Элективный курс по истории для 11 класса "История Отечества в лицах"
элективный курс по истории (11 класс)
Электив для 11 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya-11_elektiv.docx | 50.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кустаревская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 / 2018 учебный год
Учитель: Подкидышев Александр Алексеевич высшей категории
Элективный курс по истории: История Отечества в лицах
Класс: 11
Количество часов в неделю 1 за год 34
I. Пояснительная записка.
- Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа элективного курса по истории для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089); примерной программы по истории (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
- Цели и задачи изучения данного элективного курса.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:
• содействие формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;
• осмысление учащимися роли знаковых исторических деятелей в судьбе России;
• ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
• развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
• совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого;
• совершенствование умения вести дискуссию, подбирать аргументы в подтверждение своей позиции, что позволит учащимся лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ.
- Особенности класса.
11 класс является общеобразовательным и углубленного изучения истории в нём не предусмотрено.
- Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом школы.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ «Кустарёвская СШ» на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
- Используемый учебно-методический комплект по учебному предмету.
Никаких УМК для преподавания данного элективного курса не предусмотрено.
- Формы контроля и возможные варианты его проведения.
Контроль усвоения учебного материала может осуществляться следующим образом:
- устный опрос;
- беседа;
- подготовка устных и письменных сообщений по заданным темам.
II. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения данного элективного курса по истории ученик должен:
знать/понимать:
- иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
- иметь представление о ключевых для нашей страны личностях и их месте в истории России;
- знать различные точки зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
уметь:
- извлекать из различных текстов (учебных, научно-популярных, публицистических и др.) знания по предложенным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- аргументировано вести дискуссию.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- для соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
- для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
III. Содержание учебного предмета, обозначенное в разделах и темах.
№ | Наименование разделов | Количество часов | В том числе часы на | |
Контр.раб. | Практ.раб. | |||
1 | Последние годы Российской империи | 5 | - | - |
2 | Годы революции и гражданская война | 5 | - | - |
3 | СССР в 1920-1930-е годы | 3 | - | - |
4 | Великая Отечественная война | 6 | - | - |
5 | СССР в 1945-1985 гг. | 8 | - | - |
6 | Перестройка и становление Российской Федерации | 5 | ||
7 | Повторение | 2 | - | - |
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Последние годы Российской империи (5 часов) | |||||||
1 | Николай II | 1 | Урок изучения нового материала | Знать различные взгляды на роль императора Николая Второго в истории России. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Беседа | ||
2 | С.Ю. Витте | 1 | Урок изучения нового материала | Знать роль Витте в экономическом развитии Российской империи рубежа веков. Уметь извлекать информацию из источников разного типа. | Устный опрос | ||
3 | Деятели первой русской революции | 1 | Комбинированный урок | Знать личности наиболее известных деятелей первой русской революции (Г. Гапон, С. Шмидт, А. Булыгин). Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
4 | П.А. Столыпин | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Столыпина в подавлении революции, а также экономическом и политическом развитии Российской империи. Уметь аргументированно характеризовать значение личности в истории. | Устный опрос | ||
5 | Лидеры политических партий Российской империи | 1 | Комбинированный урок | Знать личности лидеров парламентских политических партий Российской империи (П. Милюков, А. Гучков, В. Пуришкевич, В.Чернов, П. Рябушинский). Понимать их цели, политические воззрения, последствия их возможного прихода к власти. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
Раздел 2. Годы революции и гражданская война (5 часов) | |||||||
6 | А.И. Керенский | 1 | Комбинированный урок | Понимать влияние Керенского на события 1917 года; опасность нахождения у власти лидеров авантюристического толка. Уметь аргументированно характеризовать значение личности в истории. | Устный опрос | ||
7 | В.И. Ленин | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Ленина в истории нашей страны. Понимать закономерность исторических процессов. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Беседа | ||
8 | Другие лидеры большевистской партии | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных лидеров большевистской партии (Л.Троцкий, Л.Каменев, Г.Зиновьев, Н.Бухарин). Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
9 | Полководцы гражданской войны: белые | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных полководцев-лидеров белого движения (Л.Корнилов, А.Деникин, А.Колчак, Н.Юденич, П. Врангель. Е.Миллер). Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
10 | Полководцы гражданской войны: красные | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных полководцев Красной армии (М.Тухачевский, М.Фрунзе, С.Будённый, К.Ворошилов, А.Егоров). Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
Раздел 3. СССР в 1920-1930-е годы (3 часа) | |||||||
11 | И. В. Сталин | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Сталина в истории нашей страны. Понимать причины и последствия проводимой им политики. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Устный опрос | ||
12 | «Сталинская гвардия» | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных сподвижников Сталина (В.Молотов, С. Киров, Л.Каганович, А.Микоян, А.Жданов, А.Вышинский). Понимать места, занимаемые ими в механизме управления страной. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
13 | Наркомы внутренних дел | 1 | Комбинированный урок | Знать наркомов внутренних дел СССР (Ф.Дзержинский, Г.Ягода, Н.Ежов, Л.Берия). Понимать значение аппарата НКВД в управлении страной. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
Раздел 4. Великая Отечественная война (6 часов) | |||||||
14-16 | Полководцы Великой Отечественной войны | 3 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных полководцев Великой Отечественной войны (Г.Жуков, К.Рокоссовский, И.Конев, А.Василевский, Н.Ватутин, С. Тимошенко, А.Еременко, Р.Малиновский, И.Черняховский, Ф.Толбухин, К.Мерецков, Л.Говоров, И.Баграмян). Понимать их роль в подготовке и проведении военных операций по отражению удара и наступлению на фашистскую Германию. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
17 | «Подвиг их бессмертен» | 1 | Комбинированный урок | Знать героев совершивших самые известные подвиги Великой Отечественной войны (Н.Гастелло, А.Матросов, В.Зайцев, А.Маресьев, Д.Овчаренко, П.Гаврилов). Понимать важность их подвигов для общего боевого духа армии; значение понятия «отечественная война». Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
18 | Пионеры-герои | 1 | Комбинированный урок | Знать истории некоторых пионеров-героев Великой Отечественной войны (Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова, Зоя и Шура Космодемьянские, «молодогвардейцы»). Понимать важность их подвигов для общего боевого духа армии; значение понятия «отечественная война». Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
19 | Земляки-герои | 1 | Комбинированный урок | Знать героев Великой Отечественной войны – уроженцев Сасовской земли (А.Мишин, В.Молодцов, В.Савин, Ю.Азовкин, А.Типанов, В.Шемаров). Понимать важность их подвигов для общего боевого духа армии; значение понятия «отечественная война». Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
Раздел 5. СССР в 1945-1985 гг. (8 часов) | |||||||
20 | Н.С..Хрущёв | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Хрущева в истории нашей страны. Понимать причины и последствия проводимой им политики. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Устный опрос | ||
21 | «Покорители космоса» | 1 | Комбинированный урок | Знать людей, внесших особый вклад в покорение космоса (С.Королев, Ю.Гагарин, Г.Титов, В.Терешкова, А.Леонов). Понимать роль этих людей в освоении космоса. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
22 | «Шестидесятники» | 1 | Комбинированный урок | Знать, кого называли поколением «шестидесятников», знать их ведущих представителей (А.Вознесенский, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, братья Стругацкие, А.Солженицын, А.Тарковский, М.Хуциев, А.Шнитке). Понимать роль этих людей в духовной жизни страны. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
23 | Л.И. Брежнев | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Брежнева в истории нашей страны. Понимать причины и последствия проводимой им политики. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Устный опрос | ||
24 | А.Н.Косыгин | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Косыгина в истории нашей страны. Понимать причины и последствия его экономической реформы. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Беседа | ||
25 | А.А. Громыко | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Громыко в истории нашей страны. Понимать значение его деятельности для внешнеполитического курса СССР и становления нынешней дипломатической школы. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Устный опрос | ||
26 | «Диссидентское движение» | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных представителей диссидентского движения в СССР (А.Сахаров, А.Солженицын, Л.Алексеева, Ю.Орлов, Р.Медведев). Понимать значение диссидентского движения в истории СССР, как и его малочисленность. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
27 | Ю.В. Андропов | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Андропова в истории нашей страны. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории, высказывать предположения о возможном развитии страны в случае его долгого правления. | Устный опрос | ||
Раздел 6. Перестройка и становление Российской Федерации (5 часов) | |||||||
28 | М.С. Горбачёв | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Горбачёва в истории нашей страны. Понимать причины и последствия проводимой им политики. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Беседа | ||
29 | Деятели перестройки | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных деятелей перестройки (А.Яковлев, Н.Рыжков, Э.Шеварнадзе, А.Собчак, Г.Попов). Понимать их роль в произошедших событиях. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
30 | Б.Н. Ельцин | 1 | Комбинированный урок | Знать роль Ельцина в истории нашей страны. Понимать причины и последствия проводимой им политики. Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории. | Беседа | ||
31 | Путчисты 1991 и 1993 годов | 2 | Комбинированный урок | Знать наиболее известных деятелей ГКЧП и путчистов 1993 года (Г.Янаев, Д.Язов, В.Павлов, А.Лукьянов, Р.Хасбулатов, А.Руцкой). Понимать их роль в произошедших событиях, а также цели, которые они ставили перед собой. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
32 | Премьер-министры РФ XX века | 1 | Комбинированный урок | Знать премьер-министров РФ XX века (Е.Гайдар, В.Черномырдин, С.Кириенко, Е.Примаков, С.Степашин). Понимать роль премьер-министра в управлении страной; разницу между курсами различных премьер-министров. Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему. | Подготовка сообщений по заданным темам | ||
Раздел 7. Повторение (2 часа) | |||||||
33 | Итоговый урок | 1 | Урок проверки и обобщения знаний | Уметь аргументированно отвечать на вопросы, рассказывать о выдающихся деятелях истории нашей страны XX века. | Беседа | ||
34 | Резервный урок | 1 |
V. Список литературы и материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Учебники Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2013. | Учебно-методические пособия Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России. 1953-1996: Личности и эпохи. М., 1997. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1991. Внешняя политика Советского Союза. М., 1990. Внешняя политика СССР и России. М., 1995. Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М.: Просвещение, 1995. Гражданская война в СССР. Энциклопедия. М., 1986. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. Политические аспекты. М., 1990. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964 гг. М., 1993. Империя. От Екатерины II до Сталина / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995. История Отечества в документах. Хрестоматия. М., 1994. История политических партий России. / Под ред. А.И. Зевелева. М., 1994. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997. Карр Э. История советской России. М., 1990. Олейкин Л.А. «Оттепель»: как это было? (1953-1955). М., 1991. Пихоя Р.Г. СССР: история власти. 1945-1991. М., 1998. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. Революция 1917 г. глазами её руководителей. М., 1991. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. М., 1991. Романовы. 300 лет служения России. – М.: Белый город, 2006. Романовы. Исторические портреты. (В 2-х томах.) / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Армада, 1997. Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева. М., 1992. Российские реформаторы XIX – начала XX века. М., 1998. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. М., 1993. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. М., 1994. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. Соколов А.К,, Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Такер Р. Сталин у власти: История и личность. 1928-1941. М., 1997. Уроки реформы 1965 г. М., 1992. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995). М., 1996. Юрюханов Б.Б., Шошков Е.Н. Оправданию не подлежит. Ежов и ежовщина. 1936-1938. СПб., 1998. | Медиаресурсы http://school-collection.edu.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по истории "История в лицах".
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует ...
Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания м...
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...
Элективный курс по истории для 9 класса «История в лицах»
Элективный курс по истории для 9 класса...
Элективный курс по истории "Достойные сыны Отечества"
Программа элективного курса "Достойные сыны Отечества" поможет расширить знания обучающихся по истории и пробудить интерес к более глубокому изучению прошлого нашей Родины. элективный курс п...
Программа элективного курса по истории "Великая Отечественная война в лицах"
Данная программа предлагается для обучающихся 9 класса. В учебной программе часов на изучение Великой Отечественной войны отводится немного. Поэтому дополнительный материал в виде элективного курса до...
Элективный курс по истории для 10 класса "История Отечества в лицах"
Электив для 10 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе....