Главные политические центры Руси - Новгородская земля
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Новгородская земля.
Цели:
- Показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика.
- Привнести в сознание учащихся понимание
- Продолжить развитие умения учащихся работать с картой и атласами, понятиями, находить ответы на вопросы в учебнике, с документом, работать в группах.
Оборудование:
- учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, с.90,91,95
- документ в учебнике с.95
- карта «Новгородская земля в 12-13 веках»
- Карта «Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв.»
- Атласы
- Меловые чертежи «Система управления в Новгородской земле»
- Карточки-задания по группам
- Иллюстрация в учебнике «Новгородский торг»
План:
- Географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
- Система управления.
Задача: 1.определить территорию, природные условия данного края. 2. рассказать о роли князя в Новгородской земле.
Ход урока
Орг. Момент. Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.
Проверка д.з.
фронтальный опрос
- Что такое раздробленность?
- Какие основные феодальные центры во второй половине XII–XIII веков появились на карте? (Работа с картой и атласами)
- Каковы причины раздробленности Древнерусского государства.
Индивидуальный опрос
Карточки. 1.заполнить таблицу «Любечский съезд русских князей». 2. объясните значение слов – удел, экономика, эксплуатация.
Актуализация.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся ближе с очень важным, крупным, и необычным политическим центром Древнерусского государства – Новгородской землёй. В чём заключается важность, и необычность этой земли мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке. План нашего занятия состоит из 2-х вопросов:
- Географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения.
- Система управления.
Также на доске представлены задачи, на которые вы сегодня найдёте вопросы в ходе урока.
1. Центр Новгородской земли – Великий Новгород. Возник ещё в середине 9 века как объединение трёх племенных посёлков: славянского, мерянского, чудского.
Давайте, с вами, определим по карте, где находится Новгородская земля.
К доске вызывается учащийся, а все остальные работают на местах с атласом или картой на доске.
- Покажите территорию Новгородской земли.
- Какими морями омывается Новгородская земля?
- Покажите на карте центр Новгородской земли.
Природные условия Северо-запада были суровы: холодный климат, бедные почвы и обилие болот.
Ставим перед учащимися задачу: (работа по группам) проанализировать тексты художественных и документальных источников (приложение 1,2.) и выяснить:
- Чем занимались жители Новгорода?
- С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
- Какими товарами торговали?
- Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?
Приложение 1.
“… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись… обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из Угры, Печоры… Двины., везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито… мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.
… Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…”
Приложение 2.
“ В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали- 152 вида, дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявших в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке …”
Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает рассмотреть картину художника А.Васнецова “Новгородский торг” в учебнике на с. 90
- Расскажите, что вы видите на этой картине?
(на картине изображена торговая площадь в Новгороде в период расцвета его политического и торгового могущества).
Природные условия Северо-запада были суровы, поэтому не позволяли хлебопашеству стать основой хозяйства. Более успешно в этих краях развивалось огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством. Очень хорошо развивалось ремесло. Здешние ткачи и литейщики, кожевники и ювелиры, стеклодувы и гончары, сапожники и оружейники славились по всей Русской земле. Новгород вел активную торговлю. Иностранцы везли в Новгород металлы, сукно, ремесленные изделия, соль, пиво, сельдь. Покупали они меха, воск, сало, лен, коноплю, хлеб, драгоценные камни и другое. Из крестьянских селений на торг поступали продукты питания, хлеб.
Используя карту и атласы, вместе с учащимися рассматриваются важнейшие торговые пути, связывающие Новгород с Европой и с различными русскими землями и делается соответствующий вывод: Новгород стал крупным торгово-ремесленным центром.
Новгород стоял на пути "из варяг в греки" - важнейшем торговом пути древней Руси. По Волхову плыли, причаливая к пристаням, многочисленные "заморские" суда. Торговля велась с немецкими, датскими купцами, а также Византией и странами Востока. Также Новгородская земля вела торговлю с другими крупными политическими центрами Руси – Владимиро-Суздальским и Галицко-Волынским княжествами, с которыми мы с вами познакомимся на следующем занятии.
2. Система управления Новгородской земли.
Меловые чертежи на доске. “система управления”:
В начале 12 века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Что же такое республика? Республика- форма правления, при которой верховная власть принадлежит, выбранным на определенный срок, органам власти.
Главной властью в Новгородской земле было вече. Вече - высший орган власти в Новгородской республике. Символом народовластия стал вечевой колокол, удары которого оповещало всё население о созыве веча. По удару вечевого колокола собирались люди на Ярославово дворище. В центре двора на вечевом помосте располагались новгородские власти. На площади вокруг помоста находились бояре, купцы, “черные люди” (ремесленники, крестьяне). Народное собрание решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц и приглашали князя на правление.
Высшим должностным лицом был посадник. Откройте учебник на с.91 и найдите в тексте ответ на вопрос.
- Чем занимался посадник? Какие у него были обязанности.
- Кто же был помощником посадника? Найдите ответ на с.91
Главой новгородской церкви был владыка, епископ.
- Давайте с вами вспомним, кто же такой епископ? (Высшее духовное лицо в церкви).
Епископ также выбирался на вечевом собрании. Хранил казну города, возглавлял церковный суд, наблюдал за торговыми мерами.
Новгородское вече приглашало князя с дружиной как начальника всех вооруженных сил в случае войны. С князем заключался договор, в котором князю запрещалось вмешиваться в городское управление. Князю и его боярам запрещалось иметь собственную землю в Новгородской республике, а также вести торговлю. В случае не выполнения договора, он разрывался.
Откройте в учебники на с.95. Прочитаем с вами документ из Новгородской летописи о восстании в Новгороде.
- Чтение документа и ответы на вопросы после документа.
- О чём говорится в этом документе?
- В чём обвинили новгородцы князя Всеволода
Давайте вместе с вами сделаем вывод по всему нашему уроку. Вывод делают учащиеся.
Закрепление.
- Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно?
___ земледелие,
___ скотоводство,
___ охота,
___ рыболовство,
___ торговля.
- Перечислите товары, которые новгородцы ввозили из Европы и которые вывозили за границу:
ввозили ________________, вывозили __________________.
- Какая форма правления сложилась в Новгородской земле?
- Какие должности выбирало вече?
Выставление оценок и д.з.
§10 -11 Вопросы 5,6 Слова. Исторические справки - Долгорукий, Большое Гнездо, Боголюбский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока : Главные политические центры Руси
план - конспект урока составлен в соответствии с требованиями предъявляемыми к уроку и использоанием ЭОР...
Главные политические центры Руси
Показать особенности развития крупных русских княжествРассказать о борьбе за Киев, о выдающихся русских князьяхПлан:Владимиро-Суздальское княжествоЮ.ДолгорукийА.Боголюбский...
Главные политические центры Руси.
Урок по истории России "Главные политические центры Руси" в 6 классе. Ребята, работая в группах по плану, выясняли сущность проблемы: Какие формы государственного правления формировались в...
Главные политические центры Руси
Кондаурова Любовь ИвановнаТема: Главные политические центры Руси6 класс Цели: познакомить учащихся с особенностями развития основных удельных княжеств Древней Руси.Выдающиеся личности: Юрий Долго...
Урок истории в 6 классе "Главные политические центры Руси"
Урок истории в 6 классе "Главные политические центры Руси"....
Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество
Конспект открытого урока в 6 классе...
Технологическая карта урока по истории Древней Руси на тему: Главные политические центры Руси
План-конспект урока по стандартам ФГОС...