Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории
Аннотация
Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, подготовить учащихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.
В методической разработке актуализирована важность реализация требований ФГОС ООО на уроках истории и обществознания.
Автор обосновывает важность применение новых методов и приемов согласно требований ФГОС ООО работы на уроках истории и обществознании. Методическая разработка предназначена для учителей истории и обществознания, географии, руководителям методических объединений.
В рамках ФГОС предлагается проводить уроки, с использованием методик и приёмов по использованию ФГОС. Часто преподаватели используют старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».
А также актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки Республики Дагестан
Муниципальное Казенное Учреждение «Управление Образования»
Табасаранский район
Хучни – 2018 г
Оглавление.
1.Аннотация____________________________________________3
2. Введение______________________________________________ 4-5
3. Поэтапное изучение истории в условиях введения ФГОС_____5-6
4. Приемы работы с учебниками ФГОС_______________________7-8
5. Сравнительная таблица традиционного урока, от уроков современного типа____________________________________________________9-10
6. Заключение____________________________________________ 11
7. Список литературы_____________________________________12
Аннотация
Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, подготовить учащихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.
В методической разработке актуализирована важность реализация требований ФГОС ООО на уроках истории и обществознания.
Автор обосновывает важность применение новых методов и приемов согласно требований ФГОС ООО работы на уроках истории и обществознании. Методическая разработка предназначена для учителей истории и обществознания, географии, руководителям методических объединений.
В рамках ФГОС предлагается проводить уроки, с использованием методик и приёмов по использованию ФГОС. Часто преподаватели используют старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».
А также актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.
Введение
Современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо уметь быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, находить общий язык с людьми самых разных профессий, идеологических, политических взглядов и культур. Данный заказ общества нашел свое отражение в основных требованиях к выпускникам, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Согласно ФГОС второго поколения, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий . Вот уже третий год в своей педагогической деятельности я применяю стандарты II поколения, т.е. совершенствую свою работу всеми имеющими средствами для достижения хороших результатов . Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы , урок остаётся главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит совершенная школа. Какие бы новации не водились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков ; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Однако из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на репродуктивный процесс приобретения знаний ; в то время как Стандарты второго поколения наделены на приобретение знаний самыми отучающимися ориентированы на результат.
В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляться в виде оригинальных тестов, подлежащих исследованию, для построения собственных версий и интерпретаций , а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание), то сегодня - учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебниками действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщённые действия , порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:
- Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
– Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. – Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление перспективных связей с имеющимися способностями. - Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция. – Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Ученик в ходе учения, должен изменить себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учится – это начит самостоятельно осваивать новы знания, умения и способности, организовать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.
2 . Поэтапное изучение истории в условиях введения ФГОС
В своей практике работы со стандартами II поколения я применяю следующие приемы методы обучения: Начну с истории 5 класса т.е. с Истории Древнего мира, учебник под редакцией А.А. Искандерова , которая нацелена на изучение истории о ранних этапах развития человечества. Важная историческая информация выделяет жирным шрифтом, а новые слова – курсивом. На синем фоне помещены вспомогательные тесты. Также в учебнике представлены отрывки из письменных документов. Каждый свой урок начинаю с информации о мировых событиях, что дает детям понятие того, что делается сегодня для следующего поколения это история. Ознакомливая детей с историей древнейших людей при помощи красочных рисунков показываю жизнь людей того далекого времени, где изображены древние города , поселения, жилища, домашняя утварь, одежды, книги и многое другое, используя местный колорит.
Работаю с историческими картами, где обозначены территории расселения первобытных людей, древние государства, города и места событий и многое другое.
Ответы на вопросы и задания перед каждой главой помогает детям находить и обобщать необходимую информацию. Вопросы и ответы перед параграфами позволяет вспоминать ранее изученный материал. Отвечая на вопросы после
параграфа, дети проверяют свои задания, обучаются формировать историческую терминологию. Также даю возможность поразмышлять над интересными вопросами и обсудить их с одноклассниками , описать по плану иллюстрацию , изучать письменный документ. Подготовка сообщения по теме, составить рассказ.
Впервой полугодие 6 класса изучается История Средних веков под редакцией А.А. Сванидзе , которая описывает эпоху средневековья V-XV вв . Изучив знания и склонности детей к своему предмету, начиная с 6 класса я применяю следующие методы :
Разноуровневое обучение дает возможность помогать слабому ученику, давать более сложные задания более сильному, что позволяет реализовывать желание более подготовленных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Исследовательские методы, позволяют учащимся развивать самостоятельность в получении знаний, изучать проблему и предлагать пути решения. Такой подход помогает расширить кругозор и формирует мировоззрение.
Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации : учебник, словарь, справочник ,Хрестоматия, базы данных интернета учат быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки. Работая с с источником , каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания.
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы и рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Заполнение сравнительно - обобщающей таблицы позволяет сделать анализ и сопоставление сравниваемых фактов и исторических событий.
Составление биографических справок- характеристики исторических личностей . на основе оценок историков деятельности и личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку той или иной исторической личности. Например, какие положительные черты ученики выделять в личности Александра Македонского. Что не нравится им в личности Александра Македонского?
Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Групповой метод дает детям возможность проявить свои знания в группе, что стимулирует их к получению знаний.
Метод «Незаконченная тема» позволяет учащимся при изучении новой темы смоделировать историческую ситуацию( предложить свои варианты развития событий от имени одного из участников, свидетелей современников)
Второе полугодие обучение в 6 классе начинается изучение истории России (Отечества), что вызывает большой интерес у учащихся к изучению истории родной страны.
Именно с 6 класса начинается систематизация знаний по истории, что влияет на результаты ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах.
3. Приемы работы с учебниками ФГОС
Учебники истории допущенные ФГОС рассчитаны на подготовку детей к сдаче ГИА, имеют соответствующий материал для подготовки к ГИА, такие как: самопроверка своих знаний; учимся быть историками; запомните новые слова; исторические документы и в конце каждой глав предусмотрены тестовые задания, что аналогичны к ОГЭ и ЕГЭ заданиям
Выберите из списка соответствующее название;
Расположите события в хронологическом порядке;
Установите соответствие между терминами и их определениями;
Выберите понятие, которые относятся данному периоду;
Установите соответствие между датами и ключевыми событиями.
Также в конце учебника даны темы проектов и список интернет ресурсов и электронных пособий(СД)
На своих уроках часто использую игры: «третий лишний», «Найди отличия».
Для формирования навыков продуктивного чтения и выработки умения выделять главное в информации использую такие игры:
«Три предложения»: изложи «Главное в трех предложениях»;
«Вопрос ответ» : в конце урока предлагаю детям составить по три вопроса к пройденной теме и задать вопрос адресно. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке;
«Найди отличия (сходства)»;
«Найди ошибки в тексте».
Рецензия на ответ товарищ . Эта работа способствует формированию умений объективной само и взаимооценки учебной деятельности.
Поскольку урок- основная форма организации учебной деятельности, учителю необходимо систематически совершенствовать свою педагогическую компетентность, творчески выстроить самообразование пот изучению технологий, методик, приемов реализации системно-деятельностного подхода на уроках, необходимо овладеть этими технологиями и постоянно осуществлять педагогическую рефлексию проводимых уроков.
Сравнительная таблица традиционного урока, от уроков современного типа
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающих к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов движения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный метод) учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроля (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Оценивая обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся , что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.
Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Заключение
В ходе реализация требований ФГОС ООО на уроках истории и обществознания обратила
внимание на то, что в работе со стандартами ФГОС заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
ФГОС имеют большие преимущества:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Рассмотрев разноуровневые методы ФГОС , можно сказать, что это одна из новых педагогических технологий. Конечно, использование этогих методов требует учебно-материальной базы, значительных материальных затрат, но имеет ряд положительных моментов. Эта педагогическая технология – гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте.
Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что стандарты нового поколения обеспечивают успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Посредством ФГОС, готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной),информационно-технологической, коммуникативной.
Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую ученику. Ученика необходимо учить учиться.)
Использованная литература
Изученная теория и литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011
- Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Шевченко С.В. ст. преподаватель кафедры социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
- Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. -М. «Просвещение»,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает...
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
Статья "Вопросы формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.)"
Достижение личностных результатов учащихся при реализации совместных проектов на уроках истории и иностранных языков.Осуществление межпредметных связей.Примеры успешных проектов....
Реализация системно-деятельного подхода на уроках истории и обществознания
В стаатье поднимаются вопросы о том, как дать ученику не просто знания, а умения их добывать материал. Предлагаются различные формы работы на уроках истории и обществознания...