бронзового века. Жизнь наших предков в железном веке.

Резерв времени (6 ч)

 Приложение

Календарно -тематическое планирование Всеобщая история (12 ч)

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

0.5

История России.(22 ч)

№ п/п

Тема урока

Кол- во

часов

Дата проведения

Приме чание

план

факт

Тема 4. Народы и государства на территории нашей страны в древности (7 ч)

27

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

0.5

28

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э.

0.5

29

Первые государства Восточной Европы

0.5

30

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Народы и государства на территории нашей страны в древности»

0.5

31

Образование Древнерусского государства: причины, предпосылки, начало объединения

земель восточных славян1

0.5

32

Образование Древнерусского государства:

первые князья и их деятельность

0.5

33

Русь в конце Х-начале XI века. Принятие

христианства

0.5

34

Русь в первой половине XI века. Становление государства. Ярослав Мудрый и его

деятельность

0.5

35

Русь во второй половине XI века

0.5

36

Русь в конце XI – начале XII в. Владимир

Мономах

0.5

37

Общественный строй Древней Руси

0.5

38

Древнерусская культура: влияние христианства

на культуру. Литература.

0.5

39

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Русь в IX-первой половине XII века»

0.5

40-

Контрольная работа по теме «Образование и

распад Древнерусского государства»

0.5

Тема 6. Русь в середине XII – начале XIII века (3 часа)

41

Начало удельного периода. Княжества Южной

Руси.

0.5

42

Княжества Северо-Восточной Руси

0.5

43

Боярские республики Северо-Западной Руси

0.5

44

Культура Руси в домонгольский период

0.5

45

Урок-практикум «Культура Руси в

домонгольский период»

0.5

46

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Русь в середине XII – начале XIII века»

0.5

Тема 7. Русские земли в середине XIII–XIV веке (2 часа)

47

Походы Батыя на Русь

0.5

48

Борьба Руси с западными завоевателями

0.5

49

Русь и Золотая Орда

0.5

50

Москва и Тверь

0.5

Тема 8. Русские земли в XIII– первой половине XV века (2час)

51

Начало объединения русских земель вокруг

Москвы

0.5

52

Московское княжество в конце XIV– середине

XV в.

0.5

53

Соперники Москвы

0,5

54

Русские земли 13-15 век. Повторение.

0,5

Тема 9. Формирование единого Русского государства в XV веке (4.5 часа)

55

Объединение русских земель вокруг Москвы

0.5

Русское государство во второй половине 16 века.

0,5

56-57

Культура Руси XIV – начала XVI в.:

летописании и литература

1

58

Быт и нравы 15-16 век.

0.5

59-60

Региональный компонент.

1

61

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Формирование единого Русского государства в XV веке

0.5

62

Итоговая контрольная работа.

0,5

63-6 8         Региональный компонент.                                                4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 7 класс по Истории

Учебники: Захарова Е.Н. Новая история. Мир с конца XV XVIII век. 7 класс. – М.: Мнемозина, 2007; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2012....

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

рабочая программа 6 класс по истории

рабочая пограмма содержание...