Использование метода проектирования в процессе гражданско - патриотического воспитания. (Из опыта работы)
статья по истории (7 класс)

Развитие патриотизма и гражданственности молодого поколения в современной России является важным фактором обеспечения  стабильного  и  безопасного  развития  нашего   государства. Патриотизм как один из элементов составляющих русскую национальную идею является также неотъемлемым компонентом  российской  гуманитарной науки и культуры.  В нашей стране патриотизм  всегда рассматривался как символ героизма, доблести, мужества и величия  нашего Отечества. Недооценка  патриотического воспитания приводила к ослаблению  духовно-культурных, социально-экономических  основ  развития государства и общества. Приоритетность  патриотического воспитания   в общей системе воспитания граждан  России этим и определяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектирования в процессе гражданско - патриотического воспитания.

(Из опыта работы)

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский.

       Развитие патриотизма и гражданственности молодого поколения в современной России является важным фактором обеспечения  стабильного  и  безопасного  развития  нашего   государства. Патриотизм как один из элементов составляющих русскую национальную идею является также неотъемлемым компонентом  российской  гуманитарной науки и культуры.  В нашей стране патриотизм  всегда рассматривался как символ героизма, доблести, мужества и величия  нашего Отечества. Недооценка  патриотического воспитания приводила к ослаблению  духовно-культурных, социально-экономических  основ  развития государства и общества. Приоритетность  патриотического воспитания   в общей системе воспитания граждан  России этим и определяется.

        Происходящие изменения в современной  общественной жизни требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения человека в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения решать поставленные задачи. Акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и обоснованно планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс активных форм и способов ведения образовательной деятельности. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный воспитательный идеал и определяет  понятие патриотизма как чувства и сформировавшейся позиции верности стране и солидарности со своим народом. В современных условиях  решение задач патриотического воспитания должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического воспитания в школе  является проектирование, основу которого составляет активная, исследовательская, самостоятельная и творческая деятельность детей. Формирование патриотического сознания — процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию. Внеурочная деятельность и система дополнительного образования даёт широкие возможности для детского и подросткового проектирования. Проектная деятельность предоставляет полную свободу выбора форм, методов исследования, разработки прикладных  материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проектах и становления гражданственности подростков. Формы организации  проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим видам проектов: информационный (поисковый),  исследовательский, творческий , социальный, прикладной  (практикоориентированный),  игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); содержанию:  монопредметный ,  метапредметный,  относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; количеству участников: индивидуальный, парный,  малогрупповой   (до 5 человек),  групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся  партнѐрской  сети, в том числе в Интернете);  по длительности (продолжительности) проекта: от проекта урока до вертикального многолетнего проекта; образовательной цели: ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр. Особенности психического развития, присущие школьнику, создают благоприятные предпосылки для патриотического воспитания. У подростков, наряду с конкретно-образным мышлением, начинает формироваться более глубокий тип мышления — теоретический, что позволяет им сопоставлять и систематизировать свои представления о прошлом, настоящем и будущем своей Родины. Интересы подростков становятся более устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностью, их отношением к окружающей среде, с их потребностью участвовать в социально-значимых делах.  Проекты патриотической  направленности представляют собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся  с целью формирования высоких нравственных принципов и идеалов , выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению  долга по вооруженной защите Родины.

       Проект по изучению истории нашего государства через исторические события дает ребёнку  осознание своей социальной значимости на долгие годы. Показателем эффективности патриотического воспитания на основе проектной деятельности является формирование и развитие у учащихся социальной активности. Она проявляется в гражданских социальных акциях, как в школе, так и в окружающем школу социуме, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У  учащихся формируются  чувства солидарности, дружбы, преданности  своему  народу, своей семье и Отечеству, уважение к традициям России.

       Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

-  знания по истории и культуре родного края, истории школы;

- ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, своей  школы;

- реализация интересов и творческих способностей учащихся;

- опыт ведения исследовательской работы как  индивидуально, так и в творческих группах;

-  представление результатов своих  исследований в различных  формах (презентации,  беседы, экскурсии др.)

- формирование духовного мира личности учащихся;

-  опыт социальных отношений.

       Технология проектной деятельности в воспитательной системе школы в целом и в патриотическом воспитании как основном ее звене предоставляет наибольший простор для дифференциации работы с учащимися, создает оптимальные условия для программируемого формирования духовно-нравственных качеств личности, имеющей твердую гражданскую позицию, раскрытия творческого потенциала учащихся. Задача педагога   сформировать потребность уйти от разовых развлекательных мероприятий  к системным и значимым делам. Такую возможность подросткам предоставляет участие в проектной деятельности. Детское и подростковое проектирование — альтернатива пассивным, назидательным формам работы с детьми, это прекрасное и весомое дополнение к традиционным формам обучения и воспитания.

       Можно смело утверждать, что нет ни одного образовательного учреждения, в котором данная педагогическая технология не заняла свои прочные позиции. И это не случайно. Результаты применения данного метода не имеют отсроченного результата, и педагоги и учащиеся видят конечный продукт своего труда. Совершенно очевидным является и то, что вершиной метода проектов является социальное проектирование. Это самый сложный в плане реализации для учащихся проект. Поэтому учитель не только его координатор, но и действующее лицо проекта. Применение метода проектов при формировании и развитии гражданственности и чувства патриотизма обучающихся влияет и  на показатели профессиональной компетенции и результативности деятельности учителя.  Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

       На мой взгляд, наиболее эффективен метод проектов во внеклассной работе с  учащимися.  Именно в этом виде деятельности дети  полной мере проявляют свои творческие, исследовательские, коммуникативные способности. Развивается их организаторская активность, ученики  получают колоссальный опыт социализации в нашем сложном мире. Наиболее значимыми социальными проектами, реализованными учащимися нашей школы, стали проекты «Реликвии военных лет» и «Традиции   моей семьи».

       Создание проекта «Реликвии военных лет» направлено на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, предполагает привлечение молодого поколения к изучению истории Великой Отечественной войны.

В семьях помнят  истории о родственниках, о том, как они воевали, какой вклад внесли в Победу. И почти в каждой хранится некая реликвия о войне, своём родственнике-герое. С помощью проекта, семейных рассказов и реликвий учащиеся рассказывают о военном времени, памяти, которую с особым трепетом участники в своих работах повествуют о своих прадедах и  дедах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Через памятные вещи - фотографии, награды, газетные заметки, предметы военного времени, дневники, письма - они смогли поведать не только о боевых и трудовых заслугах своих родных, но и о нелегком жизненном пути своих предков. Семейные реликвии отражают прочную связь прошлого, настоящего и будущего. Благодаря им наша историческая память живет и передается подрастающему поколению без искажений.

Проект «Традиции  моей семьи».

        Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей – семья или школа? Наконец, большинство пришло к выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, считает, что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья. Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их содействия. Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, педагоги понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Для того чтобы уважать традиции их необходимо знать.

 Цели проекта:

  • Помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
  • Воспитывать интерес к культуре своей семьи, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания, укреплять связь семьи и школы;
  • Создать условия для взаимодействия детей и родителей в пространстве эмоциональных переживаний.

Задачи проекта:

- актуализация семейных ценностей;

- дать детям представление о том, что такое “традиции”;

- знакомить с семейными традициями;

- воспитывать доброе, заботливое отношение и любовь к семье;

- развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;

- вовлекать родителей в совместную с детьми поисковую, исследовательскую, познавательную деятельность;

- сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к родным и близким, сострадание, понимание добра и зла, уважение к традициям.  

       Семейные традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье:    уважать старших, помогать и поддерживать  друг друга, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть  самыми разными.

       В   результате    проделанной   работы,   дети  получили    конкретные    знания  о своей   семье  и родственных   связях;  узнали  много  интересного  о своих близких,   их  занятиях, интересах. У детей  проявился   интерес и уважение к семейным традициям, сформировалось  желание и потребность проявлять заботу о  близких. Таким  образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.

В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...

Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспит...

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Разработка внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (из опыта работы)

В работе представлены разработки таких  мероприятий,  как Классный час "Я - гражданин России" (для 5-7 классов), Внеклассное мероприятие  «Я - гражданин России»  на тему:...

"Технология социального проектирования как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"

Выступление на педагогическом совете по вопросам гражданско-патриотического воспитания в школе....

« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».Актуальность патри...