Элективный курс по истории для 10 класса "История Отечества в лицах"
элективный курс по истории (10 класс)

Подкидышев Александр Алексеевич

Электив для 10 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya-10_elektiv.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кустаревская средняя школа»

«Принято»

ШМО учителей

предметов

гуманитарного цикла

Протокол №   от    .   .2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_________________

Хрусталева Н.А.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ «Кустаревская СШ»

________________

Пузырева О.А.

Приказ №      от    .    .2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2016 / 2017 учебный год

Учитель: Подкидышев Александр Алексеевич  высшей категории    

                     

Элективный курс по истории: История Отечества в лицах

Класс: 10

Количество часов в неделю 1 за год  34

I. Пояснительная записка.

  1. Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа элективного курса по истории для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089); примерной программы по истории (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

  1. Цели и задачи изучения данного элективного курса.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:

• содействие формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;

• осмысление учащимися роли знаковых исторических деятелей в судьбе России;

• ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

• развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

• совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого;

• совершенствование умения вести дискуссию, подбирать аргументы в подтверждение своей позиции, что позволит учащимся лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ.

  1. Особенности класса.

10 класс является общеобразовательным и углубленного изучения истории в нём не предусмотрено.

  1. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом школы.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ «Кустарёвская СШ» на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

  1. Используемый учебно-методический комплект по учебному предмету.

Никаких УМК для преподавания данного элективного курса не предусмотрено.

  1. Формы контроля и возможные варианты его проведения.

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться следующим образом:

- устный опрос;

- беседа;

- творческая работа;

- подготовка устных и письменных сообщений по заданным темам.

II. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения данного элективного курса по истории ученик должен:

знать/понимать:

  • иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
  • иметь представление о ключевых для нашей страны личностях и их месте в истории России;
  • знать различные точки зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

уметь:

  • извлекать из различных текстов (учебных, научно-популярных, публицистических и др.) знания по предложенным темам;
  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • аргументировано вести дискуссию.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • для соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
  • для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

III. Содержание учебного предмета, обозначенное в разделах и темах.

Наименование разделов

Количество часов

В том числе часы на

Контр.раб.

Практ.раб.

1

Введение

1

-

-

2

Откуда есть пошла Русская земля…

9

-

-

3

Русь Московская

5

-

-

4

Бунташный век

6

-

-

5

Российская империя

12

-

-

6

Итоговый урок

1

-

-

IV. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение (1 час)

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности подготовки к занятиям предметного кружка.

Раздел 2. Откуда есть пошла Русская земля… (9 часов)

2

Рюрик

1

Урок изучения нового материала

Знать различные точки зрения на призвание варягов.

Уметь извлекать информацию из источников разного типа.

Устный опрос

3

Первые князья

1

Комбинированный урок

Знать роль Олега и первых Рюриковичей в становлении единого государства; неоднозначные моменты датировки истории Руси X века.

Уметь критически анализировать источники, сопоставлять информацию из различных источников.

Устный опрос

4

Владимир Святой

1

Комбинированный урок

Знать роль князя Владимира в становлении российской национальной идентичности.

Понимать значение совершённого им цивилизационного выбора.

Уметь аргументированно характеризовать значение личности в истории, религии в культуре государства.

Беседа

5

Первые святые на Руси

1

Комбинированный урок

Знать личности первых русских святых.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

6

Ярослав Мудрый

1

Комбинированный урок

Знать роль князя Ярослава Мудрого в истории России.

Понимать как правление Ярослава подготовило эпоху феодальной раздробленности.  

Устный опрос

7

Владимир Мономах

1

Комбинированный урок

Знать роль князя Владимира Мономаха в истории России.

Понимать закономерность исторических процессов.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории.

Беседа

8

Князья периода феодальной раздробленности

1

Комбинированный урок

Знать наиболее прославленных русских князей периода раздробленности.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

9

Александр Невский

1

Комбинированный урок

Знать роль Александра Невского в истории России.

Понимать значение совершённого им цивилизационного выбора.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории.

Устный опрос

10

Деятели русской церкви и культуры

1

Комбинированный урок

Знать наиболее известных деятелей русской церкви и культуры периода раздробленности.

Понимать взаимосвязь между уровнем развития культуры и уровнем хозяйственного развития.

Уметь аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Творческая работа

Раздел 3. Русь Московская  (5 часов)

11

Иван Калита

1

Комбинированный урок

Знать роль Ивана Калиты в истории России.

Понимать причины и последствия проводимой им политики «собирания русских земель».

Уметь критически анализировать источники, сопоставлять информацию из различных источников.

Устный опрос

12

Дмитрий Донской

1

Комбинированный урок

Знать роль Дмитрия Донского и Куликовской битвы в истории России.

Понимать моральное значение победы на Куликовом поле.

Устный опрос

13

Иван III Великий

1

Комбинированный урок

Знать роль Ивана III в образовании единого государства.

Понимать причины и последствия проводимой им политики.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории.

Устный опрос

14

Иван IV Грозный

1

Комбинированный урок

Знать роль Ивана IV в истории России, различные этапы его правления.

Понимать причины введения опричнины, опасность управления страной репрессивными методами.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории; отстаивать свою точку зрения.

Беседа

15

Сергий Радонежский и великие иконописцы

1

Комбинированный урок

Знать наиболее прославленных русских иконописцев.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

Раздел 4. Бунташный век (6 часов)

16

Борис Годунов

1

Комбинированный урок

Знать роль Бориса Годунова в истории России.

Понимать причины начала Смутного времени.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории; отстаивать свою точку зрения.

Беседа

17

Минин и Пожарский

1

Комбинированный урок

Знать исключительную роль Минина и Пожарского в спасении российского государства.

Понимать подлинно народный характер освободительного движения.

Устный опрос

18

Алексей Михайлович «Тишайший»

1

Комбинированный урок

Знать роль царя Алексея Михайловича в истории России.

Уметь критически анализировать источники, сопоставлять информацию из различных источников.

Устный опрос

19

Степан Разин

1

Комбинированный урок

Знать обстоятельства восстания Разина и причины, вызвавшие это восстание.

Понимать причины непреходящей популярности Степана Разина в народе.

Уметь критически анализировать источники, сопоставлять информацию из различных источников.

Устный опрос

20

Церковный раскол

1

Комбинированный урок

Знать наиболее известных деятелей церковного раскола.

Понимать сущность раскола и огромную важность этого события для его современников.

Беседа

21

Деятели культуры

1

Комбинированный урок

Знать наиболее известных деятелей русской культуры XVI века.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

Раздел 5. Российская империя (12 часов)

22

Пётр Первый

1

Комбинированный урок

Знать роль императора Петра Первого в истории России.

Понимать значение совершённого им цивилизационного выбора.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории.

Устный опрос

23

Птенцы гнезда Петрова

1

Комбинированный урок

Знать ближайших сподвижников Петра Первого.

Понимать важность этих людей для осуществления преобразований страны.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

24

Женщины на престоле

1

Комбинированный урок

Знать правительниц России первой половины XVIII века.

Понимать какие качества нужны правителю государства.

Уметь аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Творческая работа

25

Екатерина Великая

1

Комбинированный урок

Понимать значение «золотого века Екатерины» в становлении Российской империи.

Уметь критически анализировать источники, сопоставлять информацию из различных источников.

Устный опрос

26

Емельян Пугачёв

1

Комбинированный урок

Знать обстоятельства восстания Пугачёва и причины, вызвавшие это восстание.

Понимать причины популярности Емельяна Пугачёва в народе.

Уметь критически анализировать источники, сопоставлять информацию из различных источников

Устный опрос

27

Великие полководцы и флотоводцы

1

Комбинированный урок

Знать великих русских полководцев и флотоводцев XVIII века.

Понимать их вклад в становление славных традиций русского оружия.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

28

«Русское Просвещение»

1

Комбинированный урок

Знать наиболее известных деятелей русского Просвещения.

Понимать, что русское Просвещение – часть общеевропейских процессов в культуре.

Уметь аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Творческая работа

29

Павел I

1

Комбинированный урок

Понимать особенности правления Павла Первого, причины последнего дворцового переворота.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории; отстаивать свою точку зрения.

Беседа

30

Александр I

1

Комбинированный урок

Знать роль Александра Первого в истории России, этапы его правления.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории; отстаивать свою точку зрения.

Устный опрос

31

Полководцы Отечественной войны 1812 года

1

Комбинированный урок

Знать полководцев Отечественной войны 1812 года.

Понимать вклад этих людей в победу над Наполеоном.

Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, делать сообщения на заданную тему.

Подготовка сообщений по заданным темам

32

Николай I

1

Комбинированный урок

Знать роль Николая Первого в истории России.

Понимать суть его правления, устройство самодержавного государственного аппарата.

Устный опрос

33

Александр II Освободитель

1

Комбинированный урок

Знать роль Александра Второго в истории России.

Понимать причины и последствия Великих реформ.

Уметь аргументированно характеризовать роль личности в истории; отстаивать свою точку зрения.

Устный опрос

Раздел 6. Итоговый урок (1 час)

34

Итоговый урок

1

Урок проверки и обобщения знаний

Уметь аргументированно отвечать на вопросы, рассказывать о выдающихся деятелях истории России.

Беседа

V. Список литературы и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Учебники

Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVI века. Ч.1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII - XIX века. Ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

Учебно-методические пособия

Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. - М.: Просвещение, 1992.

Бескровный Л.Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М.: Просвещение 1973.

Борисов Н.С. Русские полководцы XIII – XIV в. - М.: Просвещение, 1993.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Просвещение, 1989.

Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М.: Просвещение, 1995.

Иловайский Д.И. История России: киевский период. – М.: АСТ Москва, 2008.

Иловайский Д.И. Начало Руси. – Олимп: АСТ, 2002.

Империя. От Екатерины II до Сталина / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: ЭКСМО-пресс, 2002.

Карганов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси. – М.: Просвещение, 1989.

Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: Правда, 1990.

Королёв А.С. Загадки первых русских князей. – М.: Вече, 2002.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. – М.: ЭКСМО, 2007.

Начало правления Романовых. От Петра I до Елизаветы  / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Павленко Н.И. Петр I. - М.: Просвещение, 1989.

Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. - М.: Просвещение,1989.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, 2004.

Романовы. 300 лет служения России. – М.: Белый город, 2006.

Романовы. Исторические портреты. (В 2-х томах.) / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Армада, 1997.

Святые и чудотворцы / Сост. С.П. Отсанина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Медиаресурсы

http://fcior.edu.ru

http://interneturok.ru/ru 

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по истории "История в лицах".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует ...

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

Элективный курс по истории для 9 класса «История в лицах»

Элективный курс по истории для 9 класса...

Элективный курс по истории "Достойные сыны Отечества"

Программа элективного курса "Достойные сыны Отечества" поможет расширить знания обучающихся по истории и пробудить интерес к более глубокому изучению прошлого нашей Родины. элективный курс п...

Программа элективного курса по истории "Великая Отечественная война в лицах"

Данная программа предлагается для обучающихся 9 класса. В учебной программе часов на изучение Великой Отечественной войны отводится немного. Поэтому дополнительный материал в виде элективного курса до...

Элективный курс по истории для 11 класса "История Отечества в лицах"

Электив для 11 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе....