Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по истории (7 класс)
Аннотация
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Социальное проектирование. Я-гражданин России»
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 7 классе.
Цель: приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися, опыта принятия ответственности за принятое решение.
Задачи:
обеспечения благоприятных условий для саморазвития личности посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений;
создание условий для возможного приобретения необходимых компетенций в области социального проектирования.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Важнейшее в программе «Социальное проектирование. Я- гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для самопознания и самообразования, оптимальное использование потенциала социальной среды, то есть через развитие социального и исторического опыта учащихся через вхождение в социальную среду, а также развитие индивидуального жизненного опыта. Необходимость данной программы заключается в том, что ознакомление с данной информацией необходимо для граждан любого возраста, но особенно для подрастающего поколения. Именно в подростковом возрасте учащиеся более мобильны для позитивных изменений и преобразований во всех сферах жизни общества.
Поэтому с раннего возраста необходимо приучать обучающихся к активному участию в жизни нашей страны, в этом на помощь приходит социальное проектирование. К тому же, для обучающихся это прекрасная возможность для самовыражения, самореализации и социализации. Реализация социального проектирования, выступает мощным средством для приобщения обучающихся к ценностям российского общества. Социальное проектирование предполагает осуществление социально-значимой деятельности, направленной на разрешение актуальной проблемы, в ходе которой происходит успешное формирование личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся. Данная технология ставит акцент на самостоятельной деятельности ребят, что согласуется с главным смыслом новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Реализуя социальные проекты, школьник формирует свою Я – концепцию, мировоззрение, устанавливает способы успешного взаимодействия с представителями всего окружающего сообщества.
Описание места курса в учебном плане. В соответствии с учебным планом количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в неделю, 17 часов. Программа является метапредметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний.
Программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование. Я-гражданин России» воспитательной направленности на получение результатов воспитания гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-grazhdanin.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
««Социальное проектирование. «Я – гражданин России»»
Составила: Тихонова Алла Викторовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Бутурлиновка, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование. «Я – гражданин России» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова. Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками и принятия на себя ответственности за других. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность
данной программы обусловлена существующим противоречием: с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой стороны, внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта. В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС в содержании внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: − развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
− готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
− определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; − приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
В основу программы положены следующие принципы:
− развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;
− единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования;
− системная организация учебно-воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня: − приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности;
− формирование ценностного отношения к социальной реальности; − приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социальнопреобразующей деятельности.
Задачи: приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой информации; о способах обработки результатов и их презентации; овладение способами деятельности: социально-значимой, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьника: − учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
− индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
− творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
− исследовательская деятельность;
Формы проведения занятий: презентации, тематические беседы, проекты.
Формы продуктов проектной деятельности: презентации, проекты.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты реализации программы
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- сформированность позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества;
- освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Предполагаемый результат деятельности:
1. Учащиеся получат возможность осознать свою значимость в коллективе, проявить чувство уважения к членам коллектива.
2. Учащиеся получат возможность участвовать в проектной деятельности на всех уровнях.
3. У учащихся будет сформирован интерес к участию в социально-значимых акциях.
4. Учащиеся получат возможность участвовать в создании социальных проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1ч).
Тема 1.Изучение технологии работы над социальным проектом.
Тема 2. Работа над выпуском школьной книги и газеты.
Тема 3. Защита индивидуальных и групповых проектов
Итоговое занятие.
Тематическое планирование.
№ | Содержание занятий | Часы |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по т/б | 1 |
2. | Изучение технологии подготовки и реализация социального проекта | 1 |
3. | Выделение социальных проблем. Работа над проектом | 1 |
4. | Обсуждение перспективы выпуска школьной книги | 1 |
5. | Из истории журналистики | 1 |
6. | Печатные издания и их роль | 1 |
7. | Тест. Тема и идея текста | 1 |
8. | Стили речи | 1 |
9. | Книга. Какая она должна быть? | 1 |
10. | Изучение законодательной базы | 1 |
11. | Сбор информации | 1 |
12. | Создание книжных страниц. Сотрудничество с районной газетой | 1 |
13. | Редактирование текста | 1 |
14. | Оформление, дизайн газеты. | 1 |
15. | Знакомство с версткой газет | 1 |
16. | Интервью выпускников | 1 |
17. | Защита проектов. Презентация книги | 1 |
Литература:
1.Учебно-методический комплект «Как разработать школьный проект?» - подробнее здесь: http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10653.html
2.Практическое руководство «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3. Социальное проектирование» - подробнее здесь: http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10291.html
3.Практическое руководство «Как научиться разрабатывать проекты и получать гранты?!» - http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10639.html
4.Электронную книгу "Истории успешных проектов - личных и организации" - http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10641.html
5.Материалы конкурса школьных проектов «Мой класс – моей школе» - http://grant-project.ru/load/
6.Материалы конкурса школьных проектов «Мой лучший проект» - http://grant-project.ru/index/baza_dannykh_konkursa_quot_moj_luchshij_proekt_quot/0-63
7.Материалы Научно-методической конференции "Проектная деятельность в современном образовании" - http://grant-project.ru/publ/#.Vty1XbyzCAo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...