Торговля и ремесла Новгородской земли
план-конспект урока по истории (7 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Конспект открытого урока Истории Отечества в 7 классе. Одним из самых богатых самостоятельных государств Руси была Новгородская земля. Новгородская земля была одним из первых государств, открыто не признавших власть великого князя. Но прославилась Новгородская земля не земледельческим трудом, а торговлей и ремеслами. Как же жили новгородцы и вели хозяйство? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_40_torgovlya_i_remesla_novgorodskoy_zemli.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии»

Торговля и ремесла Новгородской земли

Конспект открытого урока Истории Отечества в 7 классе

Екатерина Владиславовна Ижетникова, учитель истории

05.03.2021


Уроки 40. Торговля и ремесла  Новгородской земли

Цель: формировать представление о Великом Новгороде.

 Задачи

 Образовательные: дать сведения о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культурного развития; ознакомить с жизнью, занятиями горожан; показать особенности развития Новгородских земель.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с исторической картой, давать ответы на вопросы, самостоятельно ориентироваться по карте.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к людям труда.

 Основные знания: Новгород — важнейший торговый путь.

Основные термины и понятия: пошлина, пристань, гусляр.

 Оборудование и материалы:  карта «Древнерусское государство в IX – начале XII века» , картина А. Васнецова «Новгородский торг», «Пристань»; былина «Садко».

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний, объявление темы

Вводное слово учителя.

Одним из самых богатых самостоятельных государств Руси была Новгородская земля. Новгородская земля была одним из первых государств, открыто не признавших власть великого князя. Но прославилась Новгородская земля не земледельческим трудом, а торговлей и ремеслами. Как же жили новгородцы и вели хозяйство? Сообщение темы урока: «Торговля и ремесла Новгородской земли».

  1. Изучение нового материала
  1. Изучение материала начинается с рассмотрения географического положения Новгородской земли. Учитель проводит работу с картой.

Показывает на настенной карте новгородские владения. Новгородская земля простиралась далеко на север. Новгород был удобно расположен на перекрестке водных путей. Из Балтийского моря можно было попасть в Ладожское озеро, а из него в реку Волхов. По новгородским небольшим речкам можно было достигнуть верховий рек Волги и Днепра.

  1. Работа с текстом «Торговля и ремесла Новгородской земли». С.208-209. Один ученик читает вслух, остальные следят по учебнику. В ходе чтения дают ответы на вопросы.

- Купцы из каких стран приезжали торговать в Новгород?

 - Какие товары привозили иноземные купцы?

  1. Демонстрация картины «Новгородский торг» С.209, «Новгородская пристань» С.210. Рассматривают картину.

- О том, где продавали свои товары иностранные купцы вы можете узнать, посмотрев на картину «Новгородский торг». Новгородский торг находился на Торговой стороне Новгорода. Здесь располагались амбары, жилища купцов их лавки.

 - А как же товары заморских купцов попадали на Торг? Работа с картиной «Новгородская пристань» С.210.

 СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ПРИСТАНЬ – место на реке, где останавливались корабли.

 - Каким делом заняты люди на пристани?

  1. Продолжение работы с текстом «Торговля и ремесла Новгородской земли». С.208-209. Один ученик читает вслух, остальные следят по учебнику. В ходе чтения дают ответы на вопросы.

 - Что вывозили иностранные купцы из Новгорода?

  -  С какой целью новгородцы брали пошлину с иностранных купцов?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ПОШЛИНА – налог, который платили иноземные купцы за право торговать.

 - Куда ездили торговать новгородские купцы?

 - Почему среди жителей Новгорода было мало бедных людей?

  1. Составление таблицы «Торговля Новгородской земли» ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДИ

привозили

вывозили

Дорогие ткани, вина, украшения, изделия из стекла, хлеб, полотна, оружие, изделия гончаров и кузнецов

Меха, шкуры, мед, воск, лен, конопля, сало, соль, изделия ремесленников

  1. Ремесла новгородцев. Работами с иллюстративным материалом слайдов.

– Какими ремеслами славились новгородцы? Резьба по дереву, кости, золотых дел мастера.

  1. Самостоятельная работа с рассказом для дополнительного чтения «Былина о Садко».

 - Кто такой гусляр?

 - Как садко стал купцом?

 - Какие опасности, согласно былине, подстерегали новгородских купцов?

  1.  Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод.

 - Как вы узнали из урока, Новгород славился своей торговлей и ремеслами далеко за пределами новгородской земли.

  1. Первичное закрепление

 - Покажите на карте водные пути Новгорода?

 - С какой целью новгородцы брали пошлину с иностранных купцов?

 - Какими ремеслами славились новгородцы?

 - Почему в Новгороде было мало бедных людей?

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание

Прочитать текст учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 7 классе "Торговля и ремесла Новгородской земли"

Конспект урока "Торговля и ремесла Новгородской земли" представлен в форме путешесвия на Новгородские земли в период раздробленности Руси. В ходе урока дети знакомятся с расположением этих земель на к...

Презентация к уроку "Торговля и ремесла Новгородской земли"

Данная презентация создана в дополнение к уроку "Торговля и ремесла Новгородской земли" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Презентация. Новгородская земля.

Презентация к уроку истории в 6 классе....

Новгородская земля в ХI-ХII веках. Часть 1.

Дополнительный материал в помощь учителю и учащимся....

Тема: «Преподобный Антоний Леохновский – святой, просиявший на Новгородской земле»

Цель: Познакомить обучающихся   с житием  Преподобного Антония Леохновского (Новгородского)Дети , работая в группах, познакомятся с житием Антония Леохновского, исследуют, какими чертам...