Программа междисциплинарного курса внеурочной деятельности по математике и истории « Загадки древних цивилизаций»
методическая разработка по истории (5, 6 класс)
междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и математика.
Особенностью данного курса является то, что он восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим и математическим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе изучения материала. Так же содержание курса позволяет в реальной действительности применить математические и исторические знания в их взаимодействии на примере возникновения и развития исторических цивилизаций. Данный курс позволяет решить на наш взгляд самую важную проблему современного образовательного процесса – получать знания не ради знаний, а уметь их применять в реальной действительности, уметь воспользоваться ими в незнакомой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_tsivilizatsiy.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхнемазинская средняя школа имени Д.В. Давыдова»
Радищевского района Ульяновской области
Программа междисциплинарного курса
внеурочной деятельности по математике и истории
« Загадки древних цивилизаций»
(5-6 кл.)
(68 часов)
Составители: учитель истории
и обществознания высшей
квалификационной категории
Волкова Галина Николаевна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Шибилист Нина Дмитриевна
Адрес:
Ульяновская область
Радищевский район
с.Верхняя Маза
ул.Строителей д1.кв.4
телефон:89276331009
ул. Молодёжная д 3 кв 1
телефон: 89278290615
Верхняя Маза
2018
Пояснительная записка
1.ВВЕДЕНИЕ
Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС Требования к основной образовательной программе основного общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность достаточно эффективно способствует реализации одной из идей стандартов - достижение метапредметных результатов обучения. Их реализация может проводиться путем включения в учебный процесс междисциплинарных (по терминологии ФГОС - интегрированных) курсов. Под междисциплинарными курсами (далее МДК) следует понимать учебные дисциплины, содержание которых ориентировано на максимальную адаптивность к требованиям и потребностям учеников. Междисциплинарность курсов определяется взаимосвязью с несколькими науками и предметными областями, максимальной гибкостью содержания, высокой степенью свободы учителя в выборе форм и методов обучения. Содержание МДК определяется познавательными и возрастными особенностями учеников, логикой изложения МДК, научными предпочтениями учителя и требованиями к результатам обучения.
Нами реализуется междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и математика.
Особенностью данного курса является то, что он восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим и математическим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе изучения материала. Так же содержание курса позволяет в реальной действительности применить математические и исторические знания в их взаимодействии на примере возникновения и развития исторических цивилизаций. Данный курс позволяет решить на наш взгляд самую важную проблему современного образовательного процесса – получать знания не ради знаний, а уметь их применять в реальной действительности, уметь воспользоваться ими в незнакомой ситуации.
Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.
Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?
Используя элементы истории на уроках математики ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы. Интересны сведения о системе записи чисел у разных народов. Короткие биографии ученых-математиков рассказывают об их важнейших открытиях. Еще один пример того, как можно учить, не отпугивая от математики, - интеграция исторических знаний и математических задач, связанных с этими знаниями. Ученикам гораздо интереснее решать именно такие задачи. В то же время наибольшую трудность у них вызывает математика. Может быть, в какой-то мере интеграция исторических и математических знаний на примерах задач исторического содержания поможет привить интерес и к истории, и к математики. Cуществует большое разнообразие направлений реализации межпредметных связей математики с историей. Их использование учителем в образовательном процессе является несомненным достоинством и способствует более полной реализации целей изучения математики в школе.
Цели курса:
Личностные:
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с
исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями;
- воспитание уважения к истории и традициям народов;
-способствовать преодолению трудностей в усвоении учебного материала;
- Развитие интеллектуального мышления у обучающихся.
Метапредметные:
- развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
- овладение основами исследовательской деятельности;
- овладение основами проектной деятельности;
- овладение основами моделирования;
- развитие и расширение знаний в процессе познавательно-экскурсионной деятельности;
- развитие творческих способностей через моделирование, театрализацию и д.;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные:
-формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение разнообразными методами исторического познания;
-умение работать с различными источниками исторической информации;
-формировать вычислительные навыки у обучающихся;
-формировать и развивать у учащихся умения и навыки применения основных математических понятий, формул при решении различных типов задач, в том числе и повышенной сложности ;
-показать нестандартные приёмы решения задач;
-формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи:
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
-контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий:
-практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования;
-речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению
опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий:
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, творческой деятельности;
- развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального
мышления;
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Загадки древних цивилизаций» изучается в 5-6 классах. Программа рассчитана на год обучения, предполагает изучение курса в течение 68 часов , из расчета 2 учебных часа в неделю. Предусмотрены 2 часа резерва для расширения и углубления знаний в процессе познавательных экскурсий.
3. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории и продолжают изучение математики, начатое на ступени начального образования. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к изучаемому материалу. А этот интерес может возникнуть, только если ребёнок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” означает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Во – первых, десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время. Во вторых, сложно представить технологии ведения хозяйства в древности. В - третьих, устройство древних обществ и мировоззрение древних людей очень отличались от современности. Все эти сложности сложно преодолеть только в рамках урока. Для того, чтобы понять историю, необходимо “прожить” её, “увидеть изнутри”. Математика же занимает определяющее место среди предметов формирующих интеллект и имеет огромную практическую значимость. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, полученные на уроках, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
Изучение элективного курса «Загадки древних цивилизаций» с использованием метода проектов, исторических задач, даёт возможность учесть образовательные потребности детей; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому из учащихся; раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности учеников.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- Устойчивая мотивация к изучению учебного материала, готовность
и способность обучающихся к саморазвитию;
-Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-Навыки самоанализа и самоконтроля, взаимоконтроля.
- Углубление и расширение интереса к математике и истории;
- Повышение профессионального, жизненного самоопределения.
- Развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся;
-Формирование самостоятельности суждений, нестандартности мышления.
Предметные результаты:
- самостоятельное приобретение и применение знаний в различных ситуациях для решения практических задач различной сложности, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- владение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества;
-умение пользоваться справочниками, дополнительной литературой, предметным указателем энциклопедий и для нахождения информации;
- выполнение арифметические преобразования выражений, применение их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям;
- умение самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты выполнения заданий с учётом условий реальностей жизни;
- формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
-использовать историческую карту как источник информации;
-применение знаний в новой ситуации;
-объяснение того, как могут быть использованы полученные знания в различных жизненных ситуациях, в той или иной профессии.
-расширение представления об истории мировой культуры в связи с историей математики
-усвоить основные базовые знания по математике и истории; овладение способами исследовательской и проектной деятельности;
-формирование творческого мышления;
- улучшение качества решения задач различного уровня сложности обучающимися.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- Умение ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
- Развитие основ логического и алгоритмического мышления(анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин), конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи).
- Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- Расширение кругозора учащихся;
- Формирование познавательных интересов, направленных на развитие представлений ;
- Формирование умения видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
- Формирование умения строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
- Развитие творческих способностей, навыков исследовательской и проектной деятельности ;умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,
- Отработка умения работать с различными источниками информации;
- Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- Формирование способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, пониманию смысла поставленной задачи; к осознанию уровня и качества усвоения результата;
- Составление плана и последовательности действий;
- Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- Умение выполнять учебное действие в соответствии с целью;
-умение использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических, математических наук
Коммуникативные:
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества
-формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- 5. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ( Приложение№1)
Содержание элективного курса «Загадки древнейших цивилизаций.
Тематическое планирование
Примерные сроки | № недели | раздел | Тема | |
история | математика |
сентябрь | 1 | Первобытно-общинный строй | Вводное занятие клуба «Что?Где?Когда?» Загадки древнейших цивилизаций. | |
2 | Занятия древних людей (охота, собирательство, рыболовство и др.) | Счёт у древних людей. | ||
3 | Условия жизни и образ жизни первобытных людей | Как научились измерять и считать время | ||
4 | Религия и искусство древних людей. Зарождение научных знаний. | Числа и цифры | ||
октябрь | 5 | Древний Египет | Жизнь земледельцев на берегах Нила | Строители пирамид |
6 | Жизнь земледельцев на берегах Нила | Происхождение мер. Изобретения египтян | ||
7 | Мир египетских пирамид. Путешествие в «долину смерти» | Работа над проектом «Макет пирамиды Хеопса» | ||
8 | Защита проекта | |||
9 | Занятие клуба «Что? Где? Когда?» | |||
ноябрь | 10 | Древняя Греция | Природа и население Древней Греции.. | Знакомство с Древней Грецией |
11 | Период расцвета Греции. Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура. Философия. Наука. Образование. | Работа над проектами «Школа Пифагора» «Ученые-математики древней Греции» | ||
12 | Боги и герои Древней Греции. Мифы Древней Греции. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Работа над проектом «Мифы Древней Греции в задачах» | ||
Декабрь | 13 | Греки и критяне. Держава Миноса. | Работа над проектами «Лабиринты» и «Теория музыки» | |
14 | Древнегреческий театр. Олимпийские игры в Элладе. | Работа над проектами «Золотой прямоугольник» «Стомахион Архимеда» | ||
15 | Защита проектов | |||
16 | Занятие клуба «Что? Где? Когда?» | |||
Январь | 17 | Вавилон | Рождение цивилизации между реками Тигр и Евфрат. | Развитие математики в Вавилоне |
18 | Культура Шумера. | Изобретение колеса | ||
19 | Культура Шумера. | Астрономия в древнем Вавилоне | ||
февраль | 20 | Древний Вавилон. | Задачи Вавилона | |
21 | Древний Китай | Первая Китайская империя. | Зарождение математики в Китае | |
22 | Древняя мудрость и изобретения китайцев. | Работа над проектом «Карманные солнечные часы» | ||
23 | Великая Китайская стена. Работа над проектом «Макет великой китайской стены» | |||
март | 24 | Работа над проектами | ||
25 | Из поучений Конфуция. | Решение задач из «Математики в девяти книгах» | ||
26 | Занятие клуба «Что? Где? Когда?» | |||
апрель | 27 | Рим | Рим завоевывает Италию. Превращение Рима в мировую державу. | Римляне-завоеватели |
28 | «Золотой век» Римской империи. | Римские цифры | ||
29 | Римляне и повседневная жизнь. | Римские цифры | ||
30 | Древняя Индия | Возникновение христианства. | Свет с Востока | |
31 | Ранние цивилизации Древней Индии. | Великое открытие индийских учёных | ||
32 | Устройство общества в Древней Индии. | Изобретение шахмат | ||
33 | Резерв | Экскурсии | ||
34 | Занятие клуба «Что? Где? Когда?» |
- 6.Формы проведения занятий:
- Комбинированное тематическое занятие;
- Проектно-исследовательские занятия;
- Занятия по моделированию;
- Творческие мастерские;
- Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия для учителя истории:
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДО, 2005.
2. Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2006.
3.Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М. : ВЛАДОС, 2003.
4. Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история. М.: «Первое сентября» 2000
5. Уколова И.Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уколова.-М.: Росмэн, 2005.
6. М.А. Гузик «В поисках золотого руна» М.: «Просвещение» 1994
1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А.Н.Алексашкиной М.: АСТ, 1996.
7. К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа 1990
Методические пособия для учителя математики:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и
методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012.
3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.
4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:Просвещение, 1996. – 144 с.
5. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл./О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.
6. Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
7. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
8. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
9. Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В Москва, Просвещение,1998г
10. Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
11. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1998
12. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001.
13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005
14. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.
15. Ступницкая М. А . Учебный проект .2004.
Дополнительная литература для учащихся по истории:
1.Афонъкин С. Боги Олимпа: школьный путеводитель / С. Афонькин. - М.: Узнай мир, 2001
2. Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки: пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2008.
3. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н.М. Ионина. - М. : Вече, 2007.
4. История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф.С. КапицаТ.М. - М.: Слово, 1996.
5. Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф.С. Капица В.А. Григшев, Е.П. Новикова. - М.: АСТ, 2010.
6. Энциклопедия для детей. Т 1 : Всемирная история / сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1999.
10. Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира: энциклопедия / З.А. Камышанова, К.А. Камышанов. - М.: Академия развития, 2005.
11. Пономарёв М.В. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся / М. В. Пономарев С.В. Колпаков А.В. Абрамов. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература для учащихся по математике:
1. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.:
Просвещение, 2009.
2. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
3. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
4. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
5. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
6. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
7. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. –
3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.
8. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988
9. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы.- М.: «Просвещение», 2005.
10. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения
логических задач: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
11. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2000.
12. Депман И. Я. Мир чисел. Ленинград, Детская литература, 1982
Учебно-методическое обеспечение:
История Древнего мира. Уроки Всеобщей истории Кирилла и Мефодия. СД.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Нестандартная математика"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 5 класс 3 часа в неделю
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Закона Российской Федерации «Об об...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю
Занятия внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие логическог...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» соответствует:• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки Росс...