Сложности в использовании познавательных игр на уроках истории в условиях дистанционного образования
статья по истории
Выступление на РМО по мотивам внезапно обрушившегося на страну дистанционного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сложности в использовании познавательных игр на уроках истории в условиях дистанционного образования
Для начала отмечу, что различные виды игровых моделей применяются мною уже на протяжении 10 лет. Среди них есть командные («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг») и индивидуальные («Кто хочет стать отличником?», «Умники и умницы»), такие, которые лучше подходят для проверки домашнего задания или закрепления полученных знаний на завершающем этапе урока («Золотая лихорадка», «Семь бед – один ответ») и те, которые ложатся в основу полноценных повторительно-обобщающих уроков («Своя игра», «Самый умный»).
Каждая из моделей давно проверена на практике и доказала свою эффективность. Однако неожиданно обрушившееся на нас дистанционное образование заставило пересмотреть подходы к некоторым из них. Любопытно, что далеко не всегда эти изменения произошли в худшую сторону.
Допустим, едва ли не главной проблемой в процессе использования «Своей игры», являлась невозможность точно определить, кто первый сигнализирует учителю о готовности дать ответ. Порой, ученики и вовсе сразу называли правильный ответ, хотя первыми руку поднимали не они. При дистанционном обучении эта проблема решилась полностью. Вместо того, чтобы поднимать руку, ученики теперь пишут плюсик в чате, и кто из них был первым безошибочно определяет компьютер. Таким образом, учёт результатов стал более справедливым и бесспорным.
Впрочем, и минусов от неожиданного технического прогресса оказалось не меньше. Допустим, в случае с игровой моделью «Самый умный» возникла существенная проблема. Напомню, что одним из важных элементов в данном случае является тот факт, что на табло не отображается принадлежность вопросов к той или иной теме. Она видна только 10 секунд в самом начале, чтобы школьники развивали ещё и зрительную память. Однако вместо этого наши ученики сообразили просто тайком нажимать кнопочку «Print Screen» и снимать проблему на корню.
Проконтролировать этот момент технически невозможно, поэтому задачей развития зрительной памяти пришлось пожертвовать, чтобы нечестные школьники не имели преимущества перед теми, кто играет по правилам. В игре, проводившейся в апреле 2020 года на повторительно-обобщающем уроке по истории в 11 классе, пришлось отказаться от нейтрального цвета вопросов и оставить их принадлежность к теме видной всем участникам. Любопытно, что ученики при этом выбрали разную тактику: двое старались отвечать в первую очередь на вопросы темы, которую они готовили заранее, а один на чужие, стоившие на балл больше. Именно он в итоге и стал победителем.
В данном случае речь идёт об изменении поведения ученика в разрешённых правилами рамках. Однако возникали и ситуации нечестной игры, правда, в других игровых форматах («Семь бед – один ответ» и «Золотая лихорадка»). Вопрос в каждом из них задаётся на слух. В первом случае ученик должен с минимального количества подсказок определить правильный ответ, во втором – класс старается перечислить как можно больше единиц из какого-либо ограниченного ряда. Например, «Деятели Великой Французской революции», «Художники-передвижники» или «Города-герои».
«Загуглить» прямо на глазах у учителя всё-таки довольно сложно. Учёба проходит с включённой камерой, и хоть она не показывает руки, но даже по лицу легко понять, если человек ищет что-то в компьютере прямо сейчас. А вот попытки воспользоваться голосовым помощником смартфона возникали и, откровенно говоря, трудно быть уверенным, что каждая из них была своевременно пресечена. Ученики не зачитывают текст вопроса сами, а пользуются голосовым набором, используя речь учителя, и бороться с этим сложно.
Есть и ещё одна проблема. В дистанционном формате практически невозможно бороться с подсказками. Одновременно с чатом в Зуме или Скайпе у ученика может быть открыта любая социальная сеть, где ему может подсказать его же сердобольный одноклассник. В конце концов, учёба зачастую проходит дома и в присутствии кого-либо из родственников, которые тоже могут постараться помочь своему «неразумному чаду».
Ну и главной сложностью при использовании познавательных игр в дистанционном обучении остаются проблемы с Интернетом. Большинство игровых моделей подразумевают динамичность, требуют поддерживать высокий темп работы, но периодически это невозможно по независящим ни от школьников, ни от учителей причинам. Впрочем, в эту проблему так или иначе упираются любые дискуссии о возможностях дистанционного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...
Использование современных технологий на уроках музыки в условиях модернизации образования
Информация к заседанию педагогического совета школы....
презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"
презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...
«Развитие эмоцинальной саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования»
В статье представлены различные способы и приемы развития саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования.Особенное внимание уделено приемам снятия мышечной напряжен...
Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС
Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...
Презентация "Социализация детей - инвалидов на уроках математики в условиях дистанционного образования."
В презентации показаны несколько примеров, которые помогут учителю создать благоприятные условия на уроке для социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Статья "Уроки музыки в условиях дистанционного образования""
В настоящее время наблюдается активное внедрение информационных технологий в учебный процесс. Использование электронных пособий на учебных занятиях является востребованным, так как они позволяют прово...