Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."
элективный курс (история, 7 класс) по теме
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс .
Курс « История России в лицах » рассчитан на 34 часа изучения в 7 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_elektiv_gotov_7_klass.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
по истории России
История в России в лицах X-XVIII в.в.
учитель истории и обществознания:
Едомина Галина Николаевна
2012 -2013
ИСТОРИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ Х-XVIII вв.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс .
Курс « История России в лицах » рассчитан на 34 часа изучения в 7 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века.
Цели:
- Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
- Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
- Анализ и сопоставление фактов.
- Анализ документов.
- Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований; - анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность
- исторических личностей, формулирование собственной позиции;
- самостоятельный поиск информации по предложенной тема тике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
- Оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.
- Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
- Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
- Умение систематизировать материал.
- Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.
- Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
- Умение оценивать свою и чужую деятельность.
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования обще-учебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся предметные умения и навыки:
- Определять достоверность исторических фактов.
- Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.
- Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
- анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.
- Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- лекция,
- дискуссия (дебаты), практические работы, викторины.
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся
Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет.
Условия успешного освоения содержания элективного курса : обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; интернет ресурсам,э лектронным пособиям «Моя история России» авт. Троицкий Ю.Л., и др., возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.
- Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.
- Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
- Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
- Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.
- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
- Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей
Содержание курса
Введение (1ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям.
Соотношение целей и средств их достижения.
Древняя Русь (7). Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. «Откуда есть и пошла земля русская» Политические
взгляды Нестора. А был ли Рюрик?
Сказание о первых князьях: Кие, Щеке, Хориве.
Сказание о призвании варягов. «Норманнская теория». Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Легендарный Рюрик. Кем были Асколдь и Дир.
Первые русские князья.
Вещий Олег: князь или воевода? Олег: правление и внешнеполитическая деятельность. Правление Игоря. Восстание древлян.
Княгиня Ольга : «хитрая, мудра, святая ». Первая налоговая реформа. Легендарная Ольга. Крещение Ольги. «Защитники Отечества». Святослав Игоревич (964 -972). Князь-воин. «Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослав. Первые «просветители» Кирилл и Мефодий. Как создавалась азбука.
Владимир Святославович (980-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Детство и юность. Влияние образование и воспитания . Отношение с бабкой и отцом. Новгородский князь. Братоубийство. Патриотизм. Владимир Святославович Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Выбор веры. Языческая реформа 980 г. Как крестили Русь. Значение принятия христианства.
Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1113-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097
Русь удельная и ее герои (5ч).
«Защитники Отечества». Александр Невский (1220-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А.Невского.
Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат. «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы. Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.
Пересвет и Ослябя: навеки вместе. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы тяжелых испытаний.(митрополит Петр, Сергий Радонежский). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен.
Объединение Руси вокруг Москвы
Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
Россия XVI века (4ч.)
Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Семейная трагедия. Тиран, деспот. «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Курбский (1528-1583).
Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии. А. Ф. Адашев Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг.
«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей. Митрополит Макарий и митрополит Колычев. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
Митрополит Макарий и митрополит Колычев. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
Россия в XVIIвеке(4ч
Лекция «Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
«Одна голова хорошо, а две… много!». Взлет и падение патриарха Никона. «Церковный раскол» Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона.
Аввакум Петров: смерть за идею. Аввакум (1620-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь.
Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. Отношение к церковному расколу.
Россия в XVIIIвеке(11ч.)
«Птенцы гнезда Петрова». Петр и его время. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Начало правления и реформы Петра I. Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич Толстой. Александр Данилович Меншиков.Ф.М. Апраксин. Из немецкой слободы( Гордон Лефорт)
Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Женщины на престоле. Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства.Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты.
Зарождение отечественной науки. Первый академик РАН М.В.Ломоносов.
«Железная маска» русской истории. Судьба Ивана Антоновича и Брауншвейгского семейства. Внутренняя политика Елизаветы Петровны.Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители.
Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?» Приближенные Екатерины II. «Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI.
Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов.
Итоговое занятие.
.
Учебная литература и пособия для учащихся.
- Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.
- Великие государственные деятели России. - М., 1996.
- Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
- Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 1993.
- История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.
6. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.
7.. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.
8. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.
9.Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.
10.Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
11.Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.
12.Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
13.Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. - № 11-12.
14. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
15. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6
16. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.
17. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.
18. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.
19. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.
20. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.
21. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
22. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.
Учебно-тематический план:
Тема занятия | № | Всего часов | контроль | дата |
Русь IX-XI вв. | 10 | |||
Вводное занятие. | 1 | 1 | 02.09. | |
Нестер – первый русский летописец. | 2 | 1 | 09.09 | |
А был ли Рюрик? | 3 | 1 | 16.09 | |
Вещий Олег: князь или воевода? | 4 | 1 | 23.09 | |
Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая». | 5 | 1 | 30.09 | |
«Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава. | 6 | 1 | 05.10 | |
Кирилл и Мефодий. | 7 | 1 | 14.10 | |
Кирилл и кириллица. | 8 | 1 | Практ. | 21.10 |
Первые русские князья. | ||||
Владимир Святой. | 9 | 1 | 11.11 | |
Ярослав Мудрый. | 10 | 1 | 18.11 | |
Русь удельная и ее герои . | 5 | |||
Евпатий Коловрат: и один в поле воин. | 11 | 1 | 25.11 | |
Александр Невский: имя твое Россия | 12 | 1 | 02.12 | |
«Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы. | 13 | 1 | 09.12 | |
Пересвет и Ослябя: навеки вместе. С.Радонежский | 14 | 1 | 16.12 | |
Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. «Государь Всея Руси.» | 15 | 1 | 23.12 | |
Россия XVI века | 4 | |||
Лихие времена Ивана Грозного .Опричники и жертвы. | 16 | 1 | 13.01 | |
«Основатели Соловецкого монастыря». Зосима и Савватий | 17 | 1 | 20/01 | |
«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей. | 18 | |||
Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев. | 19 | 1 | Практ | 27.01 |
Россия в XVIIвеке. | 4 | |||
«Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты Михаила Романова | 20 | 1 | Практ. | 03.02 |
Алексей Михайлович –Тишайший ли? | 21 | |||
Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. | 22 | 1 | 10.02 | |
Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова. | 23 | 1 | 17.02 | |
Россия в XVIIIвеке. | 11 | |||
«Птенцы гнезда Петрова». Лепшие друзья | 24 | 1 | 16.03. | |
Первый матрос российского флота – Иван Седунов /Рябов/ | 25 | 1 | Практ. | 23.03 |
Женщины на престоле | 26 | 1 | 30.03 | |
Елизавета Петровна | 27 | 1 | 06.04 | |
Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов… | 28 | 1 | 13.04 | |
Екатерина Великая. | 29 | 1 | 20.04. | |
Эпоха дворцовых переворотов. Трудная судьба Екатерины Дашковой. | 30 | 1 | 27.04 | |
«Железная маска» русской истории. | 31 | 1 | 11.05. | |
Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?» | 32 | 1 | 18.05. | |
«Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI. | 33 | 1 | 25.05 | |
Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов. | 34 | 1 | 1.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.
В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....
Элективный курс по истории России. (9класс) по теме "300 лет Дома Романовых".
Данные курс рассчитан на реализацию с учащимся, обучающимся на дому по состоянию здоровья. Часть предметов, в том числе история, преподается дистанционно....
Программа элективного курса по истории "История в лицах".
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует ...
Элективный курс по истории России "Личность на фоне эпохи: XIXвек" 8 класс
Программа курса «Личность на фоне эпохи: век XIX» по истории России предназначена дляучащихся 8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополня...
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...
Пояснительная записка к элективному курсу по истории "История в лицах. Россия XX век"
Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы "Исторические личности и их роль в истории". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью след...
Элективный курс по истории России
Элективный курс по теме: "История России в лицах"...